Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:26, контрольная работа
ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось.
При всем том ныне остро
ощущается необходимость более
строгих «формулировочных»
5. Фольклор как явление художественного творчества Древней Руси. Заслугой специалистов, изучавших в последнее десятилетия фольклор и литературу русского средневековья несомненно стало установление их принадлежности к культуре с различными системными художественными свойствами и особенностями. Чтобы в полной мере оценить это обстоятельство, надо прежде всего отметить, что существовали и существуют два крайних воззрения, которые не примет ни один из серьезных исследователей. Нельзя оценивать фольклор и литературу Древней Руси только как явления художественного творчества, оставив в стороне прочие их свойства, как нельзя представлять их и как явления, начисто функционально с искусством не связанные, и считать, что их существование обусловлено исключительно потребностью выполнять религиозно-ритуальные и иные прагматические, в том числе политические, функции.
Что касается фольклора, то
его многофункциональность
таний, календарных и других обрядовых
видов творчества. Обряд не искусство,
а сама практическая жизнь. Художественное
начало не выступает в виде самостоятельного
компонента, всегда соединено с бытовой
и обрядовой целевыми установками произведений
и подчинено им. Художественные свойства
в такого рода творчестве предстают неосознаваемо.
Однако явление синкретизма таким включением
художественного компонента в бытовое
произведение не ограничивается. Фольклорные
произведения могут оставаться и вне быта,
но соединять в себе все роды и виды мировоззренческой
многофункциональности одновременно
являть в себе начала исторической памяти,
быть выражением религиозной и правовой
мысли (заключать в себе неписаные правила
людского общежития, правовых имущественных
отношений), заключать в себе кодекс правил
поведения, содержать природные наблюдения,
приметы и проч. Тут явлен целый комплекс
разных элементов миропознания в прямой
обусловленности общественным бытием
человека. В отличие от прагматического бытового синкретизма
этот род синкретизма носит исключительно
мировоззренческий характер. Художественные
понятия и представления в этого рода
синкретизме тоже соединены с другими
началами, но не бытовыми. Мировоззренческий
синкретизм отделен от включенности в
практическую жизнь. Он только соотносим
с реальной практикой. Печатью мировоззренческого
синкретизма отмечен мифологический эпос,
исторические песни, предания, легенды,
величания-славы, бывальщины, былички,
разные виды паремий (пословицы, поговорки,
приметы и проч.). Художественный компонент
в таких произведениях фольклора неизменно
и органически соединен с остальными видами
мировоззренческого осознания реальности.
Произведения с чисто
художественными установками: сказки,
побасенки, лирические и балладные
песни, виды и роды зрелищного комического
искусства, сатиры являют собой состояние,
пришедшее на смену синкретизму
во всех его предшествующих проявлениях.
Вернее было бы сказать, что здесь
художественность есть наиболее развитое
и дальше всего ушедшее в историческом
развитии состояние фольклора. Она
отмечена выделением искусства в
самостоятельный род
Из представленных разных состояний жанровых качеств фольклора следует несколько важных теоретико-методологических требований, следование которым позволит избежать невольного осовременивания фольклора Древней Руси, введет анализ его художественных свойств в реальные границы его проявления в творчестве отдельных творцов и свяжет такой анализ с уяснением всех остальных функциональных назначений древнерусского фольклора. Одновременно этот подход обязывает сосредоточиться на изучении традиционных устойчивых форм (в темах, сюжетах, мотивах, стиле), которые ставят творчество отдельного человека в подчиненное положение к распространенным и принятым всеми творцами образно-стилевым формам творчества, постепенно и исподволь сложившимся в народе. Фольклор искусство безличное, коллективное. Творческий процесс в нем можно мыслить по аналогии с языкотворческим, хотя нет оснований отождествлять эти процессы. А. А. Потебня был совершенно прав, когда изнутри объяснял процесс фольклорного творчества, мысля его по аналогии с эволюционным созданием языка на базе использования и переработки изначальных форм33. Замечательный ученый ошибался только в одном: он отождествил язык и искусство, форму образования новой семантики слов и собственно художественное содержание творчества: система языка и выраженное с помощью языка содержание не одно и то же.
Творчество в фольклоре эволюци
Письменность Древней
Руси в отличие от фольклора явила
иную ступень общественного и
художественного сознания, параллельно
сосуществовавшую с фольклорным
и отчасти зависевшую от него (в
частности, при возникновении так
называемого «двоеверия» и
Для древнерусской литературы характерно иное проявление и авторского начала и авторского самосознания34, хотя оно и выступает в соединении с традиционными жанровыми формульно-стилевыми особенностями произведений. Остается в силе суждение В. П. Адриановой-Перетц: «Проблема взаимоотношения в Древней Руси литературы и фольклора это проблема соотнесения двух мировоззрений и двух художественных методов, то сближавшихся до полного совпадения, то расходившихся по своей принципиальной непримиримости»35. В связи с таким пониманием сути различия литературы и фольклора в составе древнерусской культуры обретают свою настоящую силу наблюдения А. С. Орлова над формульным стилем воинских повестей для понимания принципов художественного мышления их авторов36, а равно соображения О. В.Творогова о клишированных формулах древнерусских произведений37. Остается пожалеть о немногочисленных работах, посвященных исследованию древнерусского стиля и языка как сложного сочетания литературных норм и устойчивых форм поэтического слога фольклора38. Художественную специфику древнерусского творчества многосторонне выявил Д. С. Лихачев в известных работах: «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы»39, восстановив в правах тонкие наблюдения таких замечательных исследователей, как Л. П. Карсавин40, П. М. Бицилли41 других исследователей первой половины XX века. Не снята с повестки научного изучения и проблема творческого метода, по-своему разработанная И. П. Ереминым42. Представляется, что творческий метод древнерусской литературы можно постигнуть и путем сопоставления с исторически сменившими его методами художественной литературы нового времени (классицизм, сентиментализм и романтизм), и через сравнение с методом фольклора, хотя метод фольклора выявляет себя в границах иного хода самой мысли творцов, минующих формы правдоподобия и обобщающих реальность в виде как бы вневременных традиционных условностей.
Широко в последние годы решались вопросы об особенностях жанров, возникших на границе непосредственного соединения народно-массовой и профессиональной области творчества речь идет о духовных песнях и стихах43, заговорах44, легендах45 и апокрифических сказаниях. К их изучению ученые вернулись после длительного перерыва (40-е годы конец 80-х). Сам по себе этот отрадный факт не должен закрыть от нас и того обстоятельства, что возвращение к изучению заброшенной области вернуло нам не только достижения ученых прошлого времени (В. П. Адриановой-Перетц46, Г. П. Федотова47 и др.), но и нерешенные вопросы, касающиеся хронологии, анализа источников, соотнесения с исторической реальностью, проблемы классификации жанровых разновидностей, исследования форм соединения письменной и народно-разговорной стихии в языке и другие не менее важные проблемы.
Фолькло
Письменные источники
Значительное место в нем занимала календарная
обрядовая поэзия: заговоры, заклинания,
песни, являвшиеся неотъемлемой частью
аграрного культа. Обрядовый фольклор
включал в себя также предсвадебные песни,
похоронные плачи, песни на пирах и тризнах.
Распространенными были и мифологические
сказания, отражавшие языческие представления
древних славян. На протяжении многих
лет церковь, стремясь искоренить остатки
язычества, вела упорную борьбу с «поганскими»
обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами».
Тем не менее, эти виды фольклора сохранились
в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков,
потеряв со временем свой начальный религиозный
смысл .
Существовали также такие формы фольклора,
не связанные с языческим культом, как
пословицы, поговорки, загадки, сказки,
трудовые песни. Авторы литературных произведений
широко использовали их в своем творчестве.
Письменные памятники донесли до нас
многочисленные предания и легенды о родоначальниках
племен и княжеских династий, об основателях
городов, о борьбе с чужеземцами. Народные
сказания о событиях II-VI веков отразились
в «Слове о полку Игореве».
Значение исторических жанров фольклора
возрастает с образование государства
и началом складывания древнерусской
народности. На протяжении многих лет
народ создавал и хранил своеобразную
«устную» летопись в виде прозаических
преданий и эпических сказаний о прошлом
родной земли. «Устная летопись» предшествовала
летописи письменной и послужила одним
из ее основных источников. К числу таких
преданий, использованных летописцами,
относятся предания о Кие, Щеке и Хориве
и основании Киева, о призвании варягов,
о походах на Константинополь, об Олеге
и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги
древлянам, о белгородском киселе, и многие
другие. Летописное повествование о событиях
IX-Х веков практически целиком основано
на фольклорном материале.
К Х веку относится возникновение нового
эпического жанра – героического былинного
эпоса, явившегося вершиной устного народного
творчества. Былины – устные поэтические
произведения о прошлом. В основе их лежат
реальные исторические события, прототипами
некоторых былинных героев являются реально
существовавшие люди. Так, прообразом
былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира
Святославовича – воевода Добрыня, имя
которого неоднократно упоминается в
летописи.
Однако былины редко сохраняли точность
фактических деталей. Но не в точном следовании
историческим фактам было достоинство
былин. Главная их ценность в том, что эти
произведения созданы народом и отражают
его воззрения, оценку сущности исторических
событий и понимание социальных отношений,
сложившихся в Древнерусском государстве,
его идеалы.
Большинство былинных сюжетов связано
со временем княжения Владимира Святославовича
– временем единства и могущества Руси
и успешной борьбы со степными кочевниками.
Но истинный герой былинного эпоса не
князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие
народ. Любимым народным героем стал Илья
Муромец, крестьянский сын, мужественный
воин-патриот, защитник «вдов и сирот».
Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу
Селяниновича.
В былинах отразилось представление о
Руси как едином государстве. Главная
их тема – борьба народа с иноземными
завоевателями, они проникнуты духом патриотизма.
Идеи единства и величия Руси, служения
родине сохранялись в былинах и во времена
политической раздробленности, золотоордынского
ига. На протяжении многих столетий эти
идеи, образы героев-богатырей вдохновляли
народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило
долговечность былинного эпоса, сохранившегося
в народной памяти.
Информация о работе Фольклор как часть Древнерусской культуры