Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"
К концу 30-х гг. административная система приобретает устойчивость, которая позволила ей прочно удерживать свои позиции вплоть до 80-х гг.
Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления этой отраслью народного хозяйства. До сих пор руководство осуществлял ВСНХ, теперь он не справлялся со своей задачей. Поэтому в 1932 г. он был реорганизован: разделен на три Наркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. В дальнейшем были разукрупнены и эти наркоматы (цель уже отмечалась). Далее из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В декабре 1929 г. был создан Наркомзем СССР, объединивший сначала управление совхозами, МТС и колхозами. Но в 1932 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Таким образом, складывается отраслевой принцип управления хозяйством.
Важная реформа проведена в области регулирования трудовых отношений. В 1933г. упразднен Наркомат труда, а его аппарат слился с аппаратом ВЦСПС, т. е. все его функции перешли к профсоюзам.
Перестройка органов управления народным хозяйством повлекла за собой и реорганизацию профсоюзов. Они также разукрупнялись: в сентябре 1934 г. вместо 47 уже было 154 отраслевых профсоюза — ликвидировано среднее звено: краевые, областные комитеты.
Усилившаяся к середине 30-х гг. военная опасность требовала повышения боеготовности Красной Армии. В связи с изменившейся обстановкой в мире и необходимостью создания современной армии была проведена реформа Вооруженных Сил.
Суть ее заключалась в следующем:
1. Техническое перевооружение (модернизация старого оружия);
2. Строительство новых укреплений;
3. Строительство ВМФ;
4. Подготовка кадров.
Организационные основы Красной Армии были закреплены в новом Законе «Об обязательной военной службе».
В начале 30-х гг. происходит перестройка органов правопорядка — Суда, Прокуратуры, Милиции, Государственной безопасности.
Принципы организации и деятельности судебных органов определялись «Основами судопроизводства СССР и союзных республик» (1924 г.), Положением о судоустройстве РСФСР (1926 г.) и Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, в соответствии с проведением районирования были созданы районные суды, в городах — городские районные суды, избираемые исполкомами сроком на 1 год. Судьи не могли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Областной суд действовал в составе Президиума, уголовного и гражданского отделов, судебных и кассационных отделений. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда» в его составе были учреждены коллегии по гражданским и уголовным делам, а также создан объединенный организационно-инструкторский сектор. В связи с укреплением территориальных судебных органов ликвидированы некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В1930-34 гг. были созданы железнодорожные линейные и водно-транспортные суды и соответственно — органы прокуратуры.
Кассационной инстанцией для народных судов явились областные суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов 1-й инстанции. В связи с ликвидацией судебных коллегий ОГПУ и передачей их дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел. С упразднением окружных органов власти и управления были упразднены окружные суды. Устанавливалась трехзвенная система — народный суд, областной суд, Верховный суд союзной республики.
В июне 1933 г. реорганизована Прокуратура СССР, утверждено Положение о Прокуратуре СССР. На нее возлагались: надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и всему союзному законодательству; возбуждение уголовного преследования и поддержка обвинения во всех судебных инстанциях; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и ИТУ; а также общее руководство деятельностью прокуратуры в союзных республиках. Органы прокуратуры и следствия были выделены из системы НКЮ союзных и автономных республик и переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры СССР.
Логическим завершением мероприятий по учреждению командно-административной системы явилось учреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. В его составе были образованы: Главное управление государственной безопасности, Главное управление милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ), Отдел актов гражданского состояния и административно-хозяйственное Управление, а также Главное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВД СССР.
Именно в эти годы в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства произошли серьезные деформации, ужесточившие наказание и полностью разрушившие гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. Как уже отмечалось, по мере того как во второй половине 20-х гг. стали брать вверх командно-приказные методы управления, все отчетливее обозначился отход от прежней уголовной политики, а затем и полный отказ от нее. Ставка на репрессии в ходе мирного строительства возобладала уже в конце 20-х гг. при применении чрезвычайных мер во время хлебозаготовительной кампании. Эта ставка на репрессии еще более усилилась и стала доминирующей в первой половине 30-х гг.[2]
51. Развитие советского права в 1926-1929 гг.
20-е годы вошли в историю
Советского права как период
обширных кодификационных
Задача кодификации законодательства исходила от партийных органов и нашла свое отражение в решениях XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате, после большой и кропотливой работы в 1922-1923 гг. в РСФСР были приняты 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, КЗОТ, Гражданско-процессуальный, Лесной. Все законодательные акты нормативно закрепляли классовую политику Советской власти, примат государства над личностью.
Гражданское право
Гражданский кодекс (ГК) был принят в 1922 г. и выполнял задачу преимущественного развития социалистических отношений на базе государственной собственности на средства производства.
Состоял из 4 разделов:
* общая часть;
* вещное право;
* обязательствнное право;
* наследственное право.
1) ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения.
2) Частное право было
ущемлено. Права физических лиц
охранялись лишь в случае
3) Устанавливались 3 формы собственности:
* государственная;
* кооперативная;
* частная.
Кодекс стимулировал развитие первых двух (неограниченное право истребования, неограниченная исковая давность, презумпция государственной собственности и др.) и ограничивал частную собственность.
В частной собственности могли находиться только маломерные строения и только мелкие промышленные предприятия с числом работающих не более 10 при двигателе и не более 20 при ручном производстве.
Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб.
ГК РСФСР стал отправной точкой для создания ГК союзных республик. Во второй половине 20-30-х гг. в гражданском праве свертывается понятие частной собственности и заменяется понятием личная собственность граждан, размер которой был законодательно ограничен. Усиливаются плановые начала руководства экономикой, плановое задание рассматривалось как источник права. 30 января вышло положение "О кредитной реформе", в соответствии с которым законодательно регулировалось обращение наличности между юридическими лицами, в качестве которых признавались только социалистические организации. Был ликвидирован коммерческий кредит. Все платежи и обращение финансовых средств сосредотачивались в учреждениях Госбанка и осуществлялась в безналичной форме.
В 1928 г. в институт наследственного права были введены несовершеннолетние наследники по закону.
Во второй половине 30-х гг. продолжалось усиление административных правоотношений и сужение гражданского оборота. В 1935 г. руководителям предприятий запрещалась передача основных фондов иным юридическим лицам за деньги. Данные действия могли приниматься только по решению СНК. Вводилась система типовых договоров, утверждаемых СНК. Хозяйственная деятельность предприятий полностью регулировалась плановым заданием, оборотными средствами распоряжались вышестоящие органы.
Гражданское законодательство 20-30-х гг. последовательно выполняло задачу сосредоточения в руках государства важнейших хозяйственных функций, а затем максимальной централизации производства.
Колхозное право
Зародилось с началом коллективизации, преследовало целью ввести в нормативные рамки деятельность колхозов, погасить недовольство крестьянства.
Источником права явился примерный устав сельхозартелей, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., а затем и в "Уставе сельхозартелей", одобренном II съездом колхозников-ударников и утвержденным ЦИК и СНК СССР в 1935 г.
Устав закреплял использование земель как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.
Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки".
Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения.
Аграрное законодательство в целом служило созданию и закреплению принудительного изъятия с/х продуктов из деревни. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств.
Семейное право
19 ноября 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый кодекс о браке и семье. В отличие от КоБС 1918 г. новый кодекс приравнивал фактический брак к зарегистрированному. Фактический брак устанавливался судом, зарегистрированный - по предъявлению свидетельства о браке.
Кодекс устанавливал общность имущества, нажитого супругами за время брака, и права на алименты на несовершеннолетних детей в случае развода.
Был установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст-18 лет. Был отменен судебный порядок развода - эту процедуру во всех случаях осуществляли органы ЗАГС. Однако споры о взыскании алиментов разрешались судом.
Был восстановлен, ранее отмененный порядок усыновления.
Трудовое право
Переход к НЭПу в начале 20-х гг. обуславливал изменение трудового законодательства. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность.
В 1921 г. Декрет СНК РСФСР отменил чрезвычайные повинности - топливную, гужевую, трудовые мобилизации и др.
С 19 мая 1921 г. Постановлением СНК вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое.
Развитие трудового права в 30-е гг. отражало общую тенденцию централизации и использовало главным образом меры внеэкономической эксплуатации, проводившееся в жизнь административно-командными методами.
Уголовное право
Являлось наиболее действенным средством пресечения всякого рода оппозиционной деятельности и принуждения к выполнению власных велений государства, представляло собой наиболее эффективным инструментом проведения классовой политики и установления политико-идеологического единомыслия.
Уголовное законодательство было кодифицировано в Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 июня 1922 г. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу. Например, руководителей партии эсеров судили в 1922 г. в соответствии с нормами только что принятого УК. В вину им вменялась их деятельность в период гражданской войны.
УК состоял из Общей и Особенной частей.
В Общей части формулировались задачи и принципы Советского уголовного права, определялись его основные институты и понятия.
Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них.
Общая часть состояла из 5 разделов:
1. Пределы действия Уголовного кодекса.
2. Общие начала применения наказания.
3. Определение меры наказания.
4. Роды и виды наказаний
и других мер социальной
5. Порядок отбывания наказаний.
Преступлением признавалось всякое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени. (ст. 6).
Преступления разделялись на 2 категории:
1. Направленные против
основ советского строя, которые
признавались особо опасными, по
которым кодекс определял
2. Все остальные, по которым устанавливался высший предел наказания.
Предусматривались следующие виды наказаний:
o изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
o лишение свободы;
o принудительные работы без содержания под стражей;
o условное осуждение;
o конфискация имущества;
o штраф;
o поражение в правах;
o увольнение с должности;
o общественное порицание;
o возложение обязанности загладить вред.
Расстрел объявлялся высшей мерой наказания, имеющий временный характер, и не включался в общий перечень наказаний.
После принятия УК ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Особенная часть УК состояла из 8 глав:
1. государственные преступления
(контрреволюционные
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"