Рассказ Алтынсарина
«Мальчик-бедняк и мальчик-богач» написан
в сатирических тонах.
Ыбырай Алтынсарин
особо подчеркивает социальное значение
труда. В рассказах «Приключения Асана
и Усена», «Паук», «Муравей и ласточка»,
«Отзывчивый Атымтай» ярко раскрывается
значение и воспитательная ценность труда.
Исключительно большое
значение придавал Алтынсарин роли женщины-матери,
отмечая, что начальное воспитание детей
- в ее руках.
Кто так ласкает нежно
младенца,
По ночам просыпается
тревожно от сна,
Прислоняясь к люльке,
кормит;
Бережно качая, усыпляет
его.
Кто малыша сажает
осторожно на коня,
И ребенок радостно
скачет на живом скакуне.
Чтобы не беспокоил
ребенка холод,
Прикрывает его мягким
одеяльцем,
Бережет его в приятном
тепле.
Нет ни в чем для него
недостатка - все в изобилии.
Купает его в воде,
надевает на него чистую рубашку.
Такую, чтобы она пахла
свежим запахом цветка.
В стихотворении Алтынсарин
высоко ценит лучшие традиции казахской
семьи: он говорит о праве ребенка на родительскую
любовь и ласку; задушевно рисует духовную
чистоту и нежность материнской любви.
Содержание многих
статей прививает детям любовь к родной
природе, приучает к наблюдательности,
развивает мышление. Стихотворения Алтынсарина
«Жаз» («Весна»), «Река» наряду с изображением
красоты природы отмечают и хозяйственное
значение ее явлений.
Таким образом, в каждом
произведении заложены идеи, имеющие определенное
воспитательное значение.
К таким нравоучительным
рассказам относятся следующие: «Отец
и сын» (наказанная леность), «Чудесная
трава» (прилежание), «Мать и дочь» (милосердие),
«Лиса и коза» (ложь), «Два товарища» (плохая
дружба), «Кривое дерево» (упрямство), «Кусочек
ваты» (скупость и бережливость), «Чистый
ручеек» (честность).
Ыбырай Алтынсарин
обратил особое внимание на богатейший
источник - казахский фольклор. Из народного
творчества он умело использует отдельные
сказки, былины, пословицы, выбирая лишь
то, что соответствовало воспитательным
целям. Высоко ценил он выразительность
народного языка - ритмичность, меткость,
богатство эпитетов и сравнений.
В своих произведениях
Ы. Алтынсарин пропагандировал демократические
взгляды. Он был также хорошим переводчиком.
На казахский язык он перевел многие произведения
русских классиков.
Литературное наследство
Ыбырая обогатило казахскую письменную
литературу и письменный язык. Он оставил
ценное наследие в области истории, этнографии
и фольклора казахского народа.
Значение Алтынсарина
в истории народного образования в Казахстане
очень велико. Деятельность Алтынсарина
представляет для нас огромный интерес
с точки зрения развития общественной
мысли и его места в истории народного
образования и казахской литературы. Мы
отдаем дань уважения Алтынсарину за его
выдающуюся деятельность в качестве первого
народного учителя, первого организатора
народных школ в Казахстане и первого
педагога-теоретика, вышедшего из среды
казахского народа.
Создав на родном языке
высокоталантливые рассказы и стихотворения
для казахских детей, Алтынсарин занял
в истории казахской литературы как писатель-художник
надлежащее место - наряду с Абаем. Его
искренне, задушевно написанные произведения,
столь близкие детскому сердцу и детским
интересам, и поныне не устарели. Велико
значение Алтынсарина в истории, этнографии
и краеведении.
Алтынсарин проявил
свою неутомимую, кипучую деятельность
как талантливый педагог, писатель и общественный
деятель, борец за народную школу, за просвещение
казахского народа.
Из записок учителя
А. Балгимбаева, позднее инспектора школ
Тургайской области
Записки, оставленные
ныне покойным учителем и инспектором
школ Тургайской области А. Балгимбаевым,
представляют интересный материал к биографии
Ы. Алтынсарина.
Балгимбаев в своих
записках, озаглавленных «Воспоминания
об Ы. Алтынсарине», его личную жизнь описывает
так:
«Алтынсарин жил небогато;
в 1883 году он переехал к родственникам
в Кустанай, построив себе дом в трех километрах
от города. Здесь Алтынсарин близко сошелся с местной русской
интеллигенцией.
Учащаяся молодежь
города Кустаная, а равно и простые казахи
были частыми посетителями Алтынсарина и пользовались,
по-казахскому обычаю, широким гостеприимством.
Хозяйка дома - жена Ыбырая Айганыс - сама
управляла хозяйством, заменяя в этом
своего мужа, так как Ыбырай большую часть
года находился в служебных разъездах
по ревизии школ.
Дома он носил национальную
одежду - бешмет, халат, на голове тюбетейку
или легкую шапку с опушкой, кругом обшитую
кундызом - выдрой.
Ыбырай охотно беседовал
со всеми; своими рассказами он увлекал
слушателей, так как говорил очень складно
и красиво.
Воспитывал сына своего
брата Оспана - Хамитбека (умершего в 5-6
лет). Рождение своего сына (Абдулла, род.
1881 г.) отметил, по обычаю, празднеством
(байга, национальная борьба). Второй сын
Абдрахман родился в 1882 году. Дочь Шарипа
- в 1886-м. Как сам Ыбырай, так и жена его,
Айганыс, очень любили детей, держали для
них няню-казашку.
Один из сыновей Алтынсарина
Абдрахман учился в Троицкой гимназии
и умер в 15 лет от туберкулеза. Старший
сын Абдулла, болезненный мальчик, мог
заниматься лишь домашним хозяйством.
У Алтынсарина была
своя домашняя библиотека. В этой библиотеке
были сочинения таких писателей, как Л.
Н. Толстой,
Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин.
М. Ю. Лермонтов. Н. Г. Чернышевский, В. В.
Белинский, И. Крылов; из иностранных авторов
-произведения Бокля «История цивилизации
в Англии». Шекспира, Байрона, Руссо, Гегеля.
Много было также педагогических трудов.
Алтынсарин любил казахскую
музыку, сам хорошо играл на домбре и пел
казахские песни.
Алтынсарин дружил
с известным акыном Нуржаном Наушабаевым.
В частности, Нуржаном сложены стихи для
надгробного памятника Алтынсарина:
Сайран еттім дүниеде
Табылып көңілім хошларым,
Аһли дэулет, жиган
мал,
Қалды, кымбат достарым.
Прожил свой век на
свете.
Видел многое, был доволен
собою.
Дети, семья, добытое
трудом добро.
Дорогие друзья, распрощаюсь
с вами навсегда».
- ФАКТЫ ИЗ СЕМЕЙНЫХ
ПРЕДАНИЙ, СООБЩЕННЫЕ ПОЭТЕССОЙ МАРИЯМ
ХАКИМЖАНОВОЙ
Интересны отдельные
факты из семейных преданий, сообщенные
в январе 1949 года казахской поэтессой
Мариям Хакимжановой (правнучкой Балгожи
Джамбуршина в 4 поколении).
1. По ее сообщению,
дедом Балгожи был Тастемир, живший во
времена Абылай-хана. Одним из сыновей
Тастемира был Джамбурши - отец Балгожи
Джамбуршина. Старший сын Балгожи, носивший
имя Алтынсары, и был отцом Ыбырая Алтынсарина.
2. Мать Ыбырая Алтынсарина
Аймен происходила из рода Шекти Аргын
и была правнучкой известного при Абылай-хане
Жанибек-батыра.
3. Родиной Ыбырая Алтынсарина,
по старому административному делению,
является Аракарагайская волость - ныне
Затобольский район Костанайской области.
4. Могила Ыбырая Алтынсарина.
его деда Балгожи и родственников представляла
собою высокий курган с надгробными камнями
и обнесена была железной решеткой. Местное
население называло это место «акбеит»
(белая могила).
5. Памятник Ыбыраю
Алтынсарину установлен 7 мая 1970 года в
городе Костанае. Фигура Ы. Алтынсарина
изображена в строгой, уверенной позе.
Раскрытая книга в его руке символизирует
просвещение народа. Бюст выполнен из
гранита, скульптор Н. А. Щербаков, архитектор
И. А. Покровский.
Ы. Алтынсарин о своей
службе (1885 г.)
«26 лет служу я в районе
нынешней Тургайской области, сначала
в качестве переводчика при областном
начальнике В.В. Григорьеве, когда служил
в облуправлении Ильинский, ныне директор
Казанской учительской семинарии, стараниям
которого я и обязан более всего небольшим
образованием, которым теперь пользуюсь;
затем служил в городе Тургае как учитель,
переводчик, делопроизводитель, старший
помощник уездного начальника, мирового
судьи, следователь и, наконец, как инспектор
киргизских школ».
- УСТАНОВКИ, ПОЛОЖЕННЫЕ
В ОСНОВУ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Называя свое время
переходным от кочевого образа жизни к
оседлому, к цивилизации, Алтынсарин вопросы
народного образования и просвещения
стремился разрешить с точки зрения жизненных
интересов и потребностей народной массы.
В свете этой установки он выдвигал перед
школой следующие основные цели и задачи:
1. Школа вне всяких
влияний религии должна готовить новых
граждан, борцов за новую жизнь.
2. Школа по своему устройству
должна служить примером культурной жизни
в среде казахского народа,
3. Наглядно и практически
школа должна дать понятие о вещах, об
окружающей жизни и природе.
4. Школа должна иметь
хорошую библиотеку.
5. Школа должна использовать
в постановке учебного процесса все лучшее
в теории и практике передовой русской
школы того времени. Брать только лучшее,
не увлекаться дешевизной, а обеспечить
основательное устройство школы как светильника,
маяка культуры в степном крае.
6. Школа должна иметь
опытный огород, сад. цветник.
7. Применять в казахских
школах самую лучшую, проверенную учебную
литературу и пособия.Учить как попало
нельзя: должна быть сохранена твердая
система преподавания научных знаний.
8. Учитель-воспитатель
в школе решает успех дела - все зависит
от его подготовки к педагогической работе,
от его любви к своему делу.
9. Устройство школы
- дело самого народа; от правительства
даже не требуется средств, лишь бы оно
разрешало открывать школы, не мешало
их образовательной и воспитательной
работе.
10. Школа должна обучать
не только мальчиков, но и девочек.
Женское образование,
интернаты для девочек-казашек.
Профессиональное
образование
1887 год - первая школа
для девушек-казашек -Иргизское женское
училище.
1891 год - женское
училище с интернатом в Тургае.
1893 год - женское
училище с интернатом в Кустанае.
1895 год - женское училище
с интернатом в Карабутаке.
1896 год - женское училище
с интернатом в Актобе.
Общее число учащихся
в пяти русско-казахских школах,
открытых Ы. Алтынсариным,
к 1896 году достигло 211, из которых русских
было 141 и казашек 70. В этих школах преподавание
рукоделия было поставлено хорошо и давало
положительные результаты.
Алтынсарин положил
начало профессиональному образованию,
это ремесленные училища в Тургае, сельскохозяйственные
училища в Кустанае.
С таких позиций Алтынсарин
в своей профессиональной деятельности
и вел неуклонную борьбу, добиваясь открытия
и укрепления таких школ - действительных
источников образования, распространения
практических, необходимых знаний и здравых
понятий об окружающем.
Науки, изучением которых
занимался Ыбырай Алтынсарин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ибрай Алтынсарин ввел
в оборот целый пласт нравственно-публицистических
категорий жизни казахского общества,
попытался осмыслить их и дать
необходимую оценку. Его эпистолярная
публицистика предстает ключом
к современной нравственно-педагогической
публицистике страны. Изучение двух
исторических формаций даст возможность
нового творческого развития
казахстанской журналистики, корни
которой некогда были искусственно
отделены от ее истоков. Наша
задача - вернуть их всей нации.