Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказывает эпоха Возрождения на любого из нас. Ведь в жизни каждого бывают периоды, чем-то похожие на мрачные средние века. В такое время опыт Возрождения – хороший пример для подражания, прекрасный источник жизненного оптимизма.

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика «Эпохи Возрождения»
3. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
4. Философские взгляды Маккиавелли
5. Эпоха Возрождения и Реформация
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна»

 

 

 

 

 

                                                    Кафедра общественных наук

                                                           Дисциплина: История

                                                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

           Тема: Эпоха Возрождения

 

 

 

 

           Выполнила:

студентка РИНПО, группа 1-рз-47с, 1 курс; Аристова Н.А.29/11/2012

Проверил: доцент кафедры общественных наук

Кислицина А.Н.

 

 

 

 

 

                                                          Санкт-Петербург

                                                               (2012 год)

 

                                                ПЛАН

 

 

 

  1. Введение
  2. Общая характеристика «Эпохи Возрождения»
  3. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
  4. Философские взгляды Маккиавелли
  5. Эпоха Возрождения и Реформация 
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Прошло полтысячелетия, сменили  друг друга десятки поколений, а  эпоха Возрождения по-прежнему волнует  людей. Все больше наших современников: ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов, политиков и даже спортсменов - внимательно и добросовестно изучает наследие этой эпохи.

История Возрождения особенно важна  для таких государств, как наше, поскольку наши предки наравне с  другими народами Европы принимали  активное участие в формировании и развитии культуры европейского возрождения. А еще потому, что сегодня наше государство снова переживает переходный период, который во многом похож  на эпоху Возрождения с ее достоинствами  и недостатками. Значит, нам есть чему поучиться у наших предшественников.

Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказывает эпоха  Возрождения на любого из нас. Ведь в жизни каждого бывают периоды, чем-то похожие на мрачные средние  века. В такое время опыт Возрождения  – хороший пример для подражания, прекрасный источник жизненного оптимизма.

Поэтому неудивительно, что меня так  сильно заинтересовали уроки истории, на которых мы изучали кризис феодализма и начало духовного возрождения  человечества. Меня очень взволновал тот тяжёлый путь, который пришлось пройти для достижения высокого уровня развития культуры и науки. Поразительна судьба великих людей, живших в это  время и посвятивших свою жизнь  развитию новой науки и культуры. Восхитительна самоотверженность  таких учёных как Франциск Скорина, Джордано Бруно и Ян Гус. Увлекательны идеи и мечты Леонардо да Винчи, Томаса Мора, Никколо Макиавелли и Фрэнсиса Бэкона. Удивительно прекрасны художественные произведения того времени.

Под впечатлением всего этого я  и решила глубже изучить эпоху  Возрождения.

Читая дополнительную литературу, была удивлена тем, что до сегодняшних  дней продолжаются жаркие споры о  значении этой эпохи. Одни считают Ренессанс  прекраснейшим периодом в жизни  Европы. И даже такие занятые люди, как Билл Гейтс, тратят много времени  и средств на то, чтобы украсить свою жизнь достижениями той эпохи. Другие отворачиваются в ужасе, потрясенные  жестокостью инквизиции. Третьи, выдавая  себя за блюстителей строгой нравственности, считают, что именно эпоха Возрождения  привела к безбожию и распущенности. Четвертые склонны давать оригинальные оценки, разительно отличающиеся от общепринятых.

 

 

 

               

              2. Общая характеристика Эпохи Возрождения

 

Человеческая культура знает немало взлетов и падений. Знаменитая эпоха  Возрождения (перевод с итальянского “Rinassimento“) или Ренессанс (от французского “Renaissance“ – возрождение) - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры. В целом она несомненно была взлетом, хотя имела множество недостатков. Зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода  уступала место жестоким репрессиям. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но с каждым столетием люди жили все свободнее и сытнее. И конец эпохи Возрождения был всего лишь началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в душах европейцев эта хрупкая и противоречивая эпоха.

Термин “Возрождение“ придумал в начале XVI века Джорджо Вазари (1511-1574). Он же был первым, кто системно изложил  историю эпохи Возрождения. Труд его жизни назывался “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих“.

Согласно словарям Возрождение  – это период в культурном и  идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI века, другие страны XV- XVI века) переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты  культуры Возрождения:

- антифеодализм;

- светский, антиклерикальный характер;

- гуманистическое мировоззрение;

- обращение к культурному наследию  античности.

Возрождение стало временем коренных перемен в социальной и экономической  жизни многих стран Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации  начался процесс зарождения капиталистических  отношений и кризис феодализма, складывались нации и создавались крупные  национальные государства, появилась  новая форма политического строя  – абсолютная монархия, формировались  новые классы – буржуазия и  наёмные рабочие.

Все основные виды искусства –  живопись, графика, скульптура, архитектура  – чрезвычайно изменились:

в архитектуре получила развитие ордерная системаДревней Греции, а также распространилось строительство общественных (нерелигиозных) зданий;

живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием  анатомии и пропорций человеческого  тела, появились сюжеты из античной мифологии, национальной истории и  повседневного быта, для создания картин стали использовать масляные краски;

искусство отделилось от ремесла.

Возрождение подарило европейцам многочисленные открытия и изобретения, в том  числе позаимствованные на Востоке. Достаточно вспомнить очки и телескоп, механические часы и книгопечатанье, законы движения планет и первое обоснование бесконечности вселенной, медицинский термометр и открытие инфекционных заболеваний, стрелковое оружие и каравеллы, покорявшие океанские просторы. Техническое превосходство сделало возможными победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры во всем мире: где-то добровольное (как в России) – где-то насильственное (как в Америке).

Менялся и духовный мир человека. В эпоху Возрождения произошла  смена общественного идеала. Если раньше Бог был единственным существом, достойным поклонения, то теперь религия  либо вообще игнорировалась, либо признавалась всего лишь одним из занятий человека. А идеалом стало неограниченное удовлетворение всех человеческих желаний. Возрождение пронизано верой  в безграничные возможности человека, его волю и разум. Именно титаны Возрождения  являются немеркнущим образцом многосторонних творчески развитых личностей.

Начиналось Возрождения очень  незаметно: скромно и невинно  – и, конечно, не повсеместно. Оно  раньше всего возникло и ярче всего  проявилось в Италии. Главными центрами Возрождения были Флоренция, Сиена, Пиза, Затем _ Падуя, Феррара. Генуя, Милан, и наконец Венеция и Рим..

Толчком, побудительным мотивом, поводом  почти всегда являлись сохранившиеся  произведения классической культуры Греции, Рима, Византии. Но ведь и в средние  века люди находили классически рукописи и скульптуры, не придавая им особого  значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям. Следовательно, недостаточно найти  следы прежней великой культуры. Необходимо возродиться душой, почувствовать  внутреннюю потребность в возвышенном. Только тогда следы величия предков помогают потомкам. Иначе они только мешают, только отвлекают от молитв о хлебе насущном.

Так во второй половине XIV века в итальянском  городе Сиене была найдена мраморная  статуя, красота которой потрясла сиенцев. На её пьедестале было высечено имя скульптора “Яинси“, изваявшего её восемнадцать веков назад. Но вскоре Сиена потерпела поражения в войне с Флоренцией. Магистрат объявил статую древним идолом, приносящим несчастье. Произведение искусства было безжалостно разбито, а его обломки закопаны.

В этой маленькой истории, как в  капле воды, отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, человека, искусство. В этой безжалостной борьбе столкнулись  закостеневшая в своих убеждениях средневековая церковь, и активные свободолюбивые горожане (новая знать, купцы, ремесленники, ученые и деятели  искусства).

В средние века церковь сдерживала всякое развитие, принуждая всех к  безусловному соблюдению религиозных  требований. Считалось, что все необходимое  есть в Священном писании, а все, чего там нет, посылает дьявол, чтобы сбить человека с истинного пути. Научные истины надлежало искать в Библии, а красоту - в храмах. Поэтому ученые занимались богословием, архитекторы возводили храмы, художники украшали их стены библейскими сюжетами.

Многие естественные желания человека считались греховными, а изображать или прославлять греховное нельзя ни в коем случае. Поэтому ученые (искажали и) прятали свои открытия, а художники искажали изображения так, чтобы ничто не противоречило Священному писанию, не напоминало о грехе.

За это средневековье часто  называют периодом беспросветного варварства и невежества, последовавшим за гибелью  блестящей классической культуры Античного  мира.

В процессе Возрождения средневековый  аскетизм и презрение ко всему  земному сменяются ненасытным интересом  к реальному миру и человеку, жаждой наслаждения, изучением природы.

Чтобы жизнь вырвалась из религиозных  пут, чтобы подавляемое и уничтожаемое веками снова проявило себя, человечеству потребовалась более трехсот  лет. Это и была эпоха Возрождения.

“Стремились все – открыть, изобрести,

Найти, создать…. Царила в эти годы

Надежда – вскрыть все таинства природы!“ – писал про это  время В. Брюсов.

Конечно, эпоха Возрождения принесла совершенно новую культуру, которую  никогда прежде не знало человечество. Например, Фридрих Энгельс охарактеризовал  Возрождение как "величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Но историки подчеркивают преемственность  древней и новой культуры, обозначают связь времен, когда говорят о  том, что науки и искусства, процветавшие в античном мире, возродилось к  новой жизни. Правда, уточняют: “Человек не может вернуться к своему прошлому. Эпоху Возрождения условно подразделяют на четыре периода Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение  и Позднее Возрождение. В целом  такое деление соответствует  зарождению, развитию, расцвету и упадку культуры Ренессанса.

 

 

 

 

 

 

 

                3. Гуманистическая мысль эпохи возрождения

 

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). 
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени. 
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. 
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. 
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. 
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. 
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться». 
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная. 
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира: 
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». 
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. 
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. 
«Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог». 
В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. 
Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. 
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. 
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол. 
Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

Информация о работе Эпоха Возрождения