Федеративное устройство в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Конституционные изменения давно уже
назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно
снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению
Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1Федеративное устройство в Российской Федерации………………………………….6
1.1Развитие федеративного устройства в России……………………………………….6 1.2Федеративное устройство современной России…………………………………….8
2 Принципы федеративного устройства в России……………………………………..10
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов……………………..............10
2.2. Равноправие субъектов федерации………………………………………..............13
3 Проблемы и перспективы российского федерализма………………………………16
3.1Государственнаяцелостность……………………………………………...............16 3.2Единство системы государственной власти………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………………...22 Глоссарий………………………………………………………………………………..25 Список используемых источников…………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

kursvaya.docx

— 451.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3 1Федеративное устройство в Российской Федерации………………………………….6                                                                           1.1Развитие федеративного устройства в России……………………………………….6                                                        1.2Федеративное устройство современной России…………………………………….8                                                                                 2 Принципы федеративного устройства в России……………………………………..10                                                                                       2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов……………………..............10                                                                                                 2.2. Равноправие субъектов федерации………………………………………..............13                                                                                  3 Проблемы и перспективы российского федерализма………………………………16                                                                                                      3.1 Государственная целостность……………………………………………...............16                                                                                                                                                                                                                                                                              3.2 Единство системы государственной власти………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………………...22   Глоссарий………………………………………………………………………………..25                                                                                                                                             Список используемых источников…………………………………………………….29              Приложение

                                          

 

 

Введение

Рассматривая  вопрос  о  федеративном  устройстве  Российской  Федерации

необходимо  для  начала  прояснить  суть  самого  понятия  государственного

устройства.

Под  государственным  устройством  понимается   политико-территориальная

организация власти, определяющая  правовое  положение  региональных  частей

государства и их взаимоотношения с центральной  властью.  Исходя  из  этого

положения можно  говорить о том,  что  государственное  устройство  является

фактором,  определяющим  меру  централизации  и  децентрализации  власти  в

государстве. В территориально небольших государствах этот  вопрос  решается

сравнительно легко, но в  крупных  государствах  он  становится  достаточно

серьезной проблемой  и приобретает политическую окраску.

Различают две основные формы государственного  устройства:  унитарную  и

федеративную.

Унитарным  государством  является  государство,  внутри   которого   нет

государственных образований, а административно-территориальные  единицы  не

обладают политической самостоятельностью.  На  данном  этапе  исторического

развития  большинство  государств  мира   обладают   именно   этой   формой

государственного  устройства.

    Унитарное  государство является централизованным, в нем  законодательная,

исполнительная  и  судебная  власти  имеют  единые  высшие  органы,  функции

которых без всякого  дробления распространяются также  на  все  части  территории.

Унитарное государство  имеет в свою очередь  одну конституцию, его суверенитет  не  подлежит.

разделу с какими-либо частями этого государства,  не  возникает  вопроса  о

внутренних границах и  территориальной  целостности.  Гражданство  в  таком

государстве является единственным. Это, однако, не исключает  существования

в административно-территориальных  единицах местного самоуправления, которое  находится в пределах своей компетенции  действует самостоятельно.

    Федеративное  государство – это, прежде  всего союз государственных образований,  каждое

из  которых  обладает  определенной  самостоятельностью.  Субъекты   такого

союзного государства  имеют крайне одинаковый статус и  равные права.

    Федерация   в  основном  объединяет  субъекты  с   одинаковым   правовым

статусом. Но в определенных случаях  возможна  и  асимметричная  федерация,

когда приходится  считаться  с  объективной  реальностью.  Например,  когда

субъекты  федерации  имеют  принципиальные  различия  и  их  принудительное

уравнивание может  привести к  обострению  конфликтов  и,  следовательно,  к

сепаратизму, развалу  федерации. К асимметричным федерациям западные  ученые

относят, например Бельгию,  Испанию  и,  конечно,  Россию.  Асимметричность

Российской Федерации  закреплена отчасти в Конституции  Российской Федерации,

но,  главным  образом,  в  договорах  между  Российской  Федерацией  и   ее

субъектами.

    Разделение  компетенций между федеральной  властью и субъектами  федерации

является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты  федерации

как правило, обладают своей конституцией, органами  государственной  власти,

гражданством. Федеральная  власть совместно с властями  субъектов  федерации

определяет  федеральную  компетенцию,  компетенцию  субъектов  федерации  и

совместную компетенцию. Осуществление  последней  носит  сложный  характер,

нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

    Федеративные   государства    юридически    закрепляют    добровольность

объединения народов, но, как правило, не предусматривают  права выхода  того

или иного субъекта федерации из союза.

    Существует  еще одна форма государственного  устройства  –  конфедерация,

которая ,предполагает собой объединение  нескольких  суверенных  государств.

Такая  форма  объединения   носит   уже   не   государственно-правовой,   а

международно-правовой  характер.  Конфедерацию  нельзя  назвать  устойчивой

формой государственного устройства, так как со временем она,  как  правило,

либо распадается  на ряд  суверенных  государств,  либо  трансформируется  в

федерацию, которая  даже при  номинальном  сохранении  статуса  конфедерации

несет в себе все  основные федеративные свойства и признаки. Так, например,

Канада и Швейцария, по сути,  давно  превратившиеся  в  федерации,  формально

сохраняют конфедеративное  устройство.

Актуальность  темы исследования.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.

Как заметил  Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся  к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему  отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов.

Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
  2. проанализировать федеративное устройство современной России;
  3. рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Объект  исследования – Особенности федеративного устройства России.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.

Структурно работа представлена: введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.

Основная  часть

1Федеративное устройство Российской  Федерации

1.1. Развитие федеративного  устройства России

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным  государством. Она была провозглашена  в границах дореволюционной, царской  России. Однако многонациональность  России и провозглашение советской  властью права наций на самоопределение  активизировали тенденцию к распаду  России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное  движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила  Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный  и добровольный, а, следовательно, тем  более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство  ее составных частей1.

Принятая в июле 1918 г. Конституция  Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила  федеративный принцип организации  государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии  была автономная республика. Однако уже  во второй половине 1918 г. создается  новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться  еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса  народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов  центральной власти. После издания  общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии  была автономная республика, которая  являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием  Российской Федерации в 1917 - 1922 годах  возникают и развиваются ее связи  с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в  состав Союза ССР совпало с  завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма  автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной  другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции  РСФСР. Эта Конституция закрепила  наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись  в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной  власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции  в самых общих чертах определялся  правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции  этих республик2.

В годы Великой Отечественной  войны сталинский тоталитарный режим  предпринял ряд репрессивных мер  по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.

Конституция РСФСР 1978 г. вновь  зафиксировала суверенный статус РСФСР  и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации  находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так  стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены  в ней поименно.

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено  в ст. 5 Конституции, между собой  равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти.

1.2. Федеративное устройство  современной России

При выборе оптимальной формы  территориального устройства во время  переходного этапа необходимо учитывать  исторический фактор. Российское государство  было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая  управлялась при этом из центра и  характеризовалась строгой иерархией  органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться  новее идеи федерализма.

Информация о работе Федеративное устройство в Российской Федерации