Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:45, реферат
Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы, и будут жить только сегодняшним днем. Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир.
Введение
Формационный и цивилизационный
подход в историческом познании?
Историческое осмысление событий и явлений
в настоящее время является актуальной
для современного общества и заботит умы
многих людей, особенно в свете событий
последних лет. Именно поэтому я выбрала
эту тему.
Необходимость исторического познания
вызвана целым рядом общественных потребностей.
В первую очередь оно приводит к формированию
социального самосознания. Лишенные исторического
опыта своего народа, своей страны, они
окажутся вне исторической перспективы,
и будут жить только сегодняшним днем.
Действительно, именно историческое познание
обусловливает образцы значимого социального
поведения, дает своеобразный социальный
ориентир.
Актуальность проблемы формирования
исторического сознания современного
образованного человека усиливается еще
одним фактором. В условиях, когда человечество
осознало себя как глобальная целостность,
необходимо направлять исторический процесс
так, чтобы исключить самоуничтожение
людей в войне, гибель в экологическом
аду, избежать культурного вырождения.
И именно историческое знание может избавить
от чувства неизбежности, помочь найти
пути предотвращения катастрофы, поверить
в возможности человека как реальной силы
истории.
Только на основе изучения истории студенты
смогут овладеть всем опытом развития
цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой
культуры и одновременно ощутить самобытность
своей Родины, проследить, как Россия впитывала
на протяжении веков все лучшее, что было
создано в мире, и сама обогащала человечество
своими достижениями. Это порождает у
студентов причастность ко всему происходящему
на Земле, желание самим творить «историю
людей» и свою «малую историю», создает
основу для формирования нового мышления,
ведущим принципом которого является
общепланетарный гуманизм. В то же время
растет и крепнет чувство патриотизма,
когда молодежь живет болью Отечества,
неравнодушна к его триумфам и поражениям,
испытывает гордость за свои национальные
традиции, за принадлежность к своей стране.
Особенно это важно в настоящее время,
когда понятия – патриотизм, чувство Родины,
подверглись девальвации.
Культура мышления предполагает, прежде
всего, большой объем и глубину знания.
История – это социальная память живущего
поколения. Чем обширнее память, тем духовно
богаче человек и общество в целом, чем
глубже проникновение современника в
социально-экономический и культурный
опыт, накопленный предшествующими поколениями,
тем определеннее и предприимчивее становится
его деятельность.
Цель работы – охарактеризовать формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.
Данная работа освещена в литературе достаточно широко. Поэтому для меня не составило большого труда подобрать и проанализировать необходимую литературу.
Литература, используемая при написании данной работы относится в основном к литературе, носящей теоретический характер, в которой содержатся актуальные на сегодняшний день темы, касающиеся всей характеризуемой проблемы, которые вследствие своего широкого охвата практически всех отношений затрагивают рассматриваемую тему. Такой литературой являются книги, учебники, брошюры, под издательством таких авторов, Радугина А.А., Ильин В.В., Семенов Ю.И., Панарина А.С.
Раздел 1.
«Формационный подход к истории»
Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса.
Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании приобретал целенаправленный характер.
В соответствии с решением вопроса о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время.
Преодолеть недостатки методологии исторического исследования, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, базирующуюся на четырех основных принципах:
1. Принцип единства человечества и, следовательно, единства исторического процесса.
2. Принцип исторической
закономерности. Маркс исходит из
признания действия в
3. Принцип детерминизма
— признание существования
4. Принцип прогресса. С точки зрения К. Маркса, исторический прогресс — это поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более высокие уровни.
Однако формационный подход в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики, как в зарубежной, так и отечественной историографии. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». На основе этого способа, по мнению Маркса, образуется особая формация. Но подробной разработки этого вопроса он не провел. Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие определенных стран (например, России) не всегда можно вставить в схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.
Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, неличностным факторам, а основному субъекту истории — человеку отводится второстепенная роль.
Формационная теория начинает постижение общества "снизу", т.е. со способа производства. Следует подчеркнуть, что вся философия истории до Маркса основное внимание уделяла анализу сферы политики, права, морали, религии, культуры, реже естественным, природным (географическим в основном) условиям и т.п. Маркс в прямую противоположность традиции (по закону отрицания) выдвинул на первое место материальное производство на анализ других сфер общественной жизни во всем объеме их содержания и функционирования у него, что называется, не хватило ни времени, ни сил. В лучшем случае были разобраны отдельные проблемы (взаимодействие основных сфер общественной жизни, классовые отношения и классовая борьба, государство как инструмент политического господства экономически ведущего класса и некоторые другие)
Другими словами, общество как социальный организм было раскрыто с одной точки зрения, а именно с точки зрения определяющей роли способа материального производства, что привело к недооценке значения и роли других сфер, особенно культуры. Такая односторонность была, на наш взгляд, вызвана не столько сущностью или принципами материалистического понимания истории, сколько обстоятельствами конкретной научно-исследовательской ситуации в общественном познании того времени (недооценкой как раз этого способа). Последователи Маркса еще более усугубили эту односторонность. Не случайно ведущий лейтмотив последних писем Энгельса ("Писем об историческом материализме") к молодым последователям марксизма - подчеркивание (помимо определяющей роли производства) активной роли надстройки (политики, права и т.д.), момента ее самостоятельного развития, но это были скорее рекомендации. На комплексное исследование той же культуры, нравственности и прочности у Энгельса также уже не было ни сил, ни времени. Нелишне отметить такое специфическое явление, как магия нового слова. Термин "способ производства" (способ производства материальной жизни) завораживал новизной, высокой разрешающей способностью рационального познания, как бы освещавшим глубинные процессы жизни электрическим контрастно-резким светом.
Формационная теория при всех
ее недостатках являет собой одну из первых
попыток построения на основе научной
рациональности глобальной картины человеческой
истории (метатеории исторического процесса).
Конкретно-научные аспекты ее во многом
устарели, но сам подход, лежащий в ее основе,
сохраняет свою силу. Она пытается системно
раскрыть наиболее общие основания и глубинные
тенденции исторического процесса и на
этой основе анализировать общие и особенные
свойства конкретно-исторических обществ.
По причине высоко абстрактного характера
этой теории ее опасно напрямую прилагать
к конкретному обществу, втискивать отдельные
общества в прокрустово ложе формаций.
Между этой метатеорией и анализом конкретных
обществ должны лежать теории среднего
уровня.
Приведем в заключение наших рассуждений
вывод английского исследователя Г. Макленнана,
принадлежащего к либеральному крылу
социальных мыслителей. Проведя сравнительный
анализ марксистского подхода и подхода
плюралистического (который, повторим,
можно назвать цивилизационным), он заключает:
"В то время, как плюралисты не стремятся
исследовать фундаментальные процессы
эволюции человеческого общества, вследствие
чего их социальная онтология весьма небогата,
марксисты, напротив, проявляют интерес
именно к процессам, идущим в глубинах
общества, и к причинно-следственным механизмам,
которые призваны обнаружить как логически
рациональное, так и возможное общее направление
этой эволюции"1. Если, пишет он далее,
системные аспекты посткапиталистических
обществ невозможно рассматривать, не
используя марксистские категории (особенно
такие, как способ производства и смена
общественных формаций), то анализ явлений,
приводящих к множественности социальных
формирований и их субъективных интересов
(урбанизация, потребительские субкультуры,
политические партии и т.д.), более плодотворен
в плоскости классически плюралистической
методологии.
Таким образом, представленный материал дают основание сделать следующие выводы, методологию формационного подхода рано списывать со счетов. Она сохраняет эвристическую силу. Но тогда возникает целый ряд вопросов, связанных с провалами формационной теории при осмыслении современной истории, перспектив развития капиталистической цивилизации, неудач социалистического эксперимента, начатого в нашей стране. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы модернизировать формационное учение, очистить его от идеологических напластований, усилить его циви-лизационное звучание. Попытаться обеспечить, иными словами, соединение противоположностей (формационного и цивилизационного подходов). И начинать придется от самых корней, принимая во внимание все основные срезы истории человечества - антропоэтносоциогенез.
Раздел 2.
«Цивилизационный подход к истории»
Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от латинского. слова «civil» — городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, грубый. В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер). Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы — это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби — 6 типов, О. Шпенглер — 8 типов.
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:
1) его принципы применимы
к истории любой страны или
группы стран. Этот подход ориентирован
на познание истории общества,
с учетом специфики стран и
регионов. Отсюда проистекает
2) ориентация на учет
специфики предполагает
3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;
4) выделение определенных
критериев развития
Информация о работе Формационный и цивилизационный подход в историческом познании