Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:42, контрольная работа
Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказывает эпоха Возрождения на любого из нас. Ведь в жизни каждого бывают периоды, чем-то похожие на мрачные средние века. В такое время опыт Возрождения – хороший пример для подражания, прекрасный источник жизненного оптимизма.
1. Введение
2. Общая характеристика «Эпохи Возрождения»
3. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
4. Философские взгляды Маккиавелли
5. Эпоха Возрождения и Реформация
6. Заключение
4.Философские взгляды Маккиавелли
Самым крупным и оригинальным в эту эпоху был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба “... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений”. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют “естественные причины” и “полезные правила”, позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: “... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать”. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее “нового государя” - абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов, льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. “... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности”. Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цель оправдывает средства”, а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия - “макиавеллизма”. Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса “цель оправдывает средства” был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. “Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу”. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой - до искусства возможного.
5. Эпоха Возрождения и Реформация
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим
кризисом римско-католической церкви.
Апогеем ее нравственного упадка
и предметом особого возмущения
стала продажа индульгенций - грамот,
свидетельствующих об отпущении
грехов. Торговля ими открывала возможность
искупить преступление без всякого
раскаяния, а также купить право
на будущий проступок. “95 тезисов
против индульгенций”, вывешенные в 1517
г. на дверях церкви в Виттенберге
немецким богословом Мартином Лютером
(1483-1546), имели огромный резонанс. Они
послужили мощным стимулом для выступлений
против официальной церковной
“Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных“. Я согласна с ними и рада, если смогла отразить в своем реферате сложность эпохи Возрождения.
Конечно, очень многое осталось за пределами реферата, многое стало еще загадочнее и непонятнее, чем было раньше. Но польза проделанной работы несомненна.
Изложу вкратце главные выводы, к которым мне удалось прийти при изучении эпохи Возрождения.
1. Ренессанс был одним
из самых выдающихся периодов
в истории человеческой
2. Наши предки принимали
полноценное участие в
3. Эпоха Возрождения была
переходным периодом между
4. Ренессанс был весьма насыщенным и противоречивым периодом, который нельзя однозначно оценить по системе “хорошо - плохо“. Хорошее и плохое тесно переплетаются, сменяя друг друга. Гении проявляли качества достойные сожаления, а злодеи не лишены добродетелей.
5. Сохранению и восстановлению
античной культуры мы во
6. Люди эпохи Возрождения
были многосторонними
7. Среди видных деятелей
эпохи Возрождения, к
8. Возрождение подарило
нам прекрасное
9. Изложение истории Возрождения
полно неточностей и
Тем более, очень много предстоит сделать мне, чтобы разобраться во всех тех проблемах, которые только затронуты или названы в моем реферате. И это не потому, что я хочу стать историком, а потому что эпоха Возрождения не исчезла бесследно. Она продолжается в нашей культуре, она живет в нашей душе. И еще много раз в этой жизни придется возвращаться к тем проблемам, которыми жили не только великие, но и простые люди далекого Ренессанса.
Я твёрдо убеждена, что эпоха Возрождения является неповторимым образцом для подражания во все времена, и особенно в такое противоречивое время, как наше.
Список используемой литературы