Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Первый и второй разделы посвящены первому и второму сроку Рональда Рейгана в качестве президента. Здесь рассмотрены основные социально-экономические реформы президентской администрации, произведена попытка анализа взлетов и падений личной популярности Рейгана.Приведены различные точки зрения относительно эффективности и компетентности правительства. Во второй главе, помимо анализа деятельности второй администрации, я постараюсь подвести итог пребывания Рейгана на посту президента, определить его основные достижения за восемь лет и ответить на основной вопрос: являлись ли социально-экономические реформы Рональда Рейгана абсолютным благом для Соединенных Штатов и первопричиной большинства успехов США к концу 80-х годов?

Содержание

Введение
Глава 1. Внутренняя политика Р. Рейгана в 1981-1984 гг.
"Чудо «Рейганомики»"
Глава 2. Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

рональд рейган.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Внутренняя политика Р. Рейгана в 1981-1984 гг.

             "Чудо «Рейганомики»"

Глава 2. Успехи и провалы  внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг

Заключение

Список использованной литературы

                                                      Введение

Рональд Уилсон Рейган был вторым президентом в  американской послевоенной истории, который  правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в жизни американского общества, чем Рейган. Речь шла о «консервативной революции», и даже о «революции Рейгана». В этих случаях,среди основных причин, способствовавших резкому экономическому росту в США и усилению их влияния на международной арене, выделяют социально-экономические программы администрации Рейгана, вошедшие в историю как «рейганомика».

Первый и  второй разделы посвящены первому  и второму сроку Рональда Рейгана в качестве президента. Здесь рассмотрены основные социально-экономические реформы президентской администрации, произведена попытка анализа взлетов и падений личной популярности Рейгана.Приведены различные точки зрения относительно эффективности и компетентности правительства. Во второй главе, помимо анализа деятельности второй администрации, я постараюсь подвести итог пребывания Рейгана на посту президента, определить его основные достижения за восемь лет и ответить на основной вопрос: являлись ли социально-экономические реформы Рональда Рейгана абсолютным благом для Соединенных Штатов и первопричиной большинства успехов США к концу 80-х годов?

Что же касается литературы, то здесь можно выделить труды В.А. Никонова и Э.А. Иваняна, в наиболее полном объеме исследовавших проблему личности Рейгана и его социально-экономических программ. Итак, я постараюсь ответить на интересующий меня вопрос и определить значение «рейганомики» в социально-экономическом развитии Соединенных Штатов в 80-е годы.

Глава I. Внутренняя политика Р. Рейгана 1981-1984 гг. «Чудо Рейганомики»

18 февраля 1981 года, через месяц после инаугурации,  Рейган представил Конгрессу  Программу экономического восстановления, которая включала в себя четыре  ключевых элемента:

реформа по сокращению федеральных расходов

пакет предложений  по созданию новых рабочих мест и  сокращению налогов на личный доход  на 10% в год в течение трех лет 

долгосрочная  программа дерегуляции

обязательство по проведению в сотрудничестве с  Федеральной резервной системой политики монетаризма с целью восстановления стабильной системы денежного обращения и оздоровления финансовых рынков.

Кардинальные  принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». Главная задача программы – упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене.

Руководствуясь  основным принципом «экономики предложения» — «больше рынка — меньше государства», экономическая программа американской администрации предусматривает отказ от выполнения ряда традиционных регулирующих функций. В качестве основной задачи правительства она провозглашает создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условии, необходимых для стимулирования частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности рыночного механизма. Активная инвестиционная деятельность в частном секторе станет фактором повышения общенациональной нормы накопления, рационализации потребления ресурсов, рассасывания безработицы и, в конечном счете, оздоровления всей американской экономической системы. Использование этих методов позволит осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность отраслей передовой технологии, модернизировать «старые»,

Однако цель, которая преследовалась снижением  налогов,— нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенциальных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981—1982 гг. не была инвестирована в расширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу. Рост частных капиталовложений в 1983 г. обусловлен не столько влиянием стимулирующего эффекта налоговой реформы.

Одним из важнейших  направлений реализации неоконсервативных  принципов экономической политики является провозглашенная Рейганом реформа «дерегулирования». Этим термином объединяется комплекс не слишком взаимосвязанных мероприятий, проведение которых свидетельствует, разумеется, не об отмене государственно-монополистического регулирования, а об изменении его приоритетов и стратегии, перераспределении регулирующих функций между различными уровнями государственной власти, а также между государством и частным бизнесом под лозунгом борьбы с бюрократией, за повышение эффективности государственных расходов и управления. Цель реформы «дерегулирования»,— предоставить свободу частной инициативе.Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.

В русле реформы  «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации системы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма» — передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.

Следующий важный элемент  фискальной политики неоконсерваторов — снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором «трудовых усилий» и сбережений (наверное, среди республиканцев очень мало бедных людей).

В 1983 г. наступило циклическое  улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США  и в этой ситуации происходило  по сценарию, существенно отличавшемуся от того, который был разработан теоретиками предложения. Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравентсва в американском обществе. От сокращения налогов выиграли состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ пострадали малообеспеченные семьи.

В то же время, уже на первом этапе президентства Рейгана  мы отмечаем некоторое сопротивление  Конгресса . Так, например, в итоговом варианте реформы значилось снижение налогов лишь на 5% в 1981 году и по 10% в 1982 и 1983 годах. Подобное действие Конгресса в качестве «либерального редуктора» препятствовало осуществлению политики Рейгана в «неразбавленном виде». Эта тенденция усилилась после распада коалиции голосования, когда стране грозил дефицит бюджета и уже начинающийся глубокий экономический кризис.

Возвращаясь к самой программе  экономического восстановления, что  она, главным образом, была нацелена на заметное изменение соотношений  между потреблением и накоплением  в пользу накопления, между группировками с различными доходами в пользу состоятельной части населения, между расходами на военные и гражданские нужды в пользу военных. Программа исходила из интересов крупных корпораций и группировок с высокими доходами и намечала преодоление экономических трудностей за счет низкооплачиваемой части американского общества.   

Надо сказать, что далеко не все американские экономисты поддерживали курс президентской администрации; уже к концу года многие видные специалисты рекомендовали Рейгану вовсе отказаться от обещанного сокращения подоходного налога .Согласно их расчетам, для выполнения этого обещания администрации предстояло сократить свои расходы дополнительно на 70—90 млрд. долл., чего можно было достичь лишь путем сокращения военных расходов или же путем полной ликвидации одной из программ социального вспомоществования. В противном случае дефицит федерального бюджета грозил значительно превысить 100 млрд. долл. в 1984 г. Опасения экономистов подтвердились, когда сумма государственного долга США увеличилась до 1 трлн. долл., о чем было объявлено 22 октября 1981 г. Однако, президент не внял советам специалистов и пошел по пути увеличения дефицита государственного бюджета.

В октябре же президент объявил, что страна переживает период короткого и, как он надеется, легкого экономического спада. Однако, экономическая статистика тех месяцев свидетельствовала о том, что такая оценка экономической ситуации в стране была лишь попыткой выдать желаемое за действительное. Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным.

Основные цели внутренней политики Рейгана - сократить сферу  деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить  мощь вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

Характерно, что сильнее  всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и  хуже остальных организованных групп  населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.

Итак, подводя  промежуточный итог деятельности администрации  Рейгана, можно сказать, что за первые два года ее пребывания у власти уровень жизни в стране заметно понизился: 15 % населения страны, или 34,4 млн. человек, были отнесены в докладе Бюро переписи населения США к категории бедняков, живущих ниже «черты бедности», то есть уровня дохода для семьи из 4 человек менее 10 178 долл. в год. Более 12 млн. человек (10,8 % работоспособного населения США) были безработными, что составило самое высокое число безработных с 1934 г.[16] Некоторые налоги, например, налог на социальное страхование, не только не снизились, но и продолжали расти, в то время, как государственные выплаты по нескольким социальным программам уменьшились. Объем ВВП также сократился и не соответствовал прогнозам экономистов за 1981 г. Пожалуй, единственным позитивным моментом в экономическом положении США было замедление темпов инфляции с 12 % в 1980 г. до 6,1 % в 1982 г.

Итоги деятельности первой администрации Рейгана также  нельзя назвать однозначными. С одной  стороны налоговая и бюджетная  политика привела к перераспределению  богатства из нижнего в верхний  слой получателей доходов. 20% наиболее состоятельных людей страны стали получать на 8,7 % больше реально располагаемых доходов, тогда как 20% наименее состоятельных американцев потеряли 7,6% таких доходов. С другой – общие показатели уровня жизни граждан и их личные доходы возросли.

 Так или иначе, ситуация, сложившаяся к 1984 году, позволила Рейгану баллотироваться на второй срок, заручившись при этом поддержкой большинства активного населения. Подобная оговорка не случайна, так как наиболее «обиженные» политикой Рейгана американцы относились к категории, которая, как правило, воздерживается от участия в голосовании, и, следовательно, ее отношение к администрации и президенту не имело реального значения для исхода выборов. В результате за Рональда Рейгана отдали свои голоса 58,77% избирателей, а за его конкурента от демократической партии Мондейла – 40,56%. Республиканская партия получила 14 новых мест в палате представителей, но потеряла 2 места в сенате, сохранив небольшое – 53 к 47 – преимущество над демократами. Большинство в палате представителей осталось за демократами. Кроме того, республиканцы завоевали 4 губернаторских поста, потеряв при этом 3.

В целом, налицо был успех  Рейгана и его команды, сумевшей справиться с экономическими проблемами и восстановить престиж исполнительной власти. Однако, поддержка, оказанная Рейгану американцами, не была абсолютной. Опасения некоторых граждан наилучшим образом выразились в заголовке статьи Дж. Рестона, опубликованной на следующий день после выборов: «Потрясающая победа, неопределенные последствия». Именно об этих последствиях и пойдет речь в следующей главе настоящей работы.

Глава II. Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг.

Провозгласив  изменение налоговой системы  главной задачей второго президентского срока Р. Рейгана, республиканцы не могли не учитывать приближения очередных выборов. Поэтому принятый сенатом в 1986 г. «Закон о налоговой реформе» имел целью учесть некоторые критические замечания в адрес закона 1981г. и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.

          Основным мероприятием последней реформы, являлось снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Учитывая тот факт, что налоги на заработанные доходы увеличились, а на доходы от капитала постепенно снижались, администрация сочла экономически и политически возможным провести широко рекламируемый сдвиг налоговых тягот в сторону бизнеса. Кроме того, была сделана попытка отменить большую часть налоговых льгот и закрыть различные «лазейки», с помощью которых многие компании и состоятельные лица в значительной степени уменьшали свои налоговые обязательства.

Информация о работе Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг