Федеральное казначейство на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничением и передачей функций и объемов работ, ранее выполняемых территориальными органами Центрального банка, Госналогслужбы Российской Федерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других, более свойственных им задач.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение
1. Предпосылки и становление системы Федерального казначейства
1.1 История возникновения казначейской системы в России
1.2 Становление системы Федерального казначейства
2. Федеральное казначейство на современном этапе
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства
2.2 Развитие органов Федерального казначейства
2.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик не мой.docx

— 53.71 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, законодательное  закрепление самостоятельности  бюджетов в рамках единой бюджетной  системы Российской Федерации освободило финансовые органы субъектов РФ от обязательного контроля над правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в представляемой Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов, представлении отчетности о них были нормой работы многих банков, включая Центральный банк России. Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые, с его согласия, в погоне за прибылью стали переводить их в коммерческие банки.

Постановка учета бюджетных  средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Отсутствие механизмов контроля над этапами расходования бюджетных средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в ее реализации.

Поэтому возникла острая необходимость  создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации

Только 27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и  учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

За сравнительно небольшой  период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов  Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность  казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

Анализируя более чем  пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

Одним из первых из них является организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.

Второй этап - исполнение федерального бюджета по расходам начинался в 1995 году с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

Следующим шагом в развитии казначейской системы в России был  переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

С 1999 года наступил третий этап становления казначейской системы  в России. В этот период изменился  порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

2001 год ознаменовался  началом четвертого этапа развития  казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

С 2004 года функциональное развитие системы казначейских органов тесно  взаимоувязано с проходящими  в России административной и бюджетной реформами. [16]

На современном этапе  развития российского государства  установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [4]

Федеральное казначейство выступает  в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

 

2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства

 

В настоящее время создана  единая централизованная система органов  Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Организационная структура  органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует административно-территориальному делению РФ. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

1. Главное управление  Федерального казначейства Министерства  финансов РФ (ГУФК)

2. Управления Федерального  казначейства (УФК) по субъектам  РФ, краям, областям, автономным образованиям, г. Москве и Санкт-Петербурге.

3. Отделения Федерального  казначейства (ОФК) по городам  (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.

Основные функции ГУФК:

· осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

· управление движением средств  на счетах казначейства;

· доведение информации о  результатах использования федерального бюджета до высших исполнительных и  законодательных органов власти;

· руководство работой  нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной  информации и отчетных данных о доходах  и средствах федерального бюджета;

· обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

УФК по республикам в составе  РФ, краям, областям, автономным образованиям, в г. Москве и Санкт-Петербурге возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей Министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК.

Основные функции ОФК:

· формирование доходной части  федерального бюджета на соответствующей территории;

· обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

· ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

· представление вышестоящим  органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства юридические  лица. Они относятся к органам  исполнительной власти и руководствуются  в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. [4]

Переход на казначейскую систему  исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета:

· концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти;

· наличие оперативных  сведений о поступивших в доход  федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджета РФ;

· оперативное обеспечение  текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что приводит к минимуму их целевое использование;

· наличие оперативной  информации об исполнении федерального бюджета, финансировании расходов, кассовых расходах, остатках на счетах бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджета РФ.

Задачи органов Федерального казначейства

Основными задачами органов  Федерального казначейства РФ являются:

1. организация, осуществление  и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы

2. регулирование финансовых  отношений между бюджетами и  государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств

3. краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов

4. сбор, обработка и анализ  информации о состоянии государственных  фондов, представление высшим законодательным  и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом

5. управление и обслуживание  совместно с Банком России  и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ

6. разработка инструктивных  материалов о порядке ведения  учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Система органов казначейства, в рамках, поставленных перед ней  задач, обеспечивает:

1. финансовое исполнение  федерального бюджета и федеральных  внебюджетных фондов;

2. учет операций по  движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

3. сбор, обработка и анализ  данных о состоянии государственных  финансов;

4. контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

5. ведение сводного реестра  распорядителей государственных  финансовых ресурсов;

6. краткосрочное прогнозирование  объемов государственных ресурсов;

7. краткосрочное планирование  государственных финансовых ресурсов;

8. распределение доходов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Федерации;

9. учет взаимных расчетов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Федерации;

10. регулирование финансовых  отношений между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

11. взаимодействие с ЦБ  РФ и Министерством РФ по  налогам и сборам и иными  государственными органами власти  и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;

12. обслуживание совместно  с Банком России и другими  уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизиционная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях использования. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.

Информация о работе Федеральное казначейство на современном этапе