Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Конституционные изменения давно уже
назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно
снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению
Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1Федеративное устройство в Российской Федерации………………………………….6
1.1Развитие федеративного устройства в России……………………………………….6 1.2Федеративное устройство современной России…………………………………….8
2 Принципы федеративного устройства в России……………………………………..10
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов……………………..............10
2.2. Равноправие субъектов федерации………………………………………..............13
3 Проблемы и перспективы российского федерализма………………………………16
3.1Государственнаяцелостность……………………………………………...............16 3.2Единство системы государственной власти………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………………...22 Глоссарий………………………………………………………………………………..25 Список используемых источников…………………………………………………….29
Сегодня
Российская Федерация является федеративным
государством, которое идет по пути
централизации, что выражается в
создании федеральных округов, изменении
способа формирования Совета Федерации,
приведении регионального законодательства
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и т. д. Кроме того, до
сих пор отсутствует
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако, только республики
вправе
вводить собственный
Наблюдая
процесс поступательного
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В
условиях перехода от старой
формы государственного
2. Сохранена
тенденция перегруппировки
3. В
настоящее время, в результате
сложной политической практики
– борьбы компромиссов, наработки
конкретного опыта, наметилась
тенденция переосмысления
4. В
Конституции Российской
5. Тенденции
четкой и ясной структуризации
и правового оформления
6. Выверены подходы к определению понятия суверенитета.
7. Наличие
разнообразных форм
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство
федеральной Конституции и
Верховенство
федеральных законов
В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Из данного положения вытекают два практических последствия.
Во-первых, любой
акт субъекта Федерации, в том
числе и закон республики в
составе Российской Федерации, противоречащий
федеральному закону, изданному по
предметам исключительного
Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.
Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной власти».
Разумеется,
и по этим вопросам возможны споры
о компетенции в
Следует также
добавить, что индивидуальные правовые
акты должны соответствовать нормативным,
а если федеральный закон имеет
приоритет перед тем или иным
нормативным актом, то ему должен
соответствовать и
Несмотря
на то, что в Конституции Российской
Федерации определены основные принципы
верховенства Конституции и федеральных
законов, «данный основополагающий
государственный принцип
Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления на территории республики действия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).
2.2. Равноправие субъектов федерации
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).
Объем принадлежащих
исключительно Российской Федерации
предметов ведения и полномочий
должен быть достаточным для защиты
интересов всего
Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Равноправие
субъектов Российской Федерации
состоит также в равном представительстве
всех субъектов в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации:
«В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:
Провозглашение
национальных языков государственными
в республиках идет весьма интенсивно.
В ряде республик государственными
провозглашены несколько
Каждая республика
самостоятельно утверждает Государственный
герб, Государственный флаг и Государственный
гимн – официальные символы
Здесь следует
отметить, что важным компонентом
конституционно-правового
Конституционный
статус субъектов Российской Федерации
не ведет к национальному
Поскольку в
Российской Федерации нет
Информация о работе Федеративное устройство в Российской Федерации