Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "История".
Шпаргалка по Отечественной истории
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ
3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО
4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в
5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-
7. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ЕГО
РОЛЬ В ИСТОРИИ НАШЕГО
8. НЕМЕЦКО-ШВЕДСКАЯ АГРЕССИЯ В XII в
9. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV вв
10. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
12. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)
13. КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв
14. ИВАН IV И ОСНОВНЫЕ ПРОВОДИМЫЕ ИМ РЕФОРМЫ
15. ОПРИЧНИНА И ЕЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-
16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в
17. ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА
ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-
18. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И. БОЛОТНИКОВА
19. БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1609–1612 гг. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
20. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г
21. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН
22. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С.
23. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в
24. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
26. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ
27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I
28. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРЕЕМНИКОВ ПЕТРА I
29. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II
30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в
31. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773–1775 гг
32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ
33. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII в
34. ЭКОНОМИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
35. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ М.М.СПЕРАНСКОГО
36. ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ПЕРИОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г
37. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
38. ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ
НАРОДНОСТИ С.С. УВАРОВА.
39. В.Г. БЕЛИНСКИЙ, А.И. ГЕРЦЕН, Н.П. ОГАРЕВ. ТЕОРИЯ ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА
40. ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
41. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
42. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
43. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 70-80-е гг. XIX в
45. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
46. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-х гг
47. КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX И XX вв
48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-
49. РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
50. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ 1906–1911 гг
51. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914–1918 гг
52. ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-
53. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г., ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВЛАСТИ
54. ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В РОССИИ 1918–1921 гг
55. ОСНОВНЫЕ ФРОНТЫ
И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
56. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ.СОЗДАНИЕ СССР
57. ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА В РОССИИ В 1917–1920 гг
58. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ НЭПА
59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-е гг. XX в
60. ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ
ФОРСИРОВАННОЙ
61. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ
62. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
63. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ
64. ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-
65. ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ
ПЯТИЛЕТКИ – ПЛАНЫ И
66. БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СССР
67. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
68. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
69. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
70. ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ
ЕВРОПЫ ОТ ФАШИСТСКИХ
71. СОЮЗНИКИ СССР. ОБРАЗОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ
72. ПАРТИЗАНСКАЯ И ПОДПОЛЬНАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ТЫЛУ ВРАГА
73. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ, ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ
74. ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО
НАРОДА В ВЕЛИКОЙ
75. ИТОГИ И УРОКИ
ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ
76. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
77. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ. «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»
78. РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В
79. КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С. ХРУЩЕВ
80. «ОТТЕПЕЛЬ»
81. КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ 60-х гг
82. ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СССР, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ (1970–1985 гг.)
83. ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПАРТИЙНОЙ ВЛАСТИ. ДИССИДЕНТСТВО. А.Д. САХАРОВ, А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
84. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР. М.С. ГОРБАЧЕВ
85. ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
86. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
87. СОБЫТИЯ АВГУСТА 1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
88. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в
89. РОССИЯ НА ПУТЯХ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XXI в
90. РОССИЯ И МИР НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.
Исторические источники:
1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;
2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;
3) археологические находки;
4) архитектурные сооружения.
Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.
История несет познавательную, интеллектуально-развивающую
и мировоззренчески-
Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тысячелетию до н. э. «Венедами» их называли в своих произведениях античные историки, такие как Тацит, Плиний старший и др. Название «славяне» появилось в источниках где-то с 6 в. н. э.
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.
Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала
примитивная форма демократии:
1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);
2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».
Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:
1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;
2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;
3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;
4) уличи и тиверцы поселились на юге;
5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;
6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.