Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_istorii.docx

— 194.51 Кб (Скачать файл)

 

 
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ 
 
 
Функции истории: 

  •  
    познавательная – выявление закономерностей исторического развития;
  •  
    прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;
  •  
    воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:
    1.  
      история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения;
    2.  
      история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события;
  •  
    практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний;
  •  
    социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности;
  •  
    мировоззренческая (методологическая) – формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития.

 
 
^ Методом в науке называют совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений. 
 
 
Методы изучения истории (исторического познания): 

  •  
    исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами;
  •  
    логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей;
  •  
    проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;
  •  
    метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений;
  •  
    типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков;
  •  
    синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;
  •  
    сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим;
  •  
    ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;
  •  
    идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;
  •  
    системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии.

 
 
Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся: 

  •  
    принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;
  •  
    принцип объективности – изучение объективных(то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;
  •  
    принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;
  •  
    принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

 
 
^ Основные методологические подходы исторического познания. 

  •  
    Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.
  •  
    Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа. 
  •  
    Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.
  •  
    Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.
  •  
    Рационализм – признание разума единственным источником познания.
  •  
    Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом.Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. 
  •  
    Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.
  •  
    Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.

 
 
^ Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. 
 
 
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности. Она также изучает закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического процесса в целом, так и на его различные проблемы и стороны. 
 
Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений были летописи. Наибольшую известность получила «Повесть временных лет» монаха Нестора (I четверть XII в.).  
 
Отцом русской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686–1750), современник Петра I, представитель «дворянской» историографии. Он создал первыйобобщающий труд по истории под названием «История Российская с самых древнейших времен» и стал основоположником «дворянской» исторической науки. Развитие истории связывал с деятельностью правителей.  
 
К «дворянской» историографии относят М.М. Щербатова и И.Н. Болтина (II половина XVIII в.) и Н.М. Карамзина (1766–1826), современника А.С. Пушкина и Александра I, автора многотомной «Истории государства Российского». Н.М. Карамзин считал, что решающую роль в истории играли великие люди. 
 
Представителями «государственной» школы российской историографии в XIX в. были С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев (1820–1879) создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841–1911), автор «Курса русской истории». 
 
Большое влияние на развитие исторической науки в России 30–40-х годов XIX в. оказала дискуссия между западниками и славянофилами. Западники были сторонниками развития России по пути Западной Европы. К западникам относились Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. Славянофилы рассматривали российскую историю как исключительно самобытную. Славянофилами были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др. 
 
После Октября 1917 г. началось создание марксистской концепции отечественной истории, она господствовала в исторической науке до распада СССР (1991 г.). Марксизм (учение К. Маркса и В.И. Ленина) стал методологической основой для изучения истории СССР. Одним из основоположников советской исторической науки (родоначальником марксистской концепции отечественной истории) был М.Н. Покровский (1868–1932). Приоритетными направлениями марксистской концепции отечественной истории стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и пр. 
 
 
^ Раздел 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII–СЕРЕДИНЕ XV ВВ. 
 
 
Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 
 
 
^ Праславянская общность в период с сер. I тыс. до н.э.–I тыс. н.э. распалась на три группы славян. К южных относятся современные болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы; западным – поляки, чехи, словаки; восточным – русские, украинцы, белорусы. Три народа из восточных славян выделились к XVI веку. 
 
 
Восточнославянские племенные союзы VIII–IX вв. – кривичи, радимичи, северяне, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, словене, полочане, волыняне. 
 
 
^ Соседи восточных славян: чудь, меря, мурома, марийцы, веси, хазары, авары, печенеги, южные и западные славяне. 
 
 
Основные занятия восточных славян – пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, зернобобовые и волокнистые культуры), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), ремесло (кузнечное, железоделательное, ювелирное, гончарное, прядение, ткачество, выделка мехов и кожи), охота, рыболовство, бортничество, обмен и внешняя торговля. Жито – название зерновых культур. Бортничество – сбор меда диких пчел. Основные системы земледелия – перелог и подсечно-огневая системы, которые постепенно вытесняются двухпольной (поле делилось на две части: яровые засевались весной, озимые – осенью) и трехпольной (поле делилось на три части: яровые, озимые и пар – часть поля, которая не засевалась) системами с паровым клином. Основные орудия труда земледельцев – рало, деревянный плуг с железным лемехом. Торговый путь «из варяг в греки» – связывал Скандинавию с Константинополем (IX–Х вв.). 
 
 
^ Общественно-политическое устройство восточных славян – вече (народное собрание), племенное военное ополчение из свободных общинников, старейшины, князья, княжеская дружина, волхвы (жрецы).  
 
Вервь (мир) – соседская община у восточных славян, объединяла живших на одной территории. 
 
 
^ Славянские языческие боги: Перун – бог грома, молнии, войны, покровитель княжеской дружины, Дажьбог (Хорс) – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Мокошь – богиня земли и плодородия, Семаргл (крылатый пес) – покровитель посевов, Велес – покровитель скотоводства. 
 
 
^ Факторы (предпосылки) возникновения государства: 

  •  
    социально-экономические – демографический рост, развитие земледелия и обмена, появление частной собственности; возникает имущественное неравенство между членами общества, начинается процесс социальной дифференциации общества (различие в положении людей в обществе);
  •  
    внутриполитические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения привели к возвышению князя и дружины, складыванию межплеменных союзов, которые приобрели форму племенных княжений, в IX в. существовали два крупных территориально-политических образования – на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода);
  •  
    внешнеполитические – необходимость противостояния агрессивным соседям, особенно Хазарскому каганату; стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом.

 
 
^ Норманнская теория (варяжская) – теория о создании государства у восточных славян, разработанная на основе анализа летописи «Повесть временных лет» немецкими учеными Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, Г.З. Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. Они приписывали создание государства варягам. С критикой этой теории выступил М.В. Ломоносов (антинорманист). 
 
 
^ Древнерусские князья и их политика. 

  •  
    Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.
  •  
    Олег Вещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князейАскольда и Дира, объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.
  •  
    Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.
  •  
    Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение. 
  •  
    Святослав (962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. заключил с ней мир.
  •  
    Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердиласьмонотеистическая (монотеизм – единобожие) религия.

 
 
Причины принятия христианства: 

  1.  
    необходимость укрепления государства и его территориального единства;
  2.  
    необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;
  3.  
    нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

 
 
Причины выбора христианства в его православном варианте: 

  1.  
    прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;
  2.  
    международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);
  3.  
    терпимость православия к местным традициям.

 
 
Последствия принятия христианства (православия) на Руси: 

  1.  
    правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;
  2.  
    идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;
  3.  
    Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
  4.  
    расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
  5.  
    православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

 
 
 

    •  
      Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г.) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре. В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион. Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"