Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:25, доклад
Административно-хозяйственное управление в регионе. Уральский регион, расположенный по обе стороны Уральского хребта, не будучи прямым административно-территориальным субъектом РСФСР и СССР, с географической, экономической, этнической, исторической точек зрения представлял собой целостное сообщество. К Уралу относились две автономные республики: Башкирия и Удмуртская (с декабря 1934 г.), четыре области: Молотовская (Пермская так называлась с 1940 по 1957 г.), Свердловская (в ее состав в 1942 г. из Челябинской были переданы два района — Каменский и Покровский), Челябинская, Чкаловская (Оренбургская, так называлась с 1938 по 1957 г.). В феврале 1943 г. была образована Курганская область (в ее состав вошли 32 района Челябинской и 2 района Омской). В июле 1944 г. 2 района из ее состава были переданы в Тюменскую область. С 1935 по 1944 г. районы Тюменской области входили в состав Омской области. В 1944 г. была образована Тюменская область.
Урал в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Административно-хозяйственное
управление в регионе. Уральский регион, расположенный по обе
стороны Уральского хребта, не будучи
прямым административно-
На территории Урала по переписи 1939 г. проживало 13,5 млн человек, что составляло 8 % населения страны. За годы войны городское население в регионе увеличилось на 21,6 % (на 1,1 млн человек), сельское, наоборот, резко сократилось — на 25,2 % (на 2,2 млн человек). В крае шел процесс расширения сети городов и поселков городского типа. Рост горожан был обусловлен притоком эвакуированных и беженцев, расширением сети городов путем их юридического преобразования из сельских населенных пунктов и переездом сельских жителей.
Удельный вес горожан в
Характерной особенностью Урала был полиэтничный состав населения. В регионе преобладали три языковые группы населения: восточнославянская, тюркская и финно-угорская. Русские составляли 71,5 % всех жителей, татары — 8,9 %, башкиры — 5,9 %, удмурты — 3,8 %, украинцы — 3 %.
Промышленность. В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона.
В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34. Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев и создали необходимые предпосылки для быстрого роста выпуска танков.
Еще в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики, советские военачальники дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры. Генерал Шнедер писал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире. Создание тяжелого танка КВ («Климент Ворошилов») (главный конструктор Ж. Я. Котин) явилось новым направлением в отечественном и мировом танкостроении. Харьковские конструкторы К. Ф. Челпан, Т. П. Чупахин, Я. В. Вихман, Я. Н. Аптекман и другие впервые в мировой практике разработали дизельный двигатель для танков.
Ученые и конструкторы Танкограда Ж. Я. Котин, Н. Л. Духов, Л. С. Троянов, И. Я. Трашутин, Я. В. Вихман и другие, осуществляя единую концепцию развития тяжелого танка, разработали и поставили фронту 13 типов боевых машин и САУ. В 1942 г. в конструкторском бюро родилась идея создания тяжелого танка И С («Иосиф Сталин»). В рекордно короткий срок, всего за 51 день, было налажено его серийное производство. Когда на полях сражений появились новые немецкие «тигры» и «пантеры», Красная Армия уже имела на вооружении ИС, самый мощный тяжелый танк в мире. По своей бронезащите, артиллерийскому вооружению и маневренности ИС до конца войны остался непревзойденным танком тяжелого типа. Испытав в боях мощную силу ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором предписывалось избегать боев с этими машинами.
Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано более 80 опытных образцов боевых машин. Большая часть их выпускалась крупносерийным поточным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков.
В годы войны были увеличены мощности
Магнитогорского
Переход на выпуск вооружений содействовал
техническому прогрессу в индустрии
края. Централизация и
Не было таких видов военной
продукции, которые бы не изготавливались
на Урале. До войны броневая сталь
на Урале не производилась. Чтобы
удовлетворить потребности
Характер используемой в войне техники предъявлял повышенные требования к работникам, выпускавшим военную продукцию. В военные годы на Урале широко развернулась подготовка новых квалифицированных кадров в системе трудовые резервов (школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища), индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, производственный инструктаж, курсы техминимума, стахановские и технологические школы, обучение вторым и смежным профессиям. Большую роль в формировании индустриальных кадров Урала сыграли эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Харькова рабочие, мастера. Для сохранения кадрового корпуса в военной промышленности применялось бронирование (освобождение от призыва в армию).
На Урале в годы войны, где был собран цвет рабочего класса страны, зародились многие патриотические начинания и движения. Их инициаторы — Е. П. Агарков, И. П. Блинов, Е. И. Подорванова, Г. Ф. Семенов, П. А. Томилов и другие — были известны всей стране. Первую комсомольско-молодежную бригаду на УЗТМ возглавил М. Ф. Попов (род. 1914 г.). В сентябре 1941 г., когда гитлеровцы подходили к Москве, молодые уральцы начали соревнование за почетное звание фронтовой. Их девизом было: «В труде, как в бою!» Бригада Попова уменьшила время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов.
Транспорт. В связи с новым размещением производительных сил, изменением системы кооперации между предприятиями, крупным ростом производства, резко увеличились перевозки внутри региона. В то же время на уральских магистралях, связывавших центр страны с Сибирью и Дальним Востоком, намного возрос транзитный поток: на фронт шли военные эшелоны, на восток — поезда с грузом и населением. Все это требовало исключительной четкости в работе железнодорожников. За первые два военных месяца только на Пермской железной дороге было перевезено 3 млн человек.
В 1943 г. железные дороги были переведены
на военное положение. Все звенья
сложного транспортного механизма
стали работать более четко и
согласованно. Огромная напряженность
в работе транспорта требовала строительства
новых железнодорожных линий, подъездных
путей к новым промышленным объектам.
В Оренбургской области скоростными
темпами сооружались линии
Самоотверженно работали речники Камского речного пароходства. Судовые коллективы с целью экономии средств сами ремонтировали пароходы, сокращали расход топлива, выступали застрельщиками буксировки большегрузных возов. В дни битвы на Волге камские пароходы доставляли защитникам Сталинграда оружие, боеприпасы, снаряжение; на обратном пути вывозили раненых, эвакуированное население. Суда подвергались бомбежкам и обстрелам. Команды действовали мужественно и умело выполняли задания. Водники Камского бассейна произвели более 10 % объема всех перевозок речного транспорта страны.
Сельское хозяйство. При
потере важнейших аграрных районов роль
сельского хозяйства на востоке страны
существенно возросла. Это вызвало ряд
изменений в организации и структуре колхозно-совхозного
производства Урала. При сохранении ведущего
положения колхозов поднялся удельный
вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий
и учреждений, выросла доля личных хозяйств
рабочих, служащих и колхозников. Ведущей
отраслью в колхозах и совхозах было производство
хлеба, а основной доход давало животноводство,
широкое распространение получило выращивание
картофеля и овощей. Для колхозников их
личное хозяйство, называемое подсобным,
превратилось в основное, - давало средства
для существования и все продукты питания,
кроме хлеба, и средства для уплаты налогов
государству.
Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшение сельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин, подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летних заморозков (температура опускалась до — 8 градусов) и от ливней с градом. В итоге в 1942 г. урожайность зернобобовых сократилась в 2—3 раза и упала до 3,5 ц с га, а в 1943 г.— до 3,4 ц с га (для сравнения: норма высева составляла 2,2 ц на га).
Материально-денежных средств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов, которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами. Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силы частично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех групп сельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различные материальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловом Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %, уменьшилось поголовье скота.
В годы войны увеличился контингент
населения, нуждавшегося в государственном
снабжении продовольствием, вырос
объем поставок сырья для военной
промышленности, но объективных условий
соответствующего роста сельского
хозяйства не было. В этой обстановке
происходит резкое ужесточение управления
колхозами, совхозами и МТС со
стороны центральных военно-
Из-за резкого повышения цен на товары в условиях их дефицита, рынок (называемый в то время колхозным) стал существенным источником доходов крестьян. В наиболее трудный 1943 г. был отмечен самый высокий взлет цен на базарах Свердловска. По сравнению с июнем 1941 г. они выросли в июне 1943 г. на ржаную муку в 125 раз, пшеничную — в 29, картофель — в 71, говядину — в 18, сливочное масло — в 29, молоко — в 40, яйца — в 25 раз. Однако подавляющая часть полученных денежных доходов колхозников шла на выплату различных налогов, которые выросли в 5— 6 раз, добровольно-принудительных отчислений и взносов в фонды обороны, на приобретение облигаций военных займов и билетов денежно-вещевых лотерей, сдачу денежных средств на вооружение Красной Армии .
Оказывая огромную материальную помощь фронту, колхозники Урала сами испытывали недостаток питания, нехватку необходимых вещей. В уральской деревне ускорилась ломка уклада сельской жизни.
В условиях войны усилилось воздействие
отрицательных факторов социальной
сферы на человека. Великая Отечественная
война, отвлекая ресурсы жизнеобеспечения
и резко ограничивая
Информация о работе Урал в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг