Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:42, шпаргалка
11. Влияние революции 1905-1907гг. на политическую систему России.
РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Причины:1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.
По характеруреволюция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.
Основные задачи революции:1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;
2) решение аграрного и национального вопросов;
3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции:рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.
8. «Просвещенный абсолютизм» в России при Екатерине II.
Просвещенным
абсолютизмомназывают особую
Екатерина
II (1762–1792)обращалась к идеям
Основное
содержание просвещенного
1) правительство
стремилось оказать помощь
2) политика
Екатерины II осуществлялась при
сохранении основ
В русле
политики просвещенного
1) в 1765
г. было создано Вольное
2) началось
издание в России общественно-
3) силу
закона теперь приобретали
4) в 1767
г. была созвана Уложенная
5) в 1785
г. принята Жалованная грамота
дворянству. Она являлась прогрессивным
документом только на бумаге.
Фактически же она закрепила
всевластие использовавшего
6) в 1785
г. принята Жалованная грамота
городам. Она благоприятно
Императрица так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика просвещенного абсолютизма Екатерины II также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.
Императрица
поддержала Декларацией о
27. Новое политическое мышление периода перестройки.
Приход Горбачева к
власти вначале не предвещал ничего
нового в области советской внешней
политики. Он по традиции заявлял о
необходимости борьбы с военной
угрозой, укрепления социалистического
содружества, поддержки национально-
Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики:
нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США);
начало двустороннего сокращения вооружений;
прекращение вооруженного
противостояния с США и их
союзниками в Азии, Африке, Латинской
Америке (разблокирование
В 1987 г. оформилась
совершенно новая
- отказ от идеи раскола мира на две системы;
- признавала целостность и неделимость мира;
- отвергала использование
силы для решения мировых
- объявляла приоритет
общечеловеческих ценностей
Эти идеи были
сформулированы в книге
Советско-американские отношения.
Начало ядерного разоружения.
В ноябре 1985 г. состоялась
первая встреча М. С.
Договор о ликвидации
ракет средней и малой
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ)
Отношения со странами "третьего мира"
Вывод советских войск из Афганистана.
Прекратилось военное
В 1989 г. состоялся визит
Горбачева в КНР, в ходе
Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.
Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Результаты:
Ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны.
Оздоровилась обстановка
в целом ряде регионов, где
долгие годы США и СССР
33. Создание нового социально-экономического и государственного строя России.
После распада Советского Союза началась ликвидация прежних структур власти и управления. Главной официальной резиденцией Президента России стал Московский Кремль. 25 декабря 1991 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию.
Президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту Съезду народных депутатов.
В референдуме приняли
участие более 69 млн. человек
(65% общего числа граждан), в целом
граждане России поддержали
Но формула подсчета голосов на референдуме, определенная Верховным Советом позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ. Часть оппозиции перешла к насильственным действиям.
Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер. Конституционный кризис 1993 г. Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие.
Президент Ельцин принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета.
"Черный октябрь"
разрушил систему Советов.
Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей.
Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блоки «Выбор России» и "Я-Б-Локо" – отстаивали идею конституционной федерации, КПРФ – восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР – возрождение российского государства в рамках до 1917 г., ПРЕС – развитие в стране местного самоуправления.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в новый парламент вошли представители 8 партий. ЛДПР, ставшая главной сенсацией выборов, благодаря своему лидеру В.В. Жириновскому, яркому оратору популистского толка получила 24 % голосов, «Выбор России» Е.Т. Гайдара - 15,5 %, КПРФ – 12,4 %. Остальные голоса распределились между более мелкими партиями и движениями.
Новым органом
29. Геополитические последствия перестройки.
Самым впечатляющим следствием
развала СССР стало окончание
“холодной войны” и распад Ялтинско-Потсдамской
системы международных
• утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР);
• потеряны крупные порты на Балтийском и Черном морях;
• в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;
• российская территория оказалась “отодвинутой” на север и восток;
• потеряны прямые
сухопутные выходы к
• появление на новых рубежах России ряда экономически слабых стран – бывших советских республик, для которых она, как в свое время СССР, вынуждена в тяжелых условиях оставаться “донором”;
• на юге Россия
практически выполняет роль
• на востоке
Россия имеет крайне
• необустроенность границ с новыми независимыми государствами длиною более 11 тыс. км;
30. Перестройка в СССР
и общественно-политические
Массовые, преимущественно мирные (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание) народно-демократические революции 1989-1990 гг., повлекшие за собой глубокие преобразования во всех сферах жизни. Эти перемены — отражение общемировой демократической тенденции. Их существо заключается в переходе от тоталитаризма к парламентскому плюрализму (многопартийности), к гражданскому обществу, к правовому государству.
Антитоталитарные
революции в Восточной Европе
приобрели
Новый важный аспект
развития восточноевропейских
Оно выражается прежде всего в начале развития интеграционных связей этих стран с Европейским Союзом.
Современный этап
в жизни стран Восточной
Словакия начинает
выдвигать требования о
польские национальные меньшинства в Литве стремятся создать автономию в этой стране;
положение белорусского национального меньшинства в Польше, острый конфликт в Югославии.
35. Россия и Запад. Новый уровень отношений.
После 1991 года во внешнеполитическом ведомстве и окружении президента России возобладали лица, считавшие западное направление российской политики основным. Важно заметить, что после событий августа 1991 года в России не было антизападных настроений, напротив, была явственная симпатия удивительная после семидесяти лет целенаправленной пропаганды. Взаимные симпатии 1991 года были хорошим основанием, на них можно было строить отношения России и Запада. Колоссальные военные бюджеты можно было теперь направить в производственную сферу. Многие надеялись на повторение китайского способа освоения западного опыта : открытые торговые зоны, допуск благотворных западных инвестиций, приобщению России к международному разделению труда.