Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 00:32, реферат
История оставила нам слишком мало письменных документов о войнах в Чёрной Африке, поскольку её народы просто не имели своей письменности. Арабы и римляне в своих исторических писаниях давали только отрывочные сведения о военных событиях, происходивших южнее пустыни Сахары, даже о самых крупных завоевательных войнах и правителях и почти ничего о полководцах. Однако в этом море незнания многовековой военной истории Чёрной Африки явилось имя великого полководца-завоевателя, которое и по сей день с уважением произносится исследователями. Это — Чака, зулусский правитель или, правильнее, царь одного из самых воинственных народов юга Африки.
Введение
История оставила нам слишком мало письменных документов о войнах в Чёрной Африке, поскольку её народы просто не имели своей письменности. Арабы и римляне в своих исторических писаниях давали только отрывочные сведения о военных событиях, происходивших южнее пустыни Сахары, даже о самых крупных завоевательных войнах и правителях и почти ничего о полководцах.
Однако в этом море незнания
многовековой военной истории Чёрной
Африки явилось имя великого полководца-завоевателя,
которое и по сей день с уважением произносится
исследователями. Это — Чака, зулусский
правитель или, правильнее, царь одного
из самых воинственных народов юга Африки.
Европейцы узнали о нём из мемуаров английского
путешественника и торговца Натаниэля
Айзекса, изданных в 30-х годах XIX века в
Англии. Именно благодаря ему Чака вошёл
в историю как кровавый тиран, величайший
самодур, хитрый политик талантливейший
полководец. Его сравнивали и с Нероном,
и с Чингисханом, но Чака был прежде всего
порождением африканской культуры, без
знания которой понять и осмыслить процессы,
происходившие в начале XIX века на юге
Африки практически невозможно. Слишком
сильно менталитет европейцев отличается
от менталитета африканцев. Очень много
представлений африканцев об окружающем
мире просто не имеют никаких аналогов
в европейской культуре.
Чака был незаконнорождённым
сыном зулусского вождя Сензангаконы
от женщины низшей касты по имени Нанди,
что в обычных обстоятельствах предопределило
бы его дальнейшую жизнь. В детстве он
подвергался постоянным гонениям со стороны
сверстников из высших каст племени, и
в будущем это обстоятельство стало причиной
его кровавой жестокости к побеждённым
и своим подданным. Само имя «Чака» переводится
как «ублюдок». Собственно говоря, это
было не имя, а презрительная кличка, данная
этому человеку его ближайшим окружением.
Трудное детство, полное воспоминаний
о нанесённых обидах и унижениях, сформировало
характер Чаки. Повзрослев, он обнаружил
крайнее властолюбие, острый от природы
ум и полнейшее пренебрежение к человеческой
жизни. Единственным человеком, который
мог повлиять на Чаку, была его мать Нанди,
также презираемая людьми из высших каст
зулусского народа. Честолюбивый Чака,
став рядовым воином, мечтал пробиться
в вожди. В 16 лет физически сильный и бесстрашный
юноша вступил в войско Дингисвайо, вождя
мтетва, правившего в то время зулусами.
Именно у него Чака учился военному искусству
и под его командованием проявил личную
храбрость во многих сражениях.
То, что рядовой воин Чака являлся сыном
славного зулусского вождя Сензангаконы,
пусть и незаконнорождённым, давало ему
шанс сделать карьеру в войске Дингисвайо.
Уже после первых походов на не менее воинственных
соседей вождь мтетва обратил внимание
на молодого воина, отлично владевшего
копьём и щитом и не знавшего страха в
рукопашном бою.
После смерти Сензангаконы
в 1816 году Дингисвайо поручил Чаку возглавить
войско зулусов. Уже одно это свидетельствовало
о том, что к своим тридцати годам тот сложился
как военачальник и пользовался среди
воинов зулусов большим авторитетом. Его
он мог заслужить только в сражениях.
Наделённый такими полномочиями, Чака
сразу же приступил к реорганизации зулусского
войска, проявив при этом недюжинный талант.
Он разделил своих воинов на полки, подобно
тому, как это делал высоко чтимый им Дингисвайо.
Их командирами назначались только лично
преданные Чаке опытные и бесстрашные
воины. Одновременно с началом военной
реформы Чака начал жестоко мстить всем
тем, кто ещё совсем недавно дурно обращался
с ним и особенно с его любимой матерью.
Коренное перевооружение зулусской армии
стало своего рода революцией в военном
деле Чёрной Африки. Чака заменил «асегаи»
(лёгкие дротики) — личное оружие воина
зулуса, которое успешно применялось и
на охоте, на тяжёлые разящие копья — «илкваса»
с широким и массивным лезвием и вооружил
войско новыми щитами из бычьей кожи, больше
и тяжелее прежних. Чака лично обучал зулусских
воинов наносить удары такими щитами по
щиту врага, чтобы, сдвинув его вправо,
открыть грудь противника для нанесения
смертельного удара «илквасой».
Чака ввёл в своей армии строжайшую дисциплину
и приверженность к ближнему, рукопашному
бою. Он учил воинов босиком, без кожаных
сандалий, совершать длительные переходы
по любой местности, будь это безводная
пустынная саванна или тропические леса.
Случалось, что они совершали суточные
переходы в 50 миль при сильной жаре и по
гористой местности с целью напасть на
противника врасплох. Воины Чаки были
спартанцами в подлинном понимании этого
слова. Европейцы не случайно удивлялись
закалке зулусских воинов и их бесстрашию
в битвах.
Вступавшие в войско Чаки зулусские юноши
сперва становились на несколько лет подручными
взрослых воинов, нося за ними в походах
провиант и запасное оружие, пока не удостаивались
права стать воинами. Такая традиция являлась
непреложным законом у многих африканских
племён, и здесь Чака не был реформатором.
Звание воина у зулусов было столь почётным,
что мужская половина этого народа Южной
Африки мечтала о нём с самого раннего
детства.
Чака известен в военной истории тем, что
он усовершенствовал тактику ведения
боя африканскими воинами. Ранее до него
основная масса воинов того или иного
племени бросалась на врага, метая в него
дротики и копья. Манёвренность на поле
битвы была крайне малой из за плохой подготовки
и недисциплинированности воинов.Чака
изобрёл новое боевое построение для зулусской
армии, которое называлось «буйволом»
— фланги были его «рогами», центр — «грудью»,
а «чресло» — резервом. (Резервный отряд
обязательно укрывался подальше от места
сражения, чтобы неприятель не мог ни видеть
его, ни знать о его местонахождении.) Эти
составные боевого порядка были своего
рода отдельными полками зулусской армии
и имели собственных военачальников. Сам
полководец руководил начавшимся сражением
с возвышения — обычно с близлежащего
холма, с помощью самых быстроногих гонцов.
Стратегия военного вождя зулусов была простой и соответствовала духу того времени не только в Чёрной Африке. Он начал захватнические войны с нападений на самые маленькие из соседних племён. Поскольку это всегда происходило внезапно, а противники всегда уступали зулусам в численности, Чака не знал даже случайных поражений.
Уцелевшим в рукопашной схватке
вражеским воинам Чака предлагал выбирать
между немедленной смертью или вступлением
в его армию. Они должны были не просто
вступить в его войско, а стать зулусами.
Большинство пленённых соглашалось на
такое предложение. Они проходили обучение
зулусской тактике и только после этого
зачислялись в один из полков «буйвола».
В 1818 году Чака начал свои завоевательные
походы на юге Африки, имея под своим командованием
всего 350-400 воинов. Но уже всего через год
численность его дисциплинированной и
прекрасно обученной армии превысила
две тысячи человек. Особенностью её было
то, что за исключением редких сражений
она регулярно получала пополнение за
счёт неприятельских воинов.
В конце 1818 года Чака пришёл на помощь
своему почитаемому им наставнику Дингисвайо
во время сражения того с войском Звиде,
вождём племени ндванде у холма Гкокли.
В кровопролитной битве войско ндванде
одержало победу. Дингисвайо, сражавшийся
в первых рядах, был убит в рукопашной
схватке.
Чака с трудом избежал разгрома, ему с
большим трудом удалось отвести свои поредевшие
полки с поля брани и отбиться от торжествующих
преследователей. Сражение у холма Гкокли
интересно тем, что представляет собой
один из немногих примеров ведения оборонительного
боя Чакой.
Военному вождю зулусов удалось отомстить
за гибель наставника Дингисвайо. Через
год, увеличив численность своей армии,
Чака в двухдневном сражении у Млатузи
в мае 1819 года практически полностью уничтожил
войско Звиде, попытавшегося отступить.
В войне против ндванда Чака применил
тактику «выжженной земли»: армия зулусов
на вражеской территории не оставляла
за собой ничего живого.
После битвы Чака послал большой отряд, чтобы разгромить крааль (селение) ндвандского вождя. Зулусские воины успешно справились с этой задачей. Правда, самому Звиде и на сей раз удалось ускользнуть. Он бежал на север от своих теперь уже бывших владений и там в 1821 году умер, лишив тем самым Чаку возможности лицезреть поверженного врага.
На протяжении десяти лет зулусская армия, численность которой выросла до 40 тысяч человек, победно и без устали шествовала по Южной Африке. Зулусы наносили поражения всем племенам, которые вставали на их пути. Исследователи считают, что за это время воины Чаки истребили около двух миллионов своих врагов.
ыгорВ результате этих походов
численность собственно зулусского народа
выросла до 250 тысяч человек. Другую часть
его подданных составляли покорённые
зулусами племена, которые постепенно
ассимилировались с завоевателями.
Так в первой четверти XIX столетия (в 1818
1828 годах) было создано огромное африканское
государство, известное в истории как
Зулусская империя, территория которого
составляла около двух миллионов квадратных
миль. Оно тянулось от современного портового
города Кейптауна на юге Африканского
континента и до современной Республики
Танзании на севере.
Установив своё господство над большей
частью Южной Африки, Чака по неизвестным
истории причинам не стал совершать походы
на север и запад Африканского материка.
Хотя к тому времени зулусская армия была
столь многочисленной и мощной, что новые
походы армии Чаки за пределы Зулусской
державы вернее всего закончились бы успешно.
В 1824 году Чака великодушно разрешил английским
купцам торговать в его владениях. Это
была благодарность за то, что сведущий
в медицине англичанин Х.Ф. Финк смог вылечить
раненного в битве зулусского вождя. Более
того, чернокожий правитель даже попытался
обменяться посольствами с королём Георгом.
После смерти в октябре 1827 года любимой матери Нанди, которая была единственным человеком, способным пресекать безрассудные действия и жестокость воинственного сына, Чака стал капризным и неуправляемым. По малейшему поводу его воины истребляли целые зулусские деревни. Широкое распространение получили казни людей за «колдовской запах». Чака, равно как и все африканские правители того времени, отличался большим суеверием и чужих колдунов боялся больше, чем врагов в бою.
Авторитет вождя в созданной им армии стал падать. Чака перестал водить зулусскую армию в завоевательные походы, и его воины оказались без привычной добычи. Они были недовольны и тем, что полководец всё время уводил их дальше и дальше от родных мест и требовал от них целомудрия, запрещая заводить семьи. Все это подрывало авторитет вождя и в самом зулусском народе.
Чака погиб не как храбрый воин
в сражении, а в результате заговора своих
единокровных (сводных) братьев Динганы
и Мланганы (Мхланганы). 23 сентября 1828 года
они внезапно напали на Чаку, когда он
находился в своей хижине совершенно один,
и безжалостно убили его. Затем убийцы
зарыли тело Чаки в безвестной могиле,
никак её не обозначив, где то поблизости
нынешнего селения Странник в провинции
Наталь Южно Африканской Республики.
После коварного убийства верховного
вождя Чаки созданное им Зулусское государство
не распалось. Вскоре Дингана убил своего
брата сообщника и стал единолично править
зулусами и завоёванными ими племенами.
Держава Чаки не распалась прежде всего
благодаря силе созданной им военной организации,
основанной на беспрекословном повиновении
верховному вождю, в должность которого
и вступил братоубийца Дингана.
В 1838 году Дингана начал войну
против буров, которые, недовольные порядками,
вводимыми англичанами в Южной Африке,
решили переселиться на берега реки Вааль
и земли Наталя и Зулуленда. В феврале
этого же года Дингана со своими воинами
устроил так называемую Дурбанскую резню,
в которой погиб один из предводителей
буров Пит Ретиф и большинство европейских
переселенцев, которые оказались на границах
Наталя и Зулуленда. Эти события положили
начало войне буров с зулусами.
16 декабря 1838 года состоялась битва на
берегах Кровавой реки (на реке Инкона).
Буры, возглавляемые Андреасом Преториусом,
нанесли сокрушительное поражение зулусской
армии, которой командовал Дингана. Решающую
роль в этой битве сыграло огнестрельное
оружие — ружейные залпы буров выкашивали
целые ряды бесстрашно атаковавших зулусских
воинов.
В январе 1840 года состоялось решающее
сражение при Магандо. На сей раз союзником
буров стал вождь Мпанда, брат Динганы.
С помощью его войска буры наголову разгромили
зулусскую армию, и Дингане пришлось бежать
в Свазиленд (землю народа свази). Занявший
место верховного вождя зулусов Мпанда
заключил мир с бурами и «даровал» им Южный
Наталь.
Военное искусство Чаки пустило глубокие
корни. Ещё полвека спустя после его гибели
войска зулусов в сражениях использовали
боевое построение «буйвол», успешно побеждая
своих чернокожих врагов и отражая их
частые нашествия на свою территорию.
Однако военное наследие самого знаменитого
африканского полководца XIX столетия не
помогло его воинственному народу противостоять
европейцам завоевателям — англичанам
и бурам с их огнестрельным оружием. Зулусы
сопротивлялись европейцам долго и крайне
упорно, но безрезультатно. Если готовили вторжение на
чужие владения, то сперва засылали разведчиков
посмотреть, что делается в стане врага.
Зулусские разведчики были большими мастерами
своего дела. Чака никогда не решался на
военные действия, пока тщательно не разведывал
силы врага и его страну. И если оказывалось
потом, что донесения разведчиков были
ложны (зулусы никогда не допускают ошибок,
а все приписывают обману, лжи), Чака приказывал
ослепить виновных, поскольку их глаза
не только были бесполезны, но даже и опасны
для окружающих.
По мере того как росло и укреплялось могущество и власть Чаки, место отдельных битв стали постепенно занимать регулярные военные компании. Объявление войны становилось большим, серьезным предприятием, которое нуждалось в помощи богов и тайных сил. Обряды знахарей и религиозные заклинания о помощи свыше не были изобретением Чаки, к ним прибегали и раньше, быть может лишь в более простои форме. При Чака они приобрели несравненно большее значение. Молодежь одного и того же возраста независимо от того, к какому клану она принадлежала, стали объединять в большие группы под прежним названием «амабуто»- в роты или подразделения по нескольку сот человек в каждом. Их единственным назначением было ждать приказа властелина и выполнять то государственное дело, которое будет на них возложено. Их главной обязанностью было участие в военных действиях и в набегах. Так прежние возрастные группы превратились в «воинские соединения».