Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:24, контрольная работа
Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами.
Введение…………………………………………………………………...3 - 5
1. Естественное право……………………………………………………..6 - 7
2. Общественный договор и Государство..................................................8 - 11
3. Равенство……………………………………………………………….. 12
4. Закон………………………………………… ………………………….13 - 14
5. Принцип разделения властей…………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...16 - 17
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ПРАВА
Контрольная работа
по дисциплине История политических и правовых учений
на тему: Учение Джона Локка
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Естественное право……………………………………………………..6 - 7
2. Общественный договор и Государство...................
3. Равенство………………………………………………………
4. Закон………………………………………… ………………………….13 - 14
5. Принцип разделения властей…………………………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Целью моей работы является рассмотрение правовых идей английского философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем XVIII века» и первым философом эпохи Просвещения.
Джон Локк (1632 - 1704 г.г) - английский философ - материалист, в своих исследованиях опирался, прежде всего, на эмпирический метод познания. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: «О государственном правлении».
В отличие от
Гоббса, Локк считает выражением
естественного равенства готовн
Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность.
Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса.
Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.
Государство представляет
собой, по Локку, совокупность
людей, соединившихся в одно
целое под эгидой ими же
установленного общего закона
и создавших судебную
От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Локк являлся сторонником
режима законности в
Локк предусматривает
особый конституционный
В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности.
Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.
Гуманистическое
содержание политико-правового
Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень «формальных» прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания1.
1. Естественное право
В естественном (до государственного) состоянии, согласно Локку, господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от Гоббсовской теории «война против всех». В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам исполняет приговор.
Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «требует мира и безопасности для всего человечества». И человек в соответствии с требованием разума, также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому.
Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Защита закона природы и приведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Свобода мнений, по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка.
Традиционное требование «воздать каждому свое, его собственное» Локк обозначает как основное право, право на собственность (право на свое, собственное).
Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические нужды, но и «жизнь, свободу и стремление к счастью».
Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания и достигаются цели.
Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности.
Он полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, а что они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого - собственники.
Так он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество».
Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная собственность?
Так как каждый владеет собственностью в виде себя самого, то плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону – «естественному праву»1.
2. Общественный договор и Государство
Разумное преодоление
недостатков естественного
Общественный договор заключается между людьми и государством.
«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе. Первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества». Однако «по общественному договору» люди не отказываются от своих естественных прав, да и сам закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий политической власти. Существенным моментом Локковского государства является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлением власти».
После заключения договора народ остается судьей решающим, правильно ли учрежденная и уполномоченная им власти выполняют возложенные на них договорные обязанности или стали нарушать договор. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту даже подняться на революцию1.
Общественный договор, по Локку, заключается не раз навсегда, без права последующего корректирования этого договора, а народ имеет право на полный разрыв в случае перехода политической власти в абсолютизм и деспотизм.
Договорные отношения людей с государством - постоянно обновляющийся процесс. Чтобы естественные права человека не остались на уровне моральных требований, они, по мнению Локка, нуждаются в юридическом признании их со стороны государства.
Предоставление правам и свободам юридических гарантий являлось основным долгом и задачей любого государства.
По Локку государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.
В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей.
Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного государства.
Человек, став совершеннолетним, как свободный выбирает, под властью какого правительства, гражданином какого государства он хочет стать.
«Только согласие свободных людей делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми».