Характерные черты экономического развития России в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

События Смуты привели к разорению и опустошению значительной части России, особенно центральных районов. Экономика страны приходила в прежнее состояние очень медленно. Потребовались десятилетия, чтобы ликвидировать последствия событий начала века. На хозяйственном развитии страны в XVII веке отрицательно сказалось отсутствие у России выхода к морям, что ограничивало возможности экономических связей с другими государствами, а также постоянная борьба с внешними врагами (Речью Посполитой, Швецией, Турцией, Крымским ханством), отвлекавшая много сил и средств.

Содержание

1. Характерные черты экономического развития России в XVII веке.
2. Изменение формы правления (переход от сословно-представительной к абсолютной монархии).
3. Раскол в Русской православной церкви в середине XVII века.
4. Бунташный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

     Никон – человек умный, властный и честолюбивый, подчеркивал первичность духовной власти по отношению к светской. Он стал претендовать на разделение светской власти с государем и оттеснял на задний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. Отношения между ними обострились. Никон, думавший лишь попугать "верхи”, отрекся от патриаршества, но царь поспешно принял его отставку. Вопрос о положении церкви в государстве и ее отношении к светской власти приобрел наибольшую остроту. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение Никона, чем утвердил и главенство светской власти над духовной, что стало проявлением возросшей силы самодержавной власти.

     Тот же собор 1666–1667 гг. одобрил реформу Никона и проклял ее противников.

     Церковные нововведения не затрагивали основ  русской религии. Они касались лишь обрядовой стороны. Речь шла о  написании "Исус” или "Иисус”, двоеперстном или троеперстном крещении, земных или поясных поклонах при богослужении и т.д. Однако для любой религии обрядовая сторона чрезвычайно важна.

     После раскола старообрядчество приобрело  характер широкого движения, нашло  поддержку во всех слоях русского общества. Старообрядцы расценили церковную реформу как покушение на саму веру их отцов и предков. Широту этому движению придавал и социальный мотив – протест против крепостничества, централизации, подчинения государству духовного мира человека. В сознании людей ухудшение их положения связывалось с изменениями в вере. С течением времени ревнители "старой” веры стали отзываться на изуверские, фанатические призывы, уходили в глухие места, прибегали к самосожжению.

     Церковная реформа и церковный раскол явились  крупным духовным переворотом, который  всколыхнул сознание миллионов людей, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. 

 
  1. Бунташный век.

“Соляной бунт” (1648 г.)

     В середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода.

     Это проявлялось в следующем: государство  из года в год стремилось увеличить  налоги посада и вместе с этим уменьшить  жалование служилых людей. Так «соляной»  бунт, начавшийся в Москве 1 июня 1648 года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

     "Соляной  бунт" - выступление посадских  людей в Москве и других  городах в результате повышения  правительством цен на соль. Участие  в нём приняли различные слои  населения столицы: посадские  люди, стрельцы, дворяне.

 

“Медный бунт” (1662 г.)

     Медный  бунт - произошедшее в Москве 25 июля 1662 г. восстание городских низов против выпуска медных копеек, которые с 1655 г. чеканились на русских денежных дворах для замены серебряных. Выпуск медных денег привел к их обесцениванию в сравнении с серебряными деньгами.

     Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена. Как и Соляной  бунт, Медный бунт был, в основном, выступлением бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно  правительства Алексея Михайловича.

 

“Восстание под руководством Степана Разина ” (1670-1671)

     В 1667 году после окончания войны  с Речью Посполитой на Дон хлынуло  большое количество беглых. На Дону царил голод.

     Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона собираются идти с грабежами на Волгу. Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей - беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

     Он  задумал поход для того чтобы  раздать захваченную добычу нуждающимся , накормить голодных, одеть и  обуть раздетых и разутых. Разин  во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.


Информация о работе Характерные черты экономического развития России в XVII веке