Хан Абылай - выдающийся дипломат XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

Экономическое и политическое положение ханства было крайне тяжёлым. Извечная грызня Чингизидов за власть, всегда только вредившая казахам, усугубилась участившимися набегами джунгар.
К началу века Казахское ханство нельзя было назвать государством в полном смысле этого слова. Это была территория, которая протянулась от Иртыша до Урала, на севере до Тобола, на юге до Сырдарьи и Таласа, контролируемая местными ханами, родовыми старейшинами и биями.

Содержание

Казахское ханство в XVIII веке до прихода к власти Абылай хана…….3
Абылай как полководец и политический деятель………………………..4
Казахское ханство в период правления Абылая. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей……………………………………………..9
Абылай хан и Бухар-жырау………………………………………………17
Личность Абылай хана…………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

сро 8.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

Этнический состав казахов  существенно пополняется в середине 18 века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских  народов. По самым приблизительным  подсчётам, численность казахов  достигла 3 млн. Никогда ещё в истории  ни один кочевой народ центральной  Азии не достигал этой отметки.

Хан успешно решал также  и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью Росси и государств Средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. Он содействовал переходу автономного  населения к земледелию на берегах  Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и  Тарбагатайских гор. Имея зимовки на Иртыше, вблизи Петропавловска, Кокшетау, Уйской линии, Абылай следил за развитием  хозяйственной системы номадов. В 1761 г. в письме к Екатерине II Абылай просил прислать мастеров-строителей деревянных домов и 200-300 пудов зерна.

Будучи одаренным человеком, хан Абылай многое сделал для развития самобытной материальной и духовной культуры своего народа. Он был большим  почитателем народной музыки, сам  создал несколько кюев, к сожалению  не сохранившихся. Как покровитель  народной культуры, он поддерживал  поэтов, музыкантов-импровизаторов. Такие  деятели казахской культуры той  эпохи как поэт Татикара, жырау  Умбетей, в своих произведениях  прославляли его мудрость и величие.

Большое влияние на Абылая оказывал выдающийся певец казахской  земли, его советник Бухар-жырау  Калкаманов, во многих походах сопровождавший своего повелителя.

Абылай скончался осенью 1781 г. и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане. Он был, пожалуй, единственным казахским  властелином, которого народ еще  при жизни называл «аруах («воплотивший дух»), ниспосланный Аллахом для  свершения великих дел». Абылай при  жизни был причислен к сонму  святых и остался в памяти народа олицетворением единства и целостности  казахской земли.

После смерти Абылая ханом-правителем Среднего жуза был избран его старший  сын – Уали. Усилия царизма ограничить его позицию в управлении огромным государством привели к постепенному ослаблению внутренних связей в едином казахском государстве. Этим воспользовалась  российская администрация, продолжив  присоединение края к империи.

Абылай хан  и Бухар-жырау

Когда и при каких обстоятельствах  встретились Абылай и Бухар-жырау, истории неизвестно. Но дружба могущественного  правителя со знаменитым народным сказителем и мудрецом была удивительной. Их отношения  можно сравнить с отношениями  Аристотеля и юного Александра Македонского. Понять личность Абылая в отрыве от этих отношений вообще невозможно. Святой старец как будто сообщил  своему могущественному ученику  некую тайну, секрет духовной мощи и  необычайной харизмы.

Если, как сказал Чокан  Валиханов, Абылай хан для казахов  был воплощенным аруахом, то Бухар-жырау  – их духом.

В определенные моменты «дух»  обуздывал воина, держа его под  жестким идеологическим и моральным  контролем. Грозный Абылай, обладавший неограниченной властью, смягчался  под чарами степного провидца. Только он мог позволить говорить с ханом  на ты, дерзким кличем «Эй, Абылай!»  умерять горячий пыл своего питомца, напоминая о годах нищеты и  унижений. «Не ты ли в Туркестане пас верблюдов и был слугой Уйсуна Толе бия?»

В эпоху Бухара, когда  казахское государство слабело  и распадалось на части, самым  сильным правителем среди казахских  ханов был Абылай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее  централизованное государство. Бухар  с удивительной проницательностью  угадал гений Абылая, искренне поверив  в него. Абылай со своей стороны  увидел в лице поэта глубокого  мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Абылая. Хан Абылай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй наибольшее уважение и даже страх испытывает Абылай перед Бухаром-прорицателем, в вещей песне раскрывающем людям будущее. Бухар предсказывал Абылаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Абылай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Бухара прозвали ("комекей аулие"-святая гортань). Никого другого ни из предшественников, ни из современников Бухара так не называли. Его дар поэтической импровизации считали вещим. С детства, сообщают хранители преданий, Бухар был "сакау"-глухонемым.

В поэме Бухара "Сабалак" описано торжество провозглашения Абылая ханом произошедшее в 1734 г. Влияние  Бухара на хана было так велико, что  от него во многом зависела ханская  политика. Бухар может позволть в  отношении к "деспотически и самодержавно правящему Абылаю" (Ч.Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе  народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у  хана. Он советовал Абылаю не воевать  с Россией ("орыспенен согыспа"), остерегаться китайско-манчжурских  войск ("егер шуршит келсе.."). Бухар  Абылая называет "шедрый Абылай" (кен Абылай), моя опора ("кен  аям"), он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ ("калын  ел"), собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен  и славен хан-военачальник, именно таков  для Бухара Абылай. Идеи родового и  племенного единства разрастаются в  песнях Бухара в идею всех подданных  Абылая, т.е единства государственного. Он требует заботы хана о народе и признания народом хана Девятое  желание-пусть ваш торе не лишится  трона Тлек"), "Позабрться о  своем народе - требует он от хана. Бухар - это осколок эпохи и  в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов  задуматься над тем, что не одной  материей живет человек. "Не ввергай  себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю, скот может погибнуть, земля  останется и после тебя" - взывает  Бухар жырау к своему соплеменнику.

Когда Абылаю не хватало  прозорливости, он вопрошал старца Бухара, говоря ему «Сәуе айт!» – «Предскажи!».

Личность Абылай хана

Драматичная, почти сказочная  судьба, решительный характер, личная харизма – сироте Абулмансуру  суждено было стать национальным героем Абылай-ханом. Его значение в казахской истории трудно переоценить. Он и батыр-освободитель, и мудрый правитель, и искусный дипломат, и собиратель земель казахских. Но несмотря на все свое величие, Абылай-хан был живой, не выдуманной, а значит противоречивой фигурой. У него было много врагов при жизни, есть они и теперь. Только сегодняшние противники грозят Абылаю самым страшным из возможных проклятий – забвением в народной памяти. Они обвиняют великого хана в рукотворности его мифа. Так был ли мальчик? Был ли сирота, с голубой в жилах кровью, пасший скот у влиятельного бия, который вырос и стал ханом, сумевшим в самый ответственный момент истории объединить свой народ и отстоять родную землю... Действительно, похоже на сказку, не правда ли? Но ведь и время тогда было такое – что отделить явь от вымысла почти невозможно.

Как было сказано выше он жил в очень трудных условиях, ему с самого детства пришлось узнать все горести жизни. С малолетства  он не знал материнской ласки, неделями питался отбросами и жил где  придётся. Можно себе представить, что  испытывал юный чингизид, у которого вместе с молоком матери, из поколения  в поколение впитывалась любовь к роскоши и безграничное тщеславие. Но будущий хан жил по принципу – «что меня не убивает, делает меня сильнее», по-моему, именно такая жизнь  помогла ему воспитать железную волю, умение выживать в экстремальных  условиях и знание людей. Все чингизиды  отличались необычайной жестокостью  ко всем кроме себя, в Абылае все  эти качества десятикратно усилили  её, недаром народ боялся только одного его имени. Ведь при нем  не было значительных мятежей, а если таковые случались, то он подавлял их с жестокостью, сделавшей бы честь  самому Чингисхану. Но тем не менее нельзя не признать его положительные качества. Абылай был всесторонне развитым человеком, он поддерживал народных акынов, жырау, домбристов, некоторые даже утверждают что он сам сочинил несколько кюев, которые, к сожалению, до нас не дошли. Этим и объясняется то, что большинство акынов и жырау его восхваляли, среди них были такие знаменитые люди в степи, как Бухар-жырау Калкаманов, Татикара, Умбетей-жырау и другие. Так же следует отметить, что он был храбр до безумия, уже в тринадцать лет он выступал в походы против джунгар. Интересно и то, что в 1729 году на памятной Анракайской битве он заслужил звание батыра, именно заслужил, так как если ты чингизид, то есть султан, ещё не означало что ты батыр как не странно в то время когда сильный мог делать всё что захочет, это табу было священно. В истории Казахского ханства было всего несколько ханов которые удостоились этой чести, и среди них был Абылай.

Можно с уверенностью сказать, что самой надёжной опорой его  власти были батыры. И не было бы батыров, кто знает, смог бы Абылай найти дорогу к ханскому престолу. Далее хочу проследить связи Абылая с другими  правителями и знаменитыми людьми своего времени. Например Бухар-жырау, сподвижник и ближайший советник отзывался о нём как о человеке скором на расправу, но очень быстро бравшим себя в руки, тем не менее  он никогда не забывал никаких  обид, даже самых мелких. Возможно без  своего советника Абылай уже в  первые годы своего правления был  бы убит или свергнут, потому что  только колоссальный авторитет Бухар-жырау  иногда сдерживали готовые вырваться  наружу враждебные Абылаю силы степной  аристократии. Именно поэтому ему  было позволено говорить то, что  другим запрещалось, слышать то, что  другим запрещалось, и наконец видеть то, что другим запрещалось.

Великий хан Абылай являлся  детищем своей эпохи. Он сумел  не только сохранить, но и, отчасти даже приумножить, то, что было до него. Какой  бы он ни был, со всеми его достоинствами  и недостатками, он всё делал правильно, только беспощадная жестокость и  хитрость могли держать в узде вольных степных султанов. Только умение жертвовать малым во имя сохранения большего, могло остановить яростный натиск джунгар. Только изощрённое искусство  дипломатии и даже двуличности могли  спасти ханство от поглощения Российской или Китайской империями. И я  считаю что политика «льва и дракона» себя оправдала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  История Казахстана, М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жукешев. Алматы, «Жазушы», 2000

2.  История Казахстана, С. Жолдасбаев. Алматы, «Санат», 2003

3.  История Казахстана в русских источниках XVI – XX вв., десятититомник. Т. 3 Журналы и служебные записки дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана (1731 – 1759 гг.), Алматы, «Дайк-пресс», 2005

4.  Аблай-хан. Внутренняя и внешняя политика. Р.Б. Сулейменов, В.А. Моисеев. Алматы, «Жазушы», 2001

5.  «Политическая организация кочевого общества» И. Ерофеева. Москва, «Эксмо», 2001

6.  Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, «СП Дастан», 1990

 

 

 


Информация о работе Хан Абылай - выдающийся дипломат XVIII века