Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:33, шпаргалка
1. Формирование государств на землях Беларуси в 9-10 веке и вхождение их в земли Киевской Руси.\
2. Внешняя политика и дипломатия Полоцкого княжества в 12 – начале 13 вв.
3. Внешняя политика и дипломатия Турова-Пинского княжества в 11начале 13 веков.
55. Внешнеполитическая деятельность БССР в 1953-1984 гг.
Во второй половине 1950-х гг. возможности БССР участвовать в международном диалоге несколько расширились. Верховный Совет БССР вновь стал рассматривать на своих сессиях и заседаниях Комиссии по иностранным делам важнейшие вопросы внешнеполитической деятельности республики, занимался ратификацией м/н договоров и конвенций. В 1958 г. было создано Постоянное представительство БССР при ООН, в 1962 г. - при Европейском отделении ООН в Женеве и при ЮНЕСКО в Париже. Данные учреждения стали первыми дип. представительствами БССР за рубежом, созданными после 1944 г.
Повышенное внимание дипломатия БССР в 1953-1984 гг. уделяла развитию сотрудничества с зарубежными государствами в системе ООН. Делегации БССР участвовали в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Совете Безопасности ООН, специализированных учреждений ООН. В 1954 г. БССР стала членом Международной Организации Труда и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в 1956 г. - членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1972 г. БССР впервые за всю историю своего взаимодействия с ООН избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН от группы восточноевропейских стран на 1974-1975 гг.
БССР активно участвовала в программах ООН по развитию международного сотрудничества, в частности по оказанию помощи странам «третьего мира». С 1954 г. она начала участвовать в программах технической помощи ООН слаборазвитым странам, с 1966 г. вместе с СССР и УССР стала участником Программы развития ООН (ПРООН).
На уровне двусторонних отношений: в 70-е годы в Минске были открыты генеральные консульства ГДР и ПНР. В 1973 г. БССР посетил президент Франции Ж.Помпиду, в 1974 г. - президент США Р.Никсон, в 1977 г. - президент Финляндии У.Кекконен. Распространенной формой сотрудничества стали визиты в БССР послов зарубежных государств (зарубежные посольства размещались в Москве). В свою очередь, делегации БССР выезжали за рубеж (в Швейцарию, Францию, Финляндию, Грецию, Великобританию, Швецию, Люксембург, ФРГ, США, Австрию, Бельгию, Испанию, Италию, Канаду, Японию и др. страны).
Во внешнеэкономических
связях БССР, как и СССР в целом,
преобладали торговые операции. Основными
потребителями белорусской
Важную роль в укреплении сотрудничества БССР с другими странами играло Белорусское отделение Всесоюзного общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами, возникшее в 1958 г. на базе Белорусского общества культурной связи с заграницей. Дни культуры Беларуси проходили в Индии, Ираке, Мексике, Сирии и других странах мира. В конце 1960-х - начале 1980-х гг. в БССР проводились дни Венгрии, Польши, ГДР, Болгарии, Чехословакии, Финляндии и других стран.
Вплоть до начала 1990-х гг. центральный аппарат МИД БССР практически не расширялся и в 1991 г. насчитывал всего лишь 45 человек. Республика не имела своих дипломатических представителей в зарубежных государствах и по сути лишь обеспечивала СССР дополнительный голос в ООН и других международных организациях.
56.Деятельность
БССР в ООН и её
В 1958 г. было создано Постоянное представительство БССР при ООН, в 1962 г. - при Европейском отделении ООН в Женеве и при ЮНЕСКО в Париже. Данные учреждения стали первыми дип. представительствами БССР за рубежом, созданными после 1944 г.
Повышенное внимание дипломатия БССР в 1953-1984 гг. уделяла развитию сотрудничества с зарубежными государствами в системе ООН. Делегации БССР участвовали в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Совете Безопасности ООН, специализированных учреждений ООН. В 1954 г. БССР стала членом Международной Организации Труда и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в 1956 г. - членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1972 г. БССР впервые за всю историю своего взаимодействия с ООН избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН от группы восточноевропейских стран на 1974-1975 гг.
БССР активно участвовала в программах ООН по развитию международного сотрудничества, в частности по оказанию помощи странам «третьего мира». С 1954 г. она начала участвовать в программах технической помощи ООН слаборазвитым странам, с 1966 г. вместе с СССР и УССР стала участником Программы развития ООН (ПРООН).
В 1984 г. БССР сумела с УССР внести предложение, по которому Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию “о недопустимости политики гос. террора и других действий стран, направленных на подрыв гражданско-политического устройства в других суверенных государствах”. Т.о., являясь постоянным членом ООН, БССР на протяжении 1945-1984 гг. принимала активное участие в разработке и осуществлении решений этой организации по самым разнообразным проблемам жизни мирового сообщества. Входя в состав многих комитетов и организаций ООН, республика делала все возможное, чтобы сохранить мир и безопасность между народами, уменьшить военное противостояние, предотвратить вооруженные конфликты и войны, остановить испытания и распространение ядерного оружия.
57. Деятельность
белорусской политической
Послевоенная эмиграция стала одной из самых массовых по количеству лиц, покинувших Беларусь по политическим мотивам. В западных зонах оккупации Германии сосредоточилось около 75-100 тыс. уроженцев Беларуси, отказавшихся вернуться на родину.
Первоначально белорусы, которые находились на территории Германии, были помещены в лагеря для перемещенных лиц («Ди-Пи»). Здесь они получили возможность создавать свои национальные организации, творческие коллективы, открывать церкви, гимназии, детские сады, курсы по переподготовке, выпускать газеты и журналы, выступать с лекциями по истории и культуре Беларуси. В 1945 был создан Белор нац комитет. В конце 1940-х гг. белорусы из лагерей «Ди-Пи» рассредоточились по другим странам Западной Европы (Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Испании). Значительное количество белорусов переехало из Европы на другие континенты - в США, Канаду, Австралию, Аргентину, Южную Африку. В апреле 1946 г. в г.Остергофен состоялся белорусский съезд. Участники съезда объявили о возобновлении деятельности Рады БНР и избрали ее президентом Н.Абрамчика. 28 декабря 1948 г. на сессии Рады БНР был принят Устав, в котором подчеркивалось, что Рада БНР во главе с президентом является «единственным полноправным представительством суверенных прав белорусского народа» До конца 1949 г. центральные органы БНР находились в Мюнхене. С начала 1950-х гг. центром деятельности Рады БНР стали США, ее сектора действовали в Канаде, Австралии, ФРГ, Франции, Аргентине.
Возобновление деятельности Рады БНР привело к острым идейным столкновениям ее членов со сторонниками Белорусской Центральной Рады. Существование Рады БНР и БЦР привело к расколу белорусской политической эмиграции. Большинство зарубежных белорусских организаций в 1950-1970-х гг. поддерживало Раду БНР. В 1980-х острота противостояния между сторонниками Рады БНР и БЦР стала снижаться, хотя разделение сохранилось и в 1990-х гг.
Повышенное внимание уделялось созданию общественно-культурных организаций, которые должны были оказывать белорусским эмигрантам в странах их пребывания поддержку различного рода, содействовать сохранению ими своей этнической самобытности и налаживанию контактов с представителями местных властей и иных национальных групп. Наиболее активно организации подобного рода создавались в США, Канаде, Монреале, Австралии, Великобритании. Белорусские организации существовали в ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Испании, Аргентине, хотя большой активности их члены не проявили.
С 1951 г. стали регулярно проводиться встречи белорусов Северной С 1976 г. встречи белорусов стали регулярно (каждые 2 года) проводиться также в Австралии.
Организации, созданные в США, Канаде, Австралии, с гранах Европы, способствовали сохранению белорусами за рубежом своей этнической самобытности, расширению информации о белорусах в мире. В то же время белорусские эмигранты активно участвовали в идейно-политическом противостоянии между Западом и Востоком.
58.Внешнеполитическая деятельность БССР в 1985 – 1991 гг.
Во второй половине 1980-х гг. БССР проводила внешнеполитическую деятельность в рамках курса, определенного руководством СССР. Как и прежде, основная деятельность республики в области международного общения проводилась в рамках международных организаций системы ООН. В 1985 г. представители БССР принимали участие в работе 70 международных организаций и органов ООН. В начале 1988 г. 35 белорусских специалистов работали в секретариатах международных организаций.
В 1987 г. на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация БССР выступила в качестве соавтора меморандума и принятой развернутой резолюции о всеобщей системе международного мира и безопасности, в которой признавались необходимость нового политического мышления, приоритет общечеловеческих ценностей в межгосударственных отношениях и определялись пути обеспечения международной безопасности в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. На той же сессии БССР выступила в числе соавторов резолюций о ядерном и химическом разоружении запрете иных видов орудия, укреплении мер доверия, деколонизации и борьбе против апартеида, праве народов на жизнь в условиях мира и др. (резолюции были приняты).
Демократизация общественно-
В конце 1980-х гг. БССР активизировала внешнеэкономическую деятельность. В 1987 г. было создано хозрасчетное объединение «Белорусьинторг», а на 8 крупных предприятиях республики («БелавтоМАЗ», «Минский тракторный завод», «Полимир», «Атлант» и др.) образованы внешнеторговые фирмы по налаживанию контактов с зарубежными производителями.
59. Декларация о
суверенитете БССР 1990 г. – законодательное
закрепление государственного
Полит и эконом реформы в СССР, проводившиеся во 2 пол. 1980-х гг., привели к росту межнациональной напряженности, которая стала следствием полит дестабилизации, идеологического кризиса и ухудшения соц.-экон. положения населения СССР. Руководство СССР пыталось ввести механизм преобразования государственно-политического устройства Союза в цивилизованное русло. Летом 1990 г. началась подготовка проекта нового Союзного договора. Однако попытки сохранить единство СССР не увенчались успехом. Ослабление КПСС лишило союзные органы действенного механизма реализации своих решений. Существенным ударом по престижу союзного Центра стало принятие I съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете». 27 июля 1990 г. Декларацию о гос. суверенитете принял Верховный Совет БССР. Декларация закрепила за белор. народом неотъемлемое право на самоопределение и провозгласила независимость республики в сфере международного общения. В ней подчеркивалось желание Беларуси руководствоваться в своей внешнеполитической деятельности общепризнанными нормами международного права, стремление стать безъядерной зоной и нейтральным государством. В то же время декларация отражала желание республики остаться в составе обновленного Союза ССР.
После провозглашения государственного суверенитета советские республики начали заключать между собой договоры с учетом суверенного статуса. В данном процессе принимала участие и БССР. В декабре 1990 г. она заключила договор с РСФСР, в январе 1991 г. - с Украинской ССР и Казахской ССР.
60. Подписание РБ
Беловежских соглашений в
В конце 1990 - начале 1991 гг. ситуация в межнациональных отношениях СССР достигла критического предела. В сложившихся условиях союзное руководство было вынуждено пойти на уступки республикам, в т.ч. допустить их к участию в определении и проведении внешнеполитического курса СССР. В феврале 1991г. был создан Совет министров ин. дел республик для координации деятельности республик по вопросам обороны, безопасности и разоружения, экологии, энергетики, морского и космического права, деятельности в ООН. В феврале 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев посетил БССР. В ходе поездок в Минск, Гомельскую и Могилевскую области он обратился к белорусам и прочим народам СССР с призывом сохранять единство страны. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум. Большинство граждан СССР, принявших участие в голосовании, высказалось за сохранение Союза.
В апреле 1991 г. руководители СССР и 9 союзных республик (из 15) на встрече в Ново-Огарево решили разработать новый Союзный договор. При этом предусматривалось, что государства, объединенные в Союз, предоставят друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, а с республиками, которые не желали вступить в Союз (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан), будут строить отношения на основе общепризнанных международных норм. В июле 1991 г. Договор о Союзе суверенных республик был полностью подготовлен к подписанию, которое намечалось на 20 августа. Августовский путч в Москве, предпринятый 19-21 августа 1991 г., сделал необратимым процесс дезинтеграции СССР. В конце августа - начале сентября 1991 г. практически все республики СССР объявили о своей независимости. Одновременно они объявляли своей собственностью все имущество Союза ССР, находившееся на их территории.
Формально остававшиеся в составе Союза ССР республики пытались наладить взаимодействие на новой основе. 18 октября 1991 г. Президент СССР и представители ряда республик (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана) подписали в Москве Договор об экономическом сотрудничестве. 19 сентября 1991 г. было утверждено новое название республики - Республика Беларусь. Верховный Совет Республики Беларусь в специальном заявлении об основах внешней политики белорусского государства подтвердил приверженность республики принципам Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и выразил готовность присоединиться к иным м/н правовым актам, которые Беларусь не смогла принять в составе СССР.