Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:39, реферат
Проанализировав литературу и периодические издания по данной тематике, можно выделить следующие направления научных исследований:
нацистские планы и политика уничтожения еврейского населения, статистические сведения о жертвах Холокоста;
еврейское сопротивление: подполье гетто и участие евреев в партизанском движении;
евреи Белоруссии на фронтах Великой Отечественной войны;
Введение……………………………………………………………………………2
Политика оккупационных властей в отношении евреев…………………4
Антифашистское сопротивление…………………………………………..9
Последствия Холокоста………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованных источников………
Попытки побега осуществлялись в ходе работ за пределами гетто и рабочих лагерей; похорон (если кладбище располагалось за пределами гетто); путем подкопов либо через проделанные отверстия в колючем ограждении и заборах. Узники гетто в Слониме устроили подземный ход, который вел к еврейскому кладбищу. Для этого в столярной мастерской сделали выход через шкаф в глубокий подпол (туда спускались на веревочных лестницах), откуда и вырыли подземный ход. [4, с.254]
Восстание в Несвижском гетто было возглавлено Шоломом Холявским, который в 1948 году эмигрировал в Израиль, написал ряд научных работ и в 1977 году защитил первую в истории диссертацию по Холокосту в Белоруссии. [7, с. 9]
Связник спецгруппы НКВД «Родные» Розалия Фридман работала в оккупированном Минске под чужим именем. В декабре 1943 года была арестована гестапо. Выдержала пытки, никого не выдав, была отправлена в концлагерь во Францию, откуда бежала, после чего возглавила французский женский партизанский отряд. Розалии Фридман было присвоено звание лейтенанта французской армии, а в 1960-е годы в СССР её наградили медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны. [8]
В 14 еврейских партизанских отрядах и группах Белоруссии сражалось не менее 1 650 партизан, а всего в партизанских отрядах Белоруссии находилось от 10 тысяч до 15 тысяч евреев. [4, с. 319] Около 1500 евреев входило в состав специальных разведывательных и диверсионных групп, действующих на территории Белоруссии. [9] На 2010 год известны поимённые данные 8468 евреев-партизан. [10, с. 111-116] По подсчётам Иоффе, всего на оккупированной территории Белоруссии в борьбе с немцами принимало участие 15 300 евреев. [7]
В основном евреи-партизаны были беженцами из гетто. В отряде имени Щорса под командованием Павла Пронягина была создана отдельная еврейская 51-я рота из подпольщиков Слонимского гетто, насчитывавшая 170 человек. [12, с. 92-123 ] Согласно наблюдениям Эммануила Иоффе, партизаны-евреи в плен не сдавались, предпочитая смерть. Доподлинно известен лишь один случай попадания в плен еврея-партизана. Более половины переживших войну евреев были участниками партизанского движения. [7, с.266]
Одной из форм борьбы евреев против фашистов стали семейные лагеря и отряды, не имевшие аналогов в других странах Европы. Их главной задачей было не только сопротивление, но и спасение евреев. Идея создания семейных лагерей для евреев принадлежала Анатолию (Тувья) Бельскому, который совместно со своими братьями Александром и Сигизмундом организовали побеги узников из целого ряда гетто Западной Белоруссии в Налибокскую пущу, простиравшуюся на три тысячи квадратных километров на правом берегу реки Неман. На базе семейного отряда Бельского были сформированы боевые отряды им. Калинина и им. Орджоникидзе в составе бригады им. Кирова. В 1942--1944 гг. евреи-партизаны этого отряда пустили под откос 6 эшелонов противника, взорвали 19 мостов, сожгли лесопильный завод и 8 немецких государственных имений, взорвали 800 м. железнодорожного полотна, убили 261 полицейского, власовца и нациста; предотвратили отправку на принудительные работы в Германию свыше тысячи мирных жителей. [17, с. 119-129]
Другой крупный семейный лагерь организовал Шолом Зорин. К июлю 1943 г. зоринцы насчитывали 45 чел. боевой роты и 270 женщин, стариков и детей, а через год, в июле 1944 г. -- 137 и 421 чел., соответственно. Они участвовали в боях с противником, выходили на "хозяйственные операции" по обеспечению партизан продовольствием. [17, с. 119-129]
В 1941-1944 гг. в еврейском семейном лагере в Витебске, Глубоком и Шарковщине проживало от 400 до 600 евреев, в Мяделе, Вилейке, Кобыльнике, Куренце - от 500 до 700 евреев, в Лиде, Радуни и Заболотьи – от 200 до 300 евреев, в Новогрудке, Ивье, Мире и Дворце – от 1000 до 1200 евреев, в Минске, Минском районе и его окрестностях - от 700 до 800 евреев, в Несвиже, Koпыли, Столбцах, Свержени – от 150 до 200 евреев, в Слониме, Белице и Деречине – от 300 до 600 евреев, в Косово и Ивацевичах – от 200 до 400 евреев, в Барановичах, Бытени и Молчади – от 350 до 400 евреев, в Сернике, Дубровице и Высоцке - 350 евреев, на Волыни в Маневичах, Поворотске и Троянове от 150 до 250 евреев, в Ровном, Рокитном и Березном от 150 до 200 евреев, в Корце - 50 евреев, в Брянске - 300 евреев, в Белостоке - 400 евреев. [17, с. 119-129]]
Около 110 тысяч белорусских евреев сражались на фронте, 48 тысяч из них погибли. 23 белорусских еврея стали Героями Советского Союза, двое (Григорий Богорад и Ефим Минкин) — полными кавалерами ордена Славы. [7, с. 363-364]
ВЫВОД: евреи оказывали активное сопротивление фашистам, применяя для этого различные формы ведения борьбы. Организовывались побеги и восстания в гетто и концентрационных лагерях, и освободившиеся евреи нередко создавали так называемые семейные еврейские отряды для участия в партизанской и подпольной борьбе.
ПОСЛЕДСТВИЯ ХОЛОКОСТА
По данным израильского института «Яд ва-Шем», на оккупированной немцами территории Белоруссии (в послевоенных границах, включая территории, присоединённые в 1939 году) оставалось от 570 до 600 тысяч евреев. Прямые потери с 1941 по 1944 годы (то есть убитые немцами и коллаборационистами, а также те, кто умер от голода и болезней в гетто и лагерях) составили от 556 до 582 тысяч человек. Из оставшихся на оккупированной территории выжило всего 14—18 тысяч человек. [13]
По мнению доктора исторических наук Эммануила Иоффе, на территории Белоруссии по состоянию на 22 июня 1941 года ( включая Белостокскую область) за годы Великой Отечественной войны погибло 946 тысяч евреев, из них 898 тысяч — непосредственно в результате Холокоста и 48 тысяч — на фронтах. В современных границах Белоруссии, по мнению Иоффе, погибло 805 тысяч евреев, в том числе 90 тысяч иностранных. [7, с. 30.]
Всего в годы войны на территории Белоруссии погибло, по разным оценкам, от 400 до 898 тысяч евреев. На белорусской территории было уничтожено от 85 до 90 тысяч евреев из других стран. [14]
По числу погибших в ходе Холокоста Белоруссия занимает второе место в СССР после Украины.
Результатом Холокоста
стало резкое уменьшение доли евреев
в населении республики. Особенно
это оказалось заметно в
Кроме этого, установилась резкая диспропорция между еврейским населением западных и восточных областей. До войны оно было соизмеримо, а к 1959 году еврейское население Брестской, Гродненской и Минской областей (без учёта самого Минска) составило лишь 12,4 % от всего еврейского населения Белоруссии. Этому способствовало также Постановление Совета народных комиссаров СССР от 10 ноября 1945 года, по которому бывшие граждане Польши имели право на репатриацию. Этим правом воспользовалось не менее 136 579 евреев. [15]
Учитывая довоенную
разницу между еврейским
Отдельного внимания заслуживают люди, которых называют Праведниками мира – люди, спасавшие евреев во время Второй мировой войны, рискуя при этом своей собственной жизнью, и кому это звание присвоено израильским институтом «Яд ва-Шем». По данным «Яд ва-Шем» на 1 января 2010 года в Белоруссии это звание было присвоено 608 лицам, во всём мире насчитывается 23 226 праведников мира. Белоруссия занимает 8-е место в мире по числу праведников после Польши, Голландии, Франции, Украины, Бельгии, Литвы и Венгрии. [19]
Случай наиболее массового спасения белорусских евреев — подвиг партизана Николая Киселёва, который спас 218 евреев, жителей деревни Долгиново, выведя их через линию фронта за 1500 километров. Этот поступок получил известность только в 2005 году. Не менее 60 евреев спас смотритель католического кладбища в Барановичах Эдуард Чаща. [19]
Многие из тех, кто помогал евреям, были убиты нацистами. Так, 30 июля 1943 года во время операции «Герман» по блокаде партизан в Налибокской пуще за укрывательство бежавших из минского гетто 30 евреев немцы сожгли деревню Скирмонтово вместе с её жителями. [19]
Первыми, кому было присвоено звание праведников мира в Белоруссии, стали в 1966 году Андрей Станько и его жена Наталья, спасшие семью Казинец. После разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 году присвоение званий праведников мира в Белоруссии было приостановлено. Из опасений за собственную безопасность люди скрывали свою причастность к спасению евреев. Присвоение званий возобновилось в 1979 году. [20]
Не менее важным является увековечивание памяти жертв Холокоста. Систематическая работа по увековечиванию памяти жертв Холокоста в Белоруссии началась в 1991 году после создания Союза еврейских общественных объединений. В апреле 2002 года в рамках этой организации был открыт «Музей истории и культуры евреев Беларуси». В музее работает постоянная экспозиция «Холокост в Беларуси. 1941—1944». В экспозиции представлены материалы и документы из истории гетто, антинацистского сопротивления и о праведниках мира. Музей проводит регулярные тематические выставки, связанные с Холокостом. [22] Наиболее известный из памятников жертвам Холокоста в Белоруссии — Мемориал жертвам гитлеровского геноцида «Яма». Он был первым и в течение длительного периода после войны единственным памятником жертвам Холокоста на территории СССР. Там ежегодно 2 марта, 21 октября (дни крупнейших погромов в минском гетто) и 9 мая (в День Победы) проводятся мероприятия, посвящённые памяти погибших. [23] Именем руководителя всего минского подполья Исая Казинца названа улица и площадь в Минске. На месте его казни в Центральном сквере установлен мемориальный знак. 13 октября 2005 года одна из улиц в Минске была названа именем руководителя подполья минского гетто Михаила Гебелева. [24]
ВЫВОД: память о Холокосте жива до сих пор, и в постсоветских стран активно проводятся мероприятия по поиску людей, спасавших евреев в годы Холокоста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История Холокоста не может рассматриваться лишь сквозь призму гибели и страданий миллионов людей. По мысли М.Я. Гефтера, это явление имеет три грани: уничтожение - сопротивление - спасение. В этот страшный период мы видим ярчайшие примеры морального и физического сопротивления оккупантам, многообразную деятельность подпольных групп во всех крупных гетто и отдельных подпольщиков-евреев; борьбу с оружием в руках в партизанских отрядах. Это была борьба не просто за выживание, но за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой силы духа.
Поэтому попытки вычеркнуть трагические страницы истории из памяти в корне неверны. Со страниц многих экстремистских и националистических изданий звучат те же лозунги, что и в оккупационной прессе на советской территории. Эти идеи находят свой отклик и в попытках создания таких образовательных программ, которые формируют, по словам А.Г. Асмолова, "обыкновенное" фанатическое сознание, подчиненное формуле "нация превыше всего". Политики и педагоги в цивилизованном сообществе осознали огромную нравственную значимость изучения темы Холокоста для противодействия идеологии, которая маскируется под непатриотическими лозунгами. Эта задача является особенно актуальной для постсоветских государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ