Франциско Скорина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 01:22, доклад

Краткое описание

В истории белорусской культуры трудно найти более выдающегося деятеля, белее значимого общественного деятеля чем Франциск Скорина. Его имя имеет огромное значение для отечественной духовной культуры. Франциск Скорина принадлежит к числу людей, усилиями которых создавалась эта культура.

Содержание

Введение....................................................................................................2
Источники и историография...............................................................
Формирование мировоззрения Франциска Скорины..........................
Философско-этические и социально-политические взгляды..............
Заключение.........................................................................................
Список литературы.............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

Заключение

 

Подводя итоги данной работе попытаемся кратко определить основные черты и направленность мировоззрения Ф. Скорины.

Скорина - выдающийся восточнославянский мыслитель-гуманист эпохи. Он освоил древнерусскую философско-этическую традицию, для которой характерен взгляд на природу и общество через идеал нравственно прекрасного [7, с 9], и предпринял попытку синтеза этой 1$вдиции с западноевропейской философской культурой и общественной мыслью. Он явился основоположником ренессансно-гуманистического направления в отечественной философской и общественно-политической мысли, национальной традиции в истории белорусской культуры.

Скорина как мыслитель-гуманист эпохи Возрождения обращается к проблемам человека и общества и пытается дать их решение, отличающееся от христианского. В мировоззрении белорусского гуманиста доминирует этический момент. Главным для Ф. Скорины становится вопрос: как жить человеку, какие нравственно-этические ценности и идеалы ему следует исповедовать, чтобы его частная и общественная жизнь не вступала в противоречие с его совестью? Своим творчеством Скорина отразил довольно зрелый уровень развития отечественной культуры начала 16-го века.

Скорина - ученый и просветитель - был не только сыном своего времени, но, прежде всего, сыном родного края. Ренессансные новшества он принимал осторожно, держа курс на просвещение. Он был рассудительным и сдержанным, памятуя, что его дело и замыслы осуществляются в русле патриархально-христианской традиции, которая прочно господствовала на родине. Мировоззрение Скорины несло в себе свойственную гуманистам идею морального совершенствования общества и человека. Он первый в истории общественной белорусской мысли принял на себя тяжесть соединить сознание своих земляков с общечеловеческой сокровищницей нравственных ценностей, в которую входили библейско-христианские легенды и античные мифы, философские учения, кодексы законов и обычаи. Ф. Скорина был сторонником и представителем реалистической и просветительской тенденции в духовной жизни, науке и искусстве Возрождения, которая пыталась соединить чувства и разум в одно целое - мудрость. Живя долгое время на чужбине, Скорина впитал в себя передовые достижения западноевропейской мысли, сохраняя при этом свои патриотические чувства; и укрепил связь с духовными ценностями народа. Как ученый-гуманист он высоко ставил творческие силы самой природы, а патриотические чувства относил к естественным и универсальным врожденным свойствам всего живого.

Ф. Скорина был и оригинальным мыслителем, и талантливым писателем, плодотворным публицистом и усердным переводчиком, изобретательным художником и деловым человеком-первопечатником. Богатство личности Ф. Скорины ставит его с такими выдающимися людьми эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский и другие, а культуру, на ниве которой он трудился, - вровень с культурой.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Франциско Скорина