Федеративное устройство в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Конституционные изменения давно уже
назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно
снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению
Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1Федеративное устройство в Российской Федерации………………………………….6
1.1Развитие федеративного устройства в России……………………………………….6 1.2Федеративное устройство современной России…………………………………….8
2 Принципы федеративного устройства в России……………………………………..10
2.1 Верховенство Конституции и федеральных законов……………………..............10
2.2. Равноправие субъектов федерации………………………………………..............13
3 Проблемы и перспективы российского федерализма………………………………16
3.1Государственнаяцелостность……………………………………………...............16 3.2Единство системы государственной власти………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………………...22 Глоссарий………………………………………………………………………………..25 Список используемых источников…………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

kursvaya.docx

— 451.26 Кб (Скачать файл)

 

3 Проблемы и перспективы российского федерализма                                                      3.1 Государственная целостность

Федерация состоит из стран (республик, штатов), государственно- территориальных и национально-государственных образований, созданных для заслуги общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает рвение субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности федерации. Государственная целостность русской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью её местности; единством экономического пространства, которое не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-или препятствий для свободного перемещения продуктов, услуг и денежных средств; верховенством Конституции русской Федерации и 
Федеральных законов на местности русской Федерации; единым гражданством 
русской Федерации; отсутствием у субъектов права выхода из состава 
русской Федерации либо другого конфигурации собственного статуса без согласия на то 
русской Федерации; единством системы гос власти. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Ч. 3 ст. 4 Конституции  РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».

Российская  Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и  национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации8.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно  унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой  противоположностью является абсолютно  единое государство. Унитаризм и  федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного  государства и определяют его  действительный облик в зависимости  от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности  дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным  оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.

Государственная целостность Российской Федерации  обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8

Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у  субъектов Российской Федерации  права выхода из состава Федерации  или иного изменения своего статуса  без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение  такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной  власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение –  одной из важнейших его функций.

                                                                                                                                                                           3.2 Единство системы государственной власти

Закрепляя принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы  государственной власти9.

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на … единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Указание  на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие  и за ними закрепленные предметы ведения  и полномочия.

Единство  системы государственной власти – одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает  в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.

Единство  системы государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов  охватывает все полномочия, необходимые  для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы  не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при  одних и тех же обстоятельствах  взаимоисключающие правила поведения.

В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции  РФ).

«Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и  Генеральным прокурором РФ. Федеральные  органы государственной власти в  рамках Конституции и законов  Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной  власти в Российской Федерации»,–  утверждает Барциц И. Н.10.

Следует также сказать, что государственная  власть субъектов Российской Федерации  является неотъемлемой составной частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации и  распространяется на территорию субъектов  Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Единство государственной власти в системе представительных и  законодательных органов государственной  власти обеспечивается:

  • правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
  • правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
  • правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
  • правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Единство  государственной власти в системе  исполнительных органов государственной  власти обеспечивается:

  • подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
  • подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Местные органы государственной власти несут конституционную  ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной  власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации11.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели развитие федеративного  устройства России, проанализировали федеративное устройство современной  России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

Закрепление в Конституции Российской Федерации  федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся  федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление  Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и  тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем  полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Принципы  устройства федеративного государства  относятся к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему  отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут  только к одному: размыванию, выхолащиванию  главных, наиболее существенных черт федеративного  государства, к стиранию граней между  такими качественно различными формами  государственных образований, как  «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный  и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского  федерализма по сравнению с классическими  федерациями зарубежных стран. Эта  уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных  форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества. Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства,

отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов:

экономическим, национальным, историческим, социально-политическим,

идеологическим. Уже в  процессе перехода от прежней жестко централизованной

экономики к рыночным хозяйственным  отношениям быстро выявилась необходимость

многих специфических  форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать

твердой гарантией исторически  сложившегося государственного единства России

на основе общероссийского  согласия. В многонациональной России федерализм

способствует, с одной  стороны, реализации общепризнанных принципов

равноправия и самоопределения  народов, росту национального самосознания, а с

другой стороны, сочетанию  их интересов с интересами всего  общества. Особо

следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении  проблем, связанных с

закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном  прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям

самоопределения народов  и развития национальной государственности, ни

интересам регионов, их стремлениям  к повышению своей самостоятельности. Если

федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового

государства, если он действительно  гуманистичен, то тогда наиболее полно

проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное  движение

капиталов, товаров и услуг  свобода передвижения людей; более  благоприятные

условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно,

однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не

автоматически.

Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих

поколений. Очень важно, чтобы  стабильность, устойчивость принципов,

провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их

реализации, гибкостью и  подвижностью применяемых форм и  методов. С одной

стороны, необходимо, чтобы  были установлены и действовали  надежные гарантии,

препятствующие возрождению  унитаристских, авторитарных начал  в деятельности

центра; субъекты Федерации  должны чувствовать себя в безопасности от опасных

переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь

достаточный потенциал в  противостоянии сепаратизму и безудержному

регионализму. Как свидетельствует  весь мировой опыт и особенно наша

собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой

экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших

групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм,

Информация о работе Федеративное устройство в Российской Федерации