Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:24, шпаргалка
1 вопрос.
Предмет истории. Методы и принципы изучения.
Любая наука изучает свой предмет, что составляет сердцевину дисциплины. Предмет истории – это закономерное возникновение, формирования и развития российского общества, государства, политических партий и общественных движений на разных этапах их развития.
Объектом изучения является политика, экономика, культура.
Вопрос 12
Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
Теория посвященного абсолютизма зародилась в западной Европе к началу 18 века. Создателями выступили Фридриг2 – прусский король, иосиф2 – император австр. Венгрии, Карл3 – испанский король .И Катерина 2.
Злейшим врагом стал Людовик 16
Суть теории состояла в
попыткам продлить время правления
дворянской аристократии. Она промотала
состояния, отказывалась участвовать
в экономической жизни, но хотела
жить шикарно. В экономике заправляет
делами буржуазия : фабрики, заводы. У
нее богатство. Но никакого доступа
к власти. Дело дошло до того, что
сам король брал деньги взаймы у
буржуазии. Дворяне кичиться с знатью.
Деньги берут, а отдавать не желают.
Избиение стало нормой, это вызывает
недовольство в обществе. Интересы
буржуазии разрабатывают
Если монархия это
результат договора, то его можно
поменять. Или отменить. Эту идею
во Франции подхватит Шарль
Монтескье. Он отрицает
Он предлагает идею, все ветви власти ровны и независимы друг от друга. Эти идеи не имели почвы. Так как Петр 1 ввел должность императора всероссийского. Европа освободилась от крепостничества ,а в России оно все более усиливается. От сюда Европа смотрит на России как на дикого зверя. В стране правит Елизавета Петровна, у нее нет своих детей. Поэтому трон должен перейти к ее племяннику Петру 3. Он родился и вырос в Гольштинии.
1745 году будет объявлен
конкурс смотр невест для
Задача Екатерины выполнена с рождением Павла 1. Ситуация вокруг Екатерины крайне тяжелая. Елизавета Петровна боится, что она перехватит власть у Петра, поэтому вокруг нее создается мертвая зона. Подруг быть не может, а если появлялись, то бесследно исчезали. От суда собеседниками Екатерины могли быть только книги.
Екатерина мечтает
быть русской правительницей . Изучает
русский язык . Овладела им лучше
русских князей. Её собеседниками
станут книги французских
В 1762 году Петр 3 свергнут, а
затем убит Орловым и до 1796 года
Екатерина на троне. Первые пять лет
она боится потерять трон, поэтому
выполняет все пожелания
1 отмена крепостного права
2 заменить самодержавие республиканскими идеями.
Если бы она открыто об этом заявила, то была бы сброшена немедленно. В соборном уложении 1649 года в первых же статьях закреплено самодержавие, а крепостное состояние объявлено жизненной потребностью крестьян. Вот почему Екатерине надо заменить эти 2 постулата.
1766 году созывается уложенная комиссия, раньше свод законов создавали самые близкие люди к царю. Екатерина понимает, что старые методы составления не подходят, поэтому комиссию предлагают составить из 530 человек, от каждого общества. Это 1 новшество.
2 боярам и дворянам отвела 30 % от общего количества. А 70 % у которых крепостных. Это привело бы к тому, что от дворянства потребуют отмены крепостного права.
Главное: дворянам дадут понять, о необходимости в бедущем отменить это право.
Обсуждение заняло почти год . Накануне работы комиссии Екатерина опубликует 2 свой наказ. Там 70 пунктов. Главные идеи.
Самодержавие, само по себе без человеколюбивой идеи зло и вред.
Человек от рождения свободен.
Закон превыше воли монарха.
В стране разрешается любая деятельность, которая не запрещена законом.
В России недопустимо создание государственной религии. Все религии должны быть родны.
Итогом работы – новый
свод законов не принят, но в первые
провозглашены либеральные
13 вопрос.
Крестьянская реформа 1861г. Ее оценка и значение.
Крымская война 1853-1856г закончилась позорным поражением крепостнической России от капиталистической Европы. Над страной нависла угроза потери не только части территории, но и статуса внешней державы .выход – перевести на рельсы капитализма те отрасли экономике. Которые работают на нужды обороны. Однако, это означало отменить: крепостное состояние, решить вопрос о земле для крестьян. Это понимал Николай I, но он не смог преодолеть сопротивление бюрократии. К этому времени бюрократии превратилось в значительной слой крупных землевладельцев, поэтому Николай I взял словом у своего сына Александра II, что он проведет реформу. Алексей II создает комитет по разработке реформы. Демократизм – приглашены помещики всех губерний в составлении проектов, как бы они этого хотели. В результате 1860 проект составлен, но началось затяжка, против реформы выступило 3 силы. 1)крупные землевладения их в стране 1,3%, но в их руках треть земли и крепостных. 2) мелкое поместное дворянство . они составляли более 40%, но имели не более 20% крепостных. 3) русская православная церковь. Алексей II в резкой форме потребовал опубликовать манифей 19 февраля 1861, его текст составил метрополит Фотий, в нем объявлено: 1) крепостное состояние отменяется на вечно 2) изменился статус крепостных крестьян. Они стали свободными сельскими . обывателями. Их права: иметь движимое и недвижимое имущество. Заниматься любой профессиональной деятельностью, выступать в суде в пасольстве равной стороны, переходить в другие сословия. В селах содавалось власть в лице сельского схода. На нем выбирали старосту и писаря. Подобное было. Они решали текущее экономические вопросы села, однако политических прав не получили. Помимо манифеста утверждено 4 положения: их суть наметить решение земельного вопроса в степной черноземных зонах. Дело в том, что качество земли там разное,а потому разным будет и величина крестьянских наделов земли, на Севере и нечерноземной зоне ( до 20- 40 40 десятин ) меньше всего надел в черноземной зоне.земля объявлена исключительный собственностью помещика. Однако он должен дать крестьянам наделы земли. Это земля должна быть выкуплена крестьянами. Составлялся договор о норме надела и отклонений от них. Цена земли высокая . в черноземной зоне не более 4 десятин. В степной до 12-15 десятин .цена на землю складывалась на землю. Так, что помещик получал бы проценты в банке равные годовой барщине. В целом это от 600 до 800 рублей, таких денег не было у многих помещиков: если выкупался весь надел, то государство платило помещику за крестьян 80 % от выкупной суммы., если не весь надел, то только 75 %, а остальные будут платить крестьяне. Решено , что до погашения кредита давалось 49 лет. Деньги вносить в номер банка, а это жилье: они из ежегодной суммы оплаты перечисляли государству. 1% , а от 3 до 5 брали лично себе к февралю 1907г государство получило 53%, поэтому Николай II подписал указ по списанию задолженностей. Положительная сторона: 1) в сельском хозяйстве открылась возможность для развития капитализма, однако это осложнено рядом обстоятельств: помешеское землевладелие сохранилось, крестьяне не получили в свою собственность выделенные наделы до тех пор, пока полностью не рассчитываются , государство умысленно их мелкое крестьянское хозяйство , эта база для феодализма, не капитализма. Капитализм получил свыше 10 миллион рабочих рук. . отрицательная: реформа не решила проблемы создания свободных фермерских хозяйств. Если до реформы у крепостных было в среднем 7 десятин, то после реформ.
14 вопрос.
Судебная, земская, городская, народного образования реформы 60-70х г.XIXв
Реформа политической надстройки: судебная, земская, городская, народное образование – реформы. Судебная: отмена крепостного пра изменила социальный облик страны. Исчез слой крепостных и теперь надо уровнять все слои перед законом. Со временем Киевской Руси наблюдалось сращивание княжеской государственной власти с судебной. Отсюда зависимость судов от царской администрации. Николай I считал, что француская революция это результат проклятых юристов, пока я буду на троне в России не будет адвокатов. Судебная реформа прошла 2 этапа. На первом ее возглавлял один из судей над декабристами. Поэтому его «лозунг» : «менять пост, ничего не меняя». И в 1863г получены заметные результаты в судебной реформе. Это это результат руководящего адвоката Зарундева, он использовал опыт с Запада, и в итоге получили самые редовые судебные уставы. Новое: 1) независимость судей от воли царской администрации. 2) выборность и ненаемность судей. 3) состязательность процесса прокурора и адвоката. Главный пункт реформы введение суда присяжных. Суд делится на три категории: 1) мировой суд. Рассматривал мелкие уголовные преступления. 1 судья. 2) окружной суд. Кроме судьи прокурора 12 присяжных заседателей.. их выбирали из сознательных граждан. Задача прокурора доказать присяжным, что подсудимый виновен. Адвокату невиновен и отпустить. 3) судебная палата . она рассматривает тяжкие уголовные преступления и политические дела. Решение судебной палаты можно обжаловать и в сенате. Это высший кассационный орган. Первый суд состоялся в Москве в феврале 1863г дело Ивана Ивановича. Приговор: 1,5 года каторги. Вывод: судебная реформа самая передовая из всех реформ. Земская 1863г:по крестьянской реформе крестьяне сила и волость получили орган управления сельский сход. Однако, что делать с уездом и губернией. Власть стремилась не допустить самостоятельных органов власти на этих этапах, но вынуждена провести реформу. В итоге в уездах и губерниях возникло 2 органа власти. 1) распорядительный орган (земские уездные и губернские собрания, они избираются на 3 года, право выбора получили помещики( более половины мест) и зажиточные крестьяне) они решили экономические вопросы своей территории. Больницы, дороги, приюты. Власть боится земских органов.. решили собирать налоги на земство. Деньги будут выданы казне, и каждый год все меньше. 2) исполнительные уездные и губерные управы их задача провести в жизнь решений земских собраний. Главная опасность, по мнению царя, это возникновение идеи всероссийского земства, которое заменит царь, правительство. Городская 1870: реформа была разработана 1863, но вводить не спешим, помог студент Д. Коронозов , который в 1865 совершил неудачное покушение на Алексея II. Реформу отложили и порядком урезали. В городах вводилось 2 органа власти: 1) городская дума-распорядок органа. Она избиралась на 4 года. В выборах принимал только богатые, намещики проживали в городах. Буржуазия: все граждане, которые платили налог городскую казну. Избирательное право лишили: молодежь до 25 лет, женщин, прислугу, приказчиков, рабочих. В итоге в думу попали состоятельные люди. Положительная страна- буржуазия горда получила доступ не управлению городской экономике. Сегодня город возглавляет мер Чернышев, а городская голова. Народное образование: в России не было госвалют системы системы образования для простых людей. Все отдано на откуп церкви- церковно приходские школы. 1863г. Церковно-приходские школы заменяются государственными народными училищами . с 1 по 4 класс программа: научить писать, считать, читать, закон Божье. Теперь по реформе вводится среднее образование классические и реальные училища . классические для детей знати . они изучали историю, философию и языка. Филология это кадры для государственных учреждений. Выпускники получали льготу – зачислять в универ без сдачи экзаменов . реальные училищ для нужд развивающей экономики. Сюда дети буржуазии, купцов, чиновников низшего духов. К концу века допустит детей рабочих. Здесь технические и естественных наук, льготы нет. Принимали только мужской пол. Для женской половины откроют институт благородных девиц. 1865г реформа высшей школы. Дело в том, что Николай I нанес страшный удар по высшей ш.+колые. Все декабристы имели высшее образование.. универ рассадник заразы. Права вузов урезали, решив самостоятельности. Теперь надо принимать новый универ . устав то, что считается новым практически было до восстания декабристов теперь только восстают. 1)автономия вузов- выборность ректора, декана, зав.кафедрами. 2)ученый совет принимает структуру вуза. 3) учебный совет разработал и утвердил программу учебных дисциплин. 4) подбор кадров преподавтелей.
Вопрос 15
Общественное движение 30х годов
В декабре 1830 года было выступление дворянских революционеров. Они попытались претворить идеи Екатерины 2, от суда 2 проекта конституции: Павла Пестеля и Никиты Муравьева. Общее – это республика, у Пестеля царя вообще нет, а Муравьева монарх есть, но власть его ограничена парламентом. От суда новый царь Николай 1 увидел в этих идеях смертельную угрозу самодержавия. От суда в приговоре их назвали извергами , исчадьем ада, злодеями, которые не могут иметь корней в русском народе. Однако такая оценка не получила поддержки в высшем свете. Все декабристы принадлежали к высшему свету.
В стане введено чрезвычайное
положение. Распущенны все общественные
и благотворительные
Закрыты поездки в Европу,
урезана программа
В этот момент в Москве возрождается практика встреч представителей высшего общества в домах знатных людей . Там собирались историки, философы, филологи, писатели и поэты, богословы.
Регламента не было, поэтому посещение было вольным.
Предметом обсуждений были темы о сотворении мира, о законах развития человеческих цивилизаций, об опыте управления в разных странах. Фактически здесь были представлены 2 направления в развитии общества.
С одной стороны это представители землевладельцев - помесчиков переведших свое хозяйство на капиталистические рельсы. ( Наемный труд + новая техника)
Второе направление. Лица, выражавшие интересы зарождавшейся русской буржуазии.
1848 года они уживались
вместе. Общим моментом были
Однако в 1848 году в Европе произойдет несколько буржуазных революций.
4 монарха потеряли трон.
Николай 1 увидел в этом смертельную
угрозу своему трону. От суда
попытка выступить жандармом
Европы. Это революция расколола
ряды в нашем либеральном
Западники: Грановский во главе. Это историки московского университета : кавелин, Чичерин, Соловьев. Они выдвинули такие идеи:
А) Россия это часть Европейской цивилизации, которая в силу татарок монгольского ига отстала в своем развитии на 150 – 200 лет.