Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 16:21, реферат
Северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана[20], Сунженском и Малгобекском районах Ингушетии[21], Ахметском районе Грузии[22]. Общая численность чеченцев во всём мире — 1 550 000[23]. Антропологически относятся к кавкасионскому типуевропеоидной расы.
Этническая история чеченцев
Антропология
Численность
Религия
Язык и письменность
Структура чеченского общества
Быт и культура
Национальная кухня
Традиции
Национальные костюмы
Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель — 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.
Язык
Чеченский язык относится
к нахской ветви нахско-дагестанских язык
Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике — шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.
Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925—1938 — на латинской, с 1938 — на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике.
Религия
Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.
Суфийский ислам среди чеченцев
представлен двумя тарикатами: накшбандия и кадир
Структура чеченского общества
Чеченский тукхум — это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте Чеченского языка.[45]
Чеченский тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.
В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточено. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.
Административно-
Столицей республики является город Грозный, имеющий также статус города республиканского подчинения. Административно Чечня делится на 2 городских округа и 15 муниципальных районов. Помимо Грозного другие города республиканского подчинения — Аргун и Гудермес.
В чеченской семье существовал ряд запретов, так называемых обычаев «избегания»: между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Перечисленные запреты являются пережитками архаических форм отношений полов до брака. Например, у чеченцев жених в течение всего периода (свадебного) оставался у своего друга или родственника. До бракосочетания (религиозное оформление – «мах бар») не навещал невесту (обычно это происходило на 4-й день), не показывался гостям. После бракосочетания в течение некоторого времени невесту посещал «тайно». Невеста у чеченцев в течение определенного времени не могла разговаривать с родителями и родственниками мужа, его друзьями. Соблюдение запрета было тем строже, чем ближе по степени родства и старше по возрасту были эти люди. Случалось, что невеста до старости не разговаривали со свекром (такое встречалось очень редко). Этот запрет длился недолго, поскольку в условиях совместного ведения хозяйства возникала необходимость в общении. К снохе постепенно обращались родственники мужа с просьбой заговорить с ними, при этом лица, снимающие запрет, преподносили подарки. Данный обычай известен как «мотт бастар» (развязывание языка).
Зять должен был вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Считалось неприличным, если он часто находился в обществе жены, а у ингушей он (зять) почти никогда не должен был видеть родителей жены. Супруги не называли друг друга по имени. Муж не входил в помещение, где были его жена и дети, при старших не брал на руки своего ребенка и не ласкал его.
У чеченцев, впрочем, как и у других народов Северного Кавказа, было достаточно строгое разделение труда между женщинами и мужчинами. Следует отметить, что чеченские женщины никогда не управляли волами на арбе, не косили сено, а мужчины не занимались домашними работами: не доили коров, не занимались уборкой комнат и т.д.
Говоря о половозрастном разделении труда у чеченцев, отметим и то, что обязанности делились и по возрасту. Наиболее ответственные работы (посев, пахота…) выполняли опытные, более старшие члены семьи, другие работы, которые не требовали большого опыта и навыков – молодые. Всеми работами, как правило, руководил отец – ц1ийнада. В семьях чеченцев все работы выполнялись совместно.
Традиционное разделение труда бытовало и среди женской части семьи. Руководила женской частью семьи «ц1еннана» – жена глава семьи или его мать, которая распределяла женские работы, она сама принимала участие в выполнении части хозяйственных работ, указывала, какая сноха что должна делать: кому заниматься уборкой, шитьем; кому носить воду с девушками и пр.. В ведении хозяйки дома находились все домашние дела. Отношения между свекровью и снохой были доверительными, поскольку женщины постоянно нуждаются в помощи и поддержке друг друга. Также можно сказать, что в малых семьях не было разделения труда между невесткой и свекровью и в целом домашний труд был взаимозаменяемым. Но тяжесть всей домашней работы ложилась на невестку, которая выполняла основную часть домашней работы. Считалось неприличным, если молодая женщина без дела ходила по дому, часто наведывалсь к соседям. Родственники, соседи хвалили работящих молодых женщин, которые постоянно были при деле, вставали рано, дом и двор содержали в чистоте, справлялись со всеми своими многочисленными обязанностями по дому, были приветливы. Чеченцы говорили, да и сейчас говорят люди старшего возраста, что «счастье посещает дом и семью рано утром». И если в доме двери закрыты, оно проходит мимо со словами: «Не нуждаются они во мне».
Чеченский свадебный
обряд - это череда представлений,
в которые входят пение, танец и музыка.
Когда за невестой отправляются и привозят
ее в дом жениха односельчане, родственники,
друзья звучит музыка. На этом этапе свадьбы
происходят и другие представления. Так,
например, родственники невесты задерживают
свадебный поезд, перегораживая путь буркой
или протянутой через улицу веревкой,
- нужно заплатить выкуп, чтобы проехать.
Другие пантомимы происходят в доме жениха.
На пороге дома заранее положены войлочный
ковер и веник. При входе невеста может
перешагнуть их или убрать с дороги. Если
уберет, значит, умна; если перешагнет,
значит, не повезло парню. А вот невесту
сажают в почетный угол у окна под специальную
свадебную занавеску, ей дают на руки ребенка
- чьего-то сына-первенца. Это пожелание,
чтобы у нее родились сыновья. Невеста
ласкает ребенка и дает ему что-нибудь
в подарок.
Гости приходят на свадьбу с подарками.
Женщины дарят отрезы материи, коврики,
сладости. Мужчины - деньги или баранов.
Мужчины обязательно вручают подарок
сами.
После угощения - опять представление.
К гостям выводят невесту, у которой они
просят воды. Все что-то говорят, шутят,
обсуждают внешность девушки, ее задача
- не разговориться в ответ, ведь многословие
- признак нескромности. Невеста лишь может
предложить гостям выпить воду и пожелать
всем здоровья.
На третий день организуется
еще одно представление. Невесту с музыкой
и плясками ведут к воде. Сопровождающие
бросают в воду лепешки, затем расстреливают
их, после этого невеста, набрав воды, возвращается
домой. Это старинный обряд, который должен
обезопасить молодую женщину от водяного.
Ведь она каждый день будет ходить по воду,
а водяного приманили уже угощением и
"убили".
В этот вечер совершается регистрация
брака. В ней участвует доверенный отца
невесты и жених. Мулла от имени отца дает
согласие на вступление его дочери в брак,
а на следующий день невеста становится
молодой хозяйкой дома.
Чеченская кухня
Чеченская кухня одна
из древнейших и самых простых. Блюда питательные,
калорийные. Готовятся быстро из самых
доступных продуктов. Мясо – баранина
и птица в натуральном виде являются основными
продуктами в приготовлении блюд. Они
готовятся из нескольких составляющих,
калорийны и очень легко усваиваются организмом.
Отсюда, видимо, развитая гармоничность
чеченцев.
Самые важные компоненты многих
блюд – острые приправы, лук, чеснок, перец,
чебрец.
Чеченская кухня богата витамина ми и
очень и сытная. Зелень – важная составляющая
блюд. Довольно много блюд готовятся из
черемши, сыра, тыквы. Творога, кукурузы
и, конечно, сушеного мяса.
Вайнахи любят мясные бульоны, баранину,
говядину, отварную птицу ( свинина исключена
).
Мясо подается с галушками из пшеничной
или кукурузной муки и обязательно с чесночной
приправой. В то время, когда не было холодильников, сушеное мясо являлось палочкой-выручалочкой. Из него готовилось много блюд Основой
вайнахской кухни также являются мучные
изделия с различными начинками из творога,
тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Из
них готовится много блюд. Горцам, отстаивая
свою независимость, приходилось воевать.
Сушеное мясо, которое вообще не портилось
и его можно было есть в любом виде,и сискал
( лепешка или чурек из кукурузной муки
) могли быть всегда при себе и были вкусной,
сытной пищей. Всю зиму и ранней весной
под рукой была черемша, а летом – крапива.
Несмотря на многочисленные блюда из
мяса, черемши и крапивы, все же чеченская
кухня в своей основе мягкая, умеренная.
В ней не преобладают пряности. Она очень
разнообразная. И то, что среди чеченцев
очень мало толстых, тучных людей, что
они рослые и здоровые, сказывается влияние
их национальной кухни.