Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
30..Общественно-политические движения первой половины XIX в.: либеральные концепции западников и славянофилов. Социальная доктрина революционных демократов.
Три основных течения: консервативно-охранительное, либеральное (западники и славянофилы) и радикально-демократическое.1. Задача правительства - противопоставить что-либо идеологии декабристов. противопоставление "гниющего Запада"
–Постоянные революции
-Республики -отсутствие крепостного права в России
-спокойствие
-благодетельное влияние самодержца
-попечительство самодержца
- крепостное право
2.Главная идея: Россия "выпала"
из мирового исторического
Западники(соловьев, грановский боткин) Единство исторических путей России и Европы *Европейский путь России*Конституционная Монархия*Политические свободы (совести, слова, печати)*Индивидуализм, конкуренция*Развитие предпринимательства*
Славянофилы(аксаков хомяков киреевский) Власть монарха неограниченна, но народ получает право выражать свое мнение в печати и на земских соборах, получает свободу совести. Общинность, коллегиальность, «соборность». Преобладание традиций над новшествами; Первые собиратели русского фольклора и его публикаторы. Преобладающая роль религии и церкви абсолютизация насилия резкость разрыва с прошлым+ историческая закономерность+ высокие побуждения Петра Iобщее
--защита прав личности,
общественной свободы
- против деспотизма и бюрократизма,
Крепостничества
- неприятие революции3.рад-соц теч.белинский и герцен.
Отделились от западников, т.к. считали, что уклад современной им Европы предоставлял людям политические свободы, не спасая тысячи людей от нищеты.Надо, чтобы был социализм: отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
31..Крестьянская (аграрная) реформа 1861 года, ее особенности и историческое значение.
Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.Пока сделка не осуществилась – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. – закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).*За пользование землёй крестьяне выполняли – барщину и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.
*Повинности временно
32.Содержание буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. (земская, судебная, военная, реформа в области просвещения). Контрреформы Александра III.
см табл Попытка модернизировать весь уклад жизни империи.
3 сферы преобразований:
•социально-экономическая (освобождение крестьян; аграрный вопрос)
•политическая (местное самоуправление, реформы суда и армии)
•культурно-образовательная (школы, университеты, цензура)
Попытки провести финансовую реформу
Крепостное право определяло устройство местной власти, суда, армии.
После освобождения – перестроить все сферы.
Значение: были созданы местные представительные органы ? малоактивные социальные слои стали основой будущего российского параламентаризма
Реформа в области просвещения. Реформы управления логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы “ Устав гимназий” и “Положение о народных училищах”, регламентирующие начальное и среднее образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные, в них принимались все дети, способные внести плату за обучение. В 1863г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную в 1835г. В 1865 г. были введены “Временные правила” о печати. Они отменяли предварительную цензуру для ряда печатных изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа.Однако вскоре были изданы указы, сводившие на нет основные положения реформ.
Теория:1.Причина политического кризиса = вредные идеи Запада. Реформы AII ослабили государственные устои, способствовали революции. Европеизация и реформирование гибельны для России.2.Цель внутренней политики = укрепление самодержавия 3.Искоренение «крамольных» мыслей;
пересмотр законов и учреждений
эпохи реформПрактика:1.Введение института
Земских начальников (1889).Назначались
МВД из местных помещиков.Административно-
крестьянами.2.Земская контрреформа
(1890).Уменьшение ценза для помещиков, увеличение
для городских жителей. Список гласных
от крестьян – тверждается губернатором.3.Городовое
положение (1892) Исключение из состава избирателей
мелких торговцев и приказчиков.Постановления
Дума санкционируются городским начальником,
ограничение числа заседаний.4.Изменения
в судебной реформе5. Печать и образование
Ужесточение административного контроля
за высшими учебными заведениями.5.1.
•Национально-шовинистический курсНО1. Ряд мер по улучшению положения крестьян.2. Первые попытки регламентировать отношения «рабочий « предприниматель»
33.Особенности процесса становления и развития капитализма в России во 2-ой половине XIX в. - начале ХХ в.
Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма.Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. И несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине 19 века, модернизация в России затянулась на довольно длительный период и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Переходный характер исторического развития России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной культуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями и ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в семье крупного правительственного чиновника.Его план преобразований заключался в следующем:
*Индустриализация – особый
упор на железные дороги. В 1883
г. Витте опубликовал большую
работу “Принципы
34.Народническое движение в 70-80- е годы XIX в.: программные цели, задачи и причины их краха.
Возникновение народничества. Три течения в народничестве.
Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ — крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.
Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники > защищали интересы крестьян; > отрицательно относились к буржуазному строю; > верили в социалистическую утопию; В своем развитии народничество прошло два этапа:
> первый — 70-е — начало
80-х годов — революционное
народничество; > второй — 80—90-е
годы — либеральное
> бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин. Считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества “снизу вверх” — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. > заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Раскол “Земли и воли”. “Черный передел” и “Народная воля”. Убийство Александра II В августе 1879 г. исполнительный комитет “Народной воли” объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоящая охота на Александра II, было предпринято несколько попыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены “военные ячейки” “Народной воли”. Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.
35.Культура России второй половины XIX века.
Значительно повысился уровень грамотности народа. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. В некот. районах крестьяне в складчину заводили свои школы. Значительно шагнуло вперед среднее образование. Число гимназий и училищ значительно увеличилось. Возникли и женские ВУЗы. Распространению просвещения способствовали публичные библ-ки, музеи, всевозможные курсы и кружки. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев- Исторический музей и Третьяковская картинная галерея. В 1890 г. Россия стала третьей в мире (Герм., Фр.) страной по количеству названий выпускаемой лит-ры. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. “Современник” (Чернышевский, Добролюбов), “Русское слово” (Писарев), “Русская мысль”, “Русское богатство”. Лидером либеральной публицистики был “Русский вестник” Каткова, затем “Вестник Европы” Стасюлевича. К 1891 г. В России сущ-вало 227 журналов и 296 газет.Наука. Величайшим научным открытием стал периодический закон хим. элементов, сформулированный Менделеевым. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере орган. Химии. Втор. Половина 19 в. Ознаменовалась рядом технических открытий: Яблочков и Ладыгин сконструировали электрические лампы, Попов -радиоприемник. Входят в быт телеграф и телефон. Во вт. Половине 19 в на значит. высоту поднялась росс. историч. наука. Историк Соловьев создал фундаментальную “Историю России с древнейших времен”. Ученик Соловьева Ключевский больше внимания уделил народной жизни, быту, соц.-экономической истории. Лит-ра пореформенной эпохи опиралась на традиции “золотого века” русс. Лит-ры-эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Вершиной ррусс. Лит. Стали произведения Достоевского “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, и Л. Н. Толстого “Война и мир”, “Анна Каренина”. “Воскресение”. Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил раскол между различными поколениями русского общ-ва и выход на общественную сцену нового героя -интеллигента -разночинца. В 1870 г. В русск. Живописи появились люди, не хотевшие создавать, как было принято, картины на религиозные и мифолог-ие сюжеты. Они организовали “Товарищество передвижных выставок”. Они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русс. Общества. Передв.: Крамской, Перов, Репин (“Бурлаки на Волге”, “Не ждали”).большую роль играли богатые предпрениматели -меценаты, например, Третьяков. Демократич. Дух отразился и на музыке и театре. Композиторы Мусоргский, Бородин, Римский -Корсаков, Балакирев(они- могучая кучка) создавали оперы, использ. Сюжеты из русск. Истории и народные песни. В Москве и Петербурге открылись консерватории. Наиболее крупным русс. Драматургом был Островский. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды- ныне ГУМ, Городская дума Москвы. Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 вв. “серебряного века” русской культуры.