Тюркские народы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:41, реферат

Краткое описание

Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения.
Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.

Содержание

1. Mатериальная культура казахов в 16-18 веках
2. Народные обычаи, верования и религии казахов
3. Устное народное творчество и письменная литература
4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры
5. Cписок использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 49.35 Кб (Скачать файл)

Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов  богато и разнообразно отражает жизнь  народа. Сказки дают много интересного  для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Много казахских сказок посвящено  животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о эащитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, Традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Суду», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу Щащ», «Макпал кыз». Существенное влияние на сложение казахских лирических ^м оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви «Жусуп и Злиха», «Лейли и Мажнун», «Боз жигит» «Сейфуль Малик» , «Тахир и Зухра» пелись и в казахских аула»'

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных  жанров: пословицы, загадки, изречения  афоризмы (шешендік сөздер), сатирические, юмористические лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и  празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства  способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных  произведений. Казахам, как и некоторым  другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном  инструменте, или солист-инструменталист  являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Повсеместно распространенным музыкальным  инструментом, являющимся непременной  принадлежностью каждого акына  и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен  был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.

Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах. Талантливые  народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте как расскажет об этом домбра».

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства  у казахов. Именно в силу этого  до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы импровизаторы. Понятия «ақын», «жырау», «жыршы», «өлеңші» - во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняют песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества.

Историко-культурные процессы непосредственно  связаны с социально-экономическим  развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали  основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и  Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская  культура. Таким образом, в XVІ-XIІІV в  Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних  племен казахских степей.

Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита  письменная традиция. Основные жанры  литературных произведений - религиозные  и исторические труды. В XVІ-XIІІV вв. среди  казахов были распространены такие  книги, как «Қысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и Др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в 'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, °священо истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - «Жами ат-тауарих». Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XVI вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.

В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с  культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для  дальнейшего развития казахской  национальной литературы.

 

9. Народные массы - истинные  творцы казахской культуры:

Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни-образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны в МангытскоМ Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам.

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался  Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится  творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

 
 
 
 
 
                                 Список использованной литературы:

 

1. История Казахстана (с древнейших  времён до наших дней). В пяти  томах. Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000 г. - 768 стр. 
 
2. А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Республики Казахстан», - Астана, Фолиант, 2002 г. – 368 стр.

3. Д. Бабаев «История Казахстана», Алма-Ата, Издательство «Рауан», 1992 г. - 175 cтр.

4. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. И допол.- Алматы, 2002 г. – 222 стр.

5. Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата 1999 г. – 448 стр.


Информация о работе Тюркские народы