Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:24, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос.
Предмет истории. Методы и принципы изучения.
Любая наука изучает свой предмет, что составляет сердцевину дисциплины. Предмет истории – это закономерное возникновение, формирования и развития российского общества, государства, политических партий и общественных движений на разных этапах их развития.
Объектом изучения является политика, экономика, культура.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.docx

— 276.03 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 12

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Теория посвященного абсолютизма  зародилась в западной Европе к началу 18 века. Создателями выступили Фридриг2 – прусский король, иосиф2 – император  австр. Венгрии, Карл3 – испанский  король  .И Катерина 2.

Злейшим врагом  стал Людовик 16

Суть теории состояла в  попыткам продлить время правления  дворянской аристократии. Она промотала  состояния, отказывалась участвовать  в экономической жизни, но хотела жить шикарно. В экономике заправляет делами буржуазия : фабрики, заводы. У  нее богатство. Но никакого доступа  к власти. Дело дошло до того, что  сам король брал деньги взаймы у  буржуазии. Дворяне кичиться с знатью. Деньги берут, а отдавать не желают. Избиение стало нормой, это вызывает недовольство в обществе. Интересы буржуазии разрабатывают философы Вольтер , диэдров , русо , Монтескье , а  в Англии Гоббс Томас. Их назовут  просветителями. В обществе спор порождает  форма управления страной. Уже несколько  столетий монархия. Князь, король, царь, император – власть у одного человека. Он в праве как наградить, так  и казнить любого. Власть доказывает , что этот порядок ввел бог. Томас  Гоббс разрабатывает проблему форму  власти монархия. Его идея - монархия есть результат не божественного  излияния, а договор между народом  и его правителем.

 Если монархия это  результат договора, то его можно  поменять. Или отменить. Эту идею  во Франции подхватит Шарль  Монтескье. Он отрицает монархи  ,и выступает за республику, где  народ избирает парламент  ,а  он формирует органы власти. Он  предлагает самодержавную власть  разделить на три ветви –  законодательная, исполнительная , судебная.

Он предлагает идею, все  ветви власти ровны и независимы друг от друга. Эти идеи не имели  почвы. Так как Петр 1 ввел должность  императора всероссийского. Европа освободилась от крепостничества  ,а в России оно все более усиливается. От сюда Европа смотрит на России как  на дикого зверя. В стране правит Елизавета  Петровна, у нее нет своих детей. Поэтому трон должен перейти к  ее племяннику Петру 3. Он родился и  вырос в Гольштинии.

 

1745 году будет объявлен  конкурс смотр невест для Петра  3. Выбор Елизаветы падет на  Софью Фредерику Шерпскую. Ей  поставлена задача родить наследника  Петру 3. Через 9 лет нет наследника. 

Задача Екатерины выполнена  с рождением Павла 1. Ситуация вокруг Екатерины крайне тяжелая. Елизавета  Петровна боится, что она перехватит власть у Петра, поэтому вокруг нее  создается мертвая зона. Подруг быть не может, а если появлялись, то бесследно  исчезали. От суда собеседниками Екатерины  могли быть только книги.

 Екатерина мечтает  быть русской правительницей . Изучает  русский язык . Овладела им лучше  русских князей. Её собеседниками  станут книги французских просветителей.  Она загорится их идеями равенства  и свободы. В обществе зрел  бунт знати против Петра, и  это накладывается на личные  взаимно отношения Петра 3 и  Екатерины 2. Петр 3 на одной из  вечеринок выразил недовольство, что он не имеет никакого  отношения к детям Екатерины.  И приказывает арестовать ее. Ситуацию спасет любовница. Убеждает  его отменить арест. В этот  момент от имени гвардии к  Екатерине приходят братья Орловы  и предлагают свергнуть Петра  3.

В 1762 году Петр 3 свергнут, а  затем убит Орловым и до 1796 года Екатерина на троне. Первые пять лет  она боится потерять трон, поэтому  выполняет все пожелания дворянства по закрепощению крестьян. Однако втайне от братьев Орловых готовит наказ. Дело в том, что при коронации  она пообещала править Россией  на принципах просвещения и гуманизма, поэтому она выписывает идеи просветителей. И таковых наберется более 100. Во втором проекте много опущено ,но главные идеи сохранились. Для  будущего в России надо решить 2 проблемы

1 отмена крепостного права

2 заменить самодержавие  республиканскими идеями.

Если бы она открыто  об этом заявила, то была бы сброшена немедленно. В соборном уложении 1649 года в первых же статьях закреплено самодержавие, а крепостное состояние объявлено  жизненной потребностью крестьян. Вот  почему Екатерине надо заменить эти 2 постулата.

1766 году созывается уложенная  комиссия, раньше свод законов  создавали самые близкие люди  к царю. Екатерина понимает, что  старые методы составления не  подходят, поэтому комиссию предлагают  составить из 530 человек, от каждого  общества. Это 1 новшество.

2 боярам и дворянам  отвела 30 % от общего количества. А 70 % у которых крепостных. Это  привело бы к тому, что от  дворянства потребуют отмены  крепостного права.

Главное:  дворянам дадут  понять, о необходимости в бедущем  отменить это право.

Обсуждение заняло почти  год . Накануне работы комиссии Екатерина  опубликует 2 свой наказ. Там 70 пунктов. Главные идеи.

Самодержавие, само по себе без  человеколюбивой идеи зло и вред.

Человек от рождения свободен.

Закон превыше воли монарха.

В стране разрешается любая  деятельность, которая не запрещена  законом.

В России недопустимо создание государственной религии. Все религии  должны быть родны.

Итогом работы – новый  свод законов не принят, но в первые провозглашены либеральные идеи.

 

13 вопрос.

Крестьянская реформа 1861г. Ее оценка и значение.

Крымская война 1853-1856г  закончилась   позорным поражением крепостнической России от капиталистической  Европы. Над страной нависла угроза потери не только части территории, но и статуса внешней державы .выход – перевести на рельсы капитализма те отрасли экономике. Которые работают на нужды обороны. Однако,  это  означало отменить: крепостное состояние, решить вопрос о  земле для крестьян. Это понимал  Николай I, но он не смог преодолеть  сопротивление бюрократии. К этому времени бюрократии превратилось в значительной слой крупных землевладельцев, поэтому Николай I взял словом у своего сына Александра II, что он проведет реформу. Алексей II создает комитет по разработке   реформы.  Демократизм – приглашены помещики всех губерний в составлении проектов, как бы они этого хотели. В результате 1860 проект составлен, но началось затяжка, против  реформы выступило 3 силы. 1)крупные землевладения их в стране 1,3%, но в их руках треть земли и крепостных. 2) мелкое поместное дворянство . они составляли более 40%, но имели не более 20% крепостных. 3) русская православная церковь. Алексей II в резкой форме потребовал опубликовать манифей 19 февраля 1861, его текст составил метрополит Фотий, в нем объявлено: 1) крепостное состояние отменяется на вечно 2) изменился статус крепостных крестьян. Они стали свободными сельскими . обывателями. Их права: иметь движимое и недвижимое имущество. Заниматься любой профессиональной деятельностью, выступать в суде в пасольстве равной стороны, переходить в другие сословия. В селах содавалось власть в лице сельского схода. На нем выбирали старосту и писаря. Подобное было. Они решали текущее экономические вопросы села, однако политических прав не получили. Помимо манифеста утверждено 4 положения: их суть наметить решение земельного вопроса в степной черноземных зонах. Дело в том, что качество земли там разное,а потому разным будет и величина крестьянских наделов земли, на Севере и нечерноземной зоне ( до 20- 40 40 десятин ) меньше всего надел в черноземной зоне.земля объявлена исключительный собственностью помещика. Однако он должен  дать крестьянам наделы земли. Это земля должна  быть выкуплена крестьянами. Составлялся договор о норме надела и отклонений от них. Цена земли высокая . в черноземной зоне  не более 4 десятин. В степной до 12-15 десятин .цена на землю складывалась на землю. Так, что помещик получал бы проценты в банке равные годовой барщине. В целом это от 600 до 800 рублей, таких денег не было у многих помещиков: если выкупался весь надел, то государство платило помещику за крестьян  80 % от выкупной суммы., если не весь  надел, то только 75 %, а остальные будут платить крестьяне.  Решено , что до погашения кредита давалось 49 лет. Деньги вносить в номер банка, а это жилье: они из ежегодной суммы оплаты перечисляли государству. 1% , а от 3 до 5 брали лично себе к февралю 1907г государство получило 53%, поэтому Николай II подписал указ по списанию задолженностей. Положительная сторона: 1) в сельском хозяйстве открылась возможность для развития капитализма, однако это осложнено рядом обстоятельств: помешеское землевладелие сохранилось, крестьяне не получили в свою собственность выделенные наделы до тех пор, пока  полностью не рассчитываются , государство умысленно их мелкое крестьянское хозяйство , эта база для феодализма, не капитализма. Капитализм получил свыше 10 миллион рабочих рук. . отрицательная: реформа не решила проблемы создания свободных фермерских хозяйств. Если до реформы у крепостных было в среднем 7 десятин, то после реформ.

 

14 вопрос.

Судебная, земская, городская, народного образования  реформы 60-70х г.XIXв

Реформа политической надстройки: судебная, земская, городская, народное образование – реформы. Судебная: отмена крепостного пра изменила социальный облик страны. Исчез слой крепостных и теперь надо уровнять все слои перед законом. Со временем Киевской Руси наблюдалось сращивание княжеской государственной власти с судебной. Отсюда зависимость судов от царской администрации. Николай I считал, что француская революция это результат проклятых юристов, пока я буду на троне в России не будет адвокатов. Судебная реформа прошла 2 этапа. На первом ее возглавлял один из судей над декабристами. Поэтому его «лозунг» : «менять пост, ничего не меняя». И в 1863г получены заметные результаты в судебной реформе. Это это результат руководящего адвоката Зарундева, он использовал опыт с Запада, и в итоге получили самые редовые судебные уставы. Новое: 1) независимость судей от воли царской администрации. 2) выборность и ненаемность судей. 3) состязательность процесса прокурора и адвоката. Главный пункт реформы введение суда присяжных. Суд делится на три категории: 1) мировой суд. Рассматривал мелкие уголовные преступления. 1 судья. 2) окружной суд. Кроме судьи прокурора 12 присяжных  заседателей.. их выбирали из сознательных граждан. Задача прокурора доказать присяжным, что подсудимый виновен. Адвокату невиновен и отпустить. 3) судебная палата . она рассматривает тяжкие уголовные преступления и политические дела. Решение судебной палаты можно обжаловать и в сенате. Это высший кассационный орган. Первый суд состоялся в Москве в феврале 1863г дело Ивана Ивановича. Приговор: 1,5 года каторги. Вывод:  судебная реформа самая передовая из всех реформ. Земская 1863г:по крестьянской реформе крестьяне сила и волость получили орган управления сельский сход. Однако, что делать с уездом и губернией. Власть стремилась не допустить самостоятельных органов власти на этих этапах, но вынуждена провести реформу. В итоге в уездах и губерниях возникло 2 органа власти. 1) распорядительный орган (земские уездные и губернские  собрания, они избираются на 3 года, право выбора получили помещики( более половины мест) и зажиточные крестьяне) они решили  экономические вопросы своей территории. Больницы, дороги,  приюты. Власть боится земских органов.. решили собирать налоги на земство. Деньги будут выданы казне, и каждый год все меньше. 2) исполнительные уездные и губерные управы их задача провести в жизнь решений земских собраний. Главная опасность, по мнению царя, это возникновение идеи всероссийского земства, которое заменит царь, правительство. Городская  1870: реформа была разработана 1863, но вводить не спешим, помог  студент Д. Коронозов , который в 1865  совершил неудачное покушение на Алексея II. Реформу отложили и порядком урезали. В городах вводилось 2 органа власти: 1) городская дума-распорядок органа. Она избиралась на 4 года. В выборах принимал только богатые, намещики проживали в городах. Буржуазия: все граждане, которые платили налог городскую казну.  Избирательное право лишили: молодежь до 25 лет, женщин, прислугу, приказчиков, рабочих. В итоге в думу попали состоятельные люди. Положительная страна- буржуазия горда получила доступ не управлению городской экономике.  Сегодня город возглавляет мер Чернышев, а городская голова. Народное образование: в России не было госвалют системы системы образования для простых  людей. Все отдано на откуп церкви- церковно приходские школы. 1863г. Церковно-приходские школы заменяются  государственными народными училищами . с 1 по 4 класс программа: научить писать, считать, читать, закон Божье. Теперь по реформе вводится среднее образование классические и реальные  училища . классические для детей знати . они изучали историю, философию и языка. Филология это кадры для государственных учреждений. Выпускники получали льготу – зачислять в универ без сдачи экзаменов . реальные училищ для нужд развивающей экономики. Сюда дети буржуазии, купцов, чиновников низшего духов. К концу века допустит детей рабочих. Здесь технические  и естественных наук, льготы нет. Принимали только мужской пол. Для женской половины откроют институт благородных девиц. 1865г реформа высшей школы. Дело в том, что Николай I нанес страшный удар по высшей ш.+колые. Все декабристы имели высшее образование.. универ рассадник заразы. Права вузов урезали, решив самостоятельности. Теперь  надо принимать новый универ . устав то, что считается новым практически было до восстания декабристов теперь только восстают. 1)автономия вузов- выборность ректора, декана, зав.кафедрами. 2)ученый совет принимает структуру вуза.  3) учебный совет разработал и утвердил программу учебных дисциплин. 4) подбор кадров преподавтелей.

 

Вопрос 15

Общественное движение 30х годов 

В декабре 1830 года было выступление  дворянских революционеров. Они попытались претворить идеи Екатерины 2, от суда 2 проекта конституции: Павла Пестеля  и Никиты Муравьева. Общее – это  республика, у Пестеля царя вообще нет, а Муравьева монарх есть, но власть его ограничена парламентом. От суда новый царь Николай 1 увидел в этих идеях смертельную угрозу самодержавия. От  суда в приговоре  их назвали извергами , исчадьем ада, злодеями, которые не могут иметь  корней в русском народе. Однако такая оценка не получила поддержки  в высшем свете. Все декабристы принадлежали к высшему свету.

В стане введено чрезвычайное положение. Распущенны все общественные и благотворительные организации. Запрещено собираться на улице более  трех человек.

Закрыты поездки в Европу, урезана программа университетов. Вывод введен железный занавес. Так  будет продолжаться до 1839 года.

В этот момент в Москве возрождается практика встреч представителей высшего  общества в домах знатных людей . Там собирались историки, философы, филологи, писатели и поэты, богословы.

Регламента не было, поэтому  посещение было вольным.

Предметом обсуждений были темы о сотворении мира, о законах развития человеческих цивилизаций, об опыте  управления в разных странах. Фактически здесь были представлены 2 направления  в развитии общества.

С одной стороны это  представители землевладельцев - помесчиков переведших свое хозяйство на капиталистические  рельсы. ( Наемный труд + новая техника)

Второе направление. Лица, выражавшие интересы зарождавшейся  русской буржуазии.

1848 года они уживались  вместе. Общим моментом были либеральные  идеи в жизни общества.

Однако в 1848 году в Европе произойдет несколько буржуазных революций.

4 монарха потеряли трон. Николай 1 увидел в этом смертельную  угрозу своему трону. От суда  попытка выступить жандармом  Европы. Это революция расколола   ряды в нашем либеральном течении.  Теперь сторонники капитализированных  помесчиков становятся славянофилами  и противостоят сторонникам Европейских  порядком, которые назовут себя  западниками.

Западники: Грановский во главе.  Это историки московского университета : кавелин, Чичерин, Соловьев. Они выдвинули  такие идеи:

А) Россия это часть Европейской  цивилизации, которая в силу татарок  монгольского ига отстала в своем  развитии на 150 – 200 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"