Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:41, реферат
Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения.
Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
1. Mатериальная культура казахов в 16-18 веках
2. Народные обычаи, верования и религии казахов
3. Устное народное творчество и письменная литература
4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры
5. Cписок использованной литературы
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсіз қамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».
Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».
При изготовлении женских украшений применялась различная техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение, зернь, эмаль.
4. Оружиe:
Разнообразным было и казахское оружие.
Из особой стали делали кривые сабли -
«қылыш», палаши - «селебе» мечи - «семсер».
Широко использовались шпаги - «сапы»
кинжалы - «қанжар», длинные ножи с изогнутым
клинком - «жеке ауыз», длинные узкие ножи
- «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным
оружием были лук - «садақ» и стрелы. Наконечники
стрел были различных форм - четырехгранные,
ромбические, вилообразные. Копья - «найза»
имели стальной наконечник и кисти из
конских волос. В комплекс вооружения
входили и секиры - «айбалта».
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - «сауыт», стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - «білтелі мылтық», без насечки - «кара мылтық», с коротким стволом - «самкал». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кеш», Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и «шокпар» из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.
5. Пища:
Пища - первейшая и основная жизненная
потребность человека.
Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - «қымыз», из верблюжьего - «шубат». Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - «айран». Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло - «сары май». Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - «қарын».
Важное место в рационе
Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено «тары», шедшее на приготовление пшенной похлебки «тары көже». Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - «талқан». Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки «тары таба нан». Из пшена готовилось также праздничное блюдо «жент».
Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку «бидай көже», талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек - «таба нан», лапши - «кеспе», обжаренного в сале теста - «бауырсақ». Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - «палау» и кашу «ботқа».
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный жир верхней части шеи – «жал», мясо и жир области крупа - «жая». Из прямой кишки изготовляли «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром - «қазы». Колбаса из мяса, других частей туши называлась «шужық».
Баранина употреблялась в
6. Народные обычаи, верования и
религии казахов:
Казахские народные обычаи и обряды
часто проявлялись в различных
ритуалах, соблюдаемых в повседневной
хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов.
Так, весной, выезжая из зимовки, и
осенью, возвращаясь обратно, в обязательном
порядке соблюдались обряд
Между летними пастбищами (жайлау) имелись кочевые пути с водопоями, и эти места обычно считались ничейными, т. е. общими для всех кочующих, поэтому ими пользовались с правом первого захвата. Для этого было достаточно оставить возле водопоя заметный след, что пастбище уже занято.
Весной, пока не загремит гром, разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие съедобные плоды. По представлениям народа, гром являлся предвестником спелости всей флоры, способствующей увеличению молока у маточного поголовья. Поэтому во время грома деревянным черпаком (ожау) для разливания кумыса осторожно били снаружи по решетке юрты, что называлось в народе «ожау кағу». При этом непременно произносили «Сүт көп болсын, көмір аз болсын» (пусть молока будет много, а угля мало). По космогоническим представлениям народа, это способствовало обилию молочных продуктов.
В самом начале лета, достигнув летних пастбищ (жайлау), казахи осуществляли привязь жеребят, чтобы организовать доение кобыл для кумыса. По этому поводу в рамках аула проводили небольшое пиршество, так называемый «қазық майлау» или «бие мұрындық». Смысл этого обряда заключался в том, чтобы жеребята и их матки были благополучны и кумыса было много. Угощая собравшихся одноаульцев кумысом и мясом, обряд завершали смазыванием кольев для привязи жеребят (желі) жиром. При этом белобородые старцы не скупились на добрые пожелания организаторам обряда.
Согласно домусульманским поверьям, некоторые орудия труда и предметы кочевого быта считались священными. Такими являлись, например, и шест с петлей для ловли лошадей — «курык», привязь для жеребят — «желі», привязь для ягнят — «көген», узда — «жүген», недоуздок — «нокта», шест и для поднятия купольного круга юрты — «бакан» и т. д., через которые нельзя перешагивать или наступать на них, особенно женщинам. Народные обычаи наиболее полно раскрывались в различных ритуалах, соблюдаемых в семейно-брачных отношениях, которые хорошо сохранили пережиточные черты многих древних институтов — группового брака (левират и сорорат), родовой экзогамии, полигамии, большой патриархальной семьи, калыма и приданого и т. д.
Традиционным в степи было гостеприимство. Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение и различные услуги оказывали гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов.
7. Религия:
В XVI—XVIIІ вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в рассматриваемый период прежде всего выступали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Джурджании и Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцы посещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению. Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о массовом приобщении казахов к исламу. Казахи в этот период читали Коран, совершали молитвы, соблюдали пост, совершали мусульманский обряд бракосочетания, обучали своих детей в мусульманских школах. Ислам в Казахстане, особенно в его южных районах, постепенно становится господствующей религией в казахском обществе. Кочевой образ жизни затруднял постройку специальных зданий для богослужения, организацию постоянно функционирующих религиозных учреждений и формирование постоянного духовенства. Молитвы могли совершаться в любом месте, а недоступность большинству населения Корана и книг на арабском языке компенсировалась тем, что казахи следовали каждому слову проповедника и под его руководством исполняли религиозные обряды, заучивали предписания исламского вероучения.
8. Устное народное творчество
и письменная литература:
Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.
Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было «терме» - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построении куплетных форм. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.