Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Конституционные изменения давно уже
назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно
снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению
Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1Федеративное устройство в Российской Федерации………………………………….6
1.1Развитие федеративного устройства в России……………………………………….6 1.2Федеративное устройство современной России…………………………………….8
2 Принципы федеративного устройства в России……………………………………..10
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов……………………..............10
2.2. Равноправие субъектов федерации………………………………………..............13
3 Проблемы и перспективы российского федерализма………………………………16
3.1Государственнаяцелостность……………………………………………...............16 3.2Единство системы государственной власти………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………………...22 Глоссарий………………………………………………………………………………..25 Список используемых источников…………………………………………………….29
3 Проблемы и перспективы
российского федерализма
Федерация
состоит из стран (республик, штатов), государственно-
территориальных и национально-государственных
образований, созданных для заслуги общих
целей с помощью федеральной власти. Это
предполагает рвение субъектов федерации
к государственному, политическому и социально-экономическому
единству, которое выражается в целостности
федерации. Государственная целостность
русской Федерации обеспечивается целостностью
и неприкосновенностью её местности; единством
экономического пространства, которое
не допускает установление таможенных
границ, пошлин, сборов, и каких-или препятствий
для свободного перемещения продуктов,
услуг и денежных средств; верховенством
Конституции русской Федерации и
Федеральных законов на местности русской
Федерации; единым гражданством
русской Федерации; отсутствием у субъектов
права выхода из состава
русской Федерации либо другого конфигурации
собственного статуса без согласия на
то
русской Федерации; единством системы
гос власти. Федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной
целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции
РФ говорит, что «РФ обеспечивает
целостность и
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская
Федерация состоит из государств,
государственно-
Каждому подлинно
федеративному государству
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8
Конституции
РФ); верховенством Конституции РФ
и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации (ч. 2
ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской
Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у
субъектов Российской Федерации
права выхода из состава Федерации
или иного изменения своего статуса
без согласия Российской Федерации,
поскольку одностороннее
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти9.
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Указание
на то, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве
системы государственной власти
означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство
Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.
Единство
системы государственной власти
выражается в наличии единого
органа или системы органов, составляющих
в своей совокупности высшую государственную
власть. Юридические признаки единства
системы государственной власти
состоят в том, что совокупная
компетенция государственных
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,– утверждает Барциц И. Н.10.
Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
несут ответственность за соблюдение
Конституции и законов
Единство государственной
Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается:
Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации11.
Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.
Принципы
устройства федеративного государства
относятся к основополагающим конституционным
основам и определяют всю систему
отношений между федеральным
центром и субъектами Федерации.
Попытки подорвать эти принципы
под видом все более
Современная форма государственного
устройства России, сохраняя определенную
преемственность с федеративной
природой РСФСР (сочетая национально-
отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов:
экономическим, национальным, историческим, социально-политическим,
идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной
экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость
многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать
твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России
на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм
способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения
народов, росту национального
другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо
следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с
закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям
самоопределения народов и развития национальной государственности, ни
интересам регионов, их стремлениям
к повышению своей
федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового
государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно
проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение
капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные
условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно,
однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не
автоматически.
Судьбы российского
поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов,
провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их
реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной
стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии,
препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности
центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных
переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь
достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному
регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша
собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой
экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших
групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм,
Информация о работе Федеративное устройство в Российской Федерации