Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 07:56, контрольная работа
В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.
1. Уголовное право по Русской Правде……………………………………………………….3
1.1 Преступление………………………………………………………………………………..3
1.2 Наказание……………………………………………………………………………………4
1.3 Суд и процесс по Русской правде………………………………………………………….5
2. Судный процесс по Соборному Уложению 1649 г………………………………………...7
3. Крестьянская реформа 1861г. Изменения правового положения крестьян.……………….9
4. Использование принудительного труда в российской системе наказаний…………………13
Список использованной литературы…………………………………………………………....16
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 1552 тыс. ревизских душ, или 15%. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44%; Нижегородская 119 тыс., 35%; Тульская 114 тыс., 31%; Костромская 87 тыс., 31%). В целом быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. В ряде губерний помещики предоставляли крестьянам рассрочку в уплате дополнительных платежей, чаще всего на кабально-ростовщических условиях, вплоть до замены их отработками. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883, перевод на который завершился к 1895. Всего к 1 января 1895 было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным землевладением. Около 80% выкупных сделок были обязательными. В итоге К. р. (сведения 1877—1878) в губерниях Европейской России 9860 тыс. душ крестьян получили в надел 33728 тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У 115 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).
Отмена крепостного права
К. р. 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи. 13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по "Положениям 19 февраля". В Армении и Азербайджане К. р. была произведена в 1870—83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по "Положению 14 июля 1868" наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе "Положения о выкупе" 19 февраля 1861.
""Крестьянская реформа"
была проводимой крепостниками
буржуазной реформой. Это был
шаг по пути превращения
4 Использование принудительного труда в российской системе наказаний
1. Запрещение принудительного
Помимо международного трудового права, нормы о запрете принудительного труда содержатся в международном гуманитарном праве, к источникам которого относятся акты общего и регионального действия. Примером первого из них может служить Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8), примером второго - Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю.М. Колосов и И.И. Котляров. М., 1996. С. 541 - 552).
Наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: Конвенцию N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. и Конвенцию N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. 1. Женева, 1991. С. 197 - 208; Т. 2. С. 1161 - 1164). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной.
Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Определение принудительного
труда в соответствии с ч. 2
ст. 4 ТК основывается на
Вместе с тем характеристика принудительного, или обязательного, труда, данная Конвенцией N 29, содержит не один, как в ч. 2 ст. 4 ТК, а два признака. Помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), Конвенция N 29 относит к числу признаков принудительного, или обязательного, труда также факт отсутствия добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство свидетельствует не о нарушении российским законом положений Конвенции N 29, а о более жестком подходе к вопросу квалификации конкретного труда в качестве принудительного. Если по нормам международного трудового права для этого требуется одновременное наличие двух признаков, то по российскому законодательству достаточно одного в виде угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).
В дополнение к общему определению
принудительного труда ч. 2 ст. 4 приводит
его конкретные примеры, практически
текстуально совпадающие с
3. Часть 3 ст. 4 ТК не имеет аналогов в международном трудовом праве и по сути расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. Отечественный законодатель предпринял весьма нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Так, согласно ч. 3 ст. 4 разновидностью принудительного труда признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении. Поскольку же принудительный труд запрещен, то работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе отказаться от выполнения работы, не оплачиваемой надлежащим образом, до возобновления надлежащей оплаты труда (см. ст. 142 и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
Аналогичным образом обстоит дело и со второй разновидностью принудительного труда, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК. В данном случае работник также вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей вне зависимости от причин, приведших к отсутствию у него средств коллективной или индивидуальной защиты либо породивших угрозу его жизни или здоровью.
По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты основного трудового права на получение оплачиваемой и безопасной работы. Совершенно очевидно, что возможность воспользоваться данным способом защиты нарушенного права возникает с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда.
Однако практическое применение этого способа защиты наталкивается на два препятствия, которые создали ст. ст. 142 и 379 ТК. Так, согласно ч. 2 ст. 142 у работника возникает право приостановить работу не с первого, а лишь с 15 дня задержки заработной платы. В то же время отсутствие выплаты заработной платы при продолжении работником выполнения работы в течение 15 дней, предшествующих появлению у него права на приостановление работы, должно в соответствии с ч. 3 ст. 4 ТК, причем совершенно определенно, признаваться принудительным трудом, который запрещен. Таким образом, не предоставляя работнику права приостановить неоплачиваемую работу до истечения 15-дневного срока задержки выплаты заработной платы, ч. 2 ст. 142 тем самым разрешает 15-дневное применение принудительного труда в той форме, которая прямо запрещена ч. 3 ст. 4. Разумеется, это нонсенс, от воспроизведения которого практика применения трудового законодательства должна избавляться. Путь в данном случае только один - признание юридического верховенства за международными актами, запрещающими применение принудительного труда. В системе российского трудового законодательства это юридическое верховенство принадлежит ст. 4 ТК, запрещающей любой принудительный труд, в том числе в виде работы без надлежащей оплаты.
4. Часть 4 ст. 4 ТК содержит перечень
видов работ, не признаваемых
разновидностями
всякая работа или служба, являющаяся
частью обычных гражданских
мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.
Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в Трудовом кодексе формулировок этих исключений из видов принудительного труда, они сохраняют и в отношении нашей страны правовую силу, которая вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом, в частности, не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением административных и уголовных наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.
Список использованной литературы
1. История государства и права России: учебник для вузов / под ред. Ю. П. Титова. – М.: Проспект, 2003.
2. История государства и права России: учебник для вузов / В. М. Клеандрова [и др.]; под ред. Ю. П. Титова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2005.
3. История отечественного государства и права. / под ред. О. И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – Ч. 1.
4. Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю. П. Титов; под ред. Ю. П. Титова. – М.: Проспект, 1997.
5. История отечественного государства и права: планы семинарских занятий для студентов направления 521400 «Юриспруденция» / сост. Н. В. Бондарчук. – Омск: ИПЭК, 2006.
6. Альбом схем по истории отечественного государства и права для студентов направления 521400 «Юриспруденция» / сост. Н. В. Бондарчук, И. А. Коновалов. – Омск: ИПЭК, 2006.
7. Отечественное законодательство XI–XX веков: пособие для семинаров / под ред. О. И. Чистякова. – М.: Юристъ, 1999. – Ч. 1 (XI–XIX вв.).
8. Отечественное законодательство XI–XX веков: пособие для семинаров / под ред. О. И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2000. – Ч. 2 (XX в.).