Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:56, реферат
Скученность возникла не случайно. Массы внезапно стали видны. Толпа - понятие количественное и видимое. Всякое общество - это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство - это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса - это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе - чисто психологический признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он - "точь-в-точь", как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный - тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим.
Нью-Йорк и Москва - исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя.
Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада.
Творческая жизнь требует
ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ.
Затруднения не в экономических проблемах, а в том, формы общественной жизни, в которой должна развиваться экономика, не соответствуют ее размаху. Ощущение упадка и бессилия. Европеец разочаровался в традиционных целях общественной жизни. В большинстве стран граждане больше не питают уважения к собственному государству. Европеец ощущает, что он как бы уменьшился по сравнению с прошлым.
Действительное положение Европы:
ее блестящее прошлое привело к новой жизненной стадии, где все размеры возросли; но унаследованная от прошлого страна ей теперь мала.
Национальное чувство было ее характерным достижением. Теперь ей необходимо преодолеть саму себя. Это великая драма!
Возникает вопрос: "Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки прошлого, или она навсегда останется их пленницей?"
Современные европейцы ориентируются на будущее.
Вывод:
наш мир переживает сейчас тяжкий моральный кризис, симптом которого - небывалое восстание масс, причина - моральное разложение Европы.
все, что происходит сейчас в общественной и частной жизни - несерьезно и непостоянно.
новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душе лжет.
миру необходимы новые основы жизни.
XV Мы подходим у самой проблеме.
Проблема в том, что Европа осталась без морали.
Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Диктатуры заигрывают с людьми массы и льстят им, попирая все, что выше среднего уровня.
Мы живем в эпоху всеобщего шантажа (2 формы):
шантаж угрозы или насилия
шантаж насмешки и глумления
Цель шантажа: человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого подчинения высшему.
Мораль - подчинение чему-то, сознание служения и долга.
Европа слепо приняла культуру поверхностно блестящую, но не имеющую корней.
ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ:
Основываться на центральном понятии ЖИЗНЬ.
Жизнь есть непосредственное переживание.
Жизнь - это время, понятое как история.
Витальный разум - разум исторический; его функция - учение Ортеги - рациовитализм.
Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он "заброшен", и такое истолкование есть:
достраивание ситуации;
поиск выхода из нее
Функция разума - не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему. От неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений.
ВЫВОД ОРТЕГИ:
Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука - знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации.
Кризис - когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.