Эпоха Петра I: рождение русского флота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:03, реферат

Краткое описание

Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Причины начала и итоги Северной войны. Царствование Петра I, итоги и значение.

Содержание

Введение.
1. Географическое положение России в конце 17 века.
2. Вступление на престол Петра I.
3. Первый Азовский поход.
4. «Консилия господ адмиралов».
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: «Морским судам быть...»
7. Великое посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже.
9. Начало Северной войны.
10. Гангут и Гренгам, окончание Северной войны.
11. Российский флот к 1725 году.
12. Завершение царствования Петра 1, его итоги и значение.
13. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории 3Г.DOC

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования

ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Реферат по отечественной истории на тему:

«Эпоха Петра 1:

 рождение  русского флота».

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

План:

 

  1. Введение.
  2. Географическое положение России в конце 17 века.

 

  1. Вступление на престол Петра I.

 

  1. Первый Азовский поход.

 

  1. «Консилия  господ адмиралов».

 

  1. Второй Азовский поход.

 

  1. Решение Боярской Думы: «Морским судам быть...»

 

7. Великое посольство 1697-1698 гг.

 

  1. Экзамен в Воронеже.

 

  1. Начало Северной войны.

 

  1. Гангут и Гренгам, окончание Северной войны.

 

  1. Российский флот к 1725 году.

 

  1. Завершение царствования Петра 1, его итоги и значение.

13. Список использованной литературы.

 

 

          1. Введение.

   Для реферата по отечественной истории я выбрала тему «Эпоха Петра I: история развития русского флота». Эта тема кажется мне актуальной и в настоящее время.

   Начало реформирования  вооруженных сил относится ко  второй половине XVII в. Уже тогда  создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения внешнеполитических задач.

   Поэтому Петр 1, придя  к власти в 1689 г., столкнулся с  необходимостью проведения радикальной  военной реформы и формирования  массовой регулярной армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Географическое положение России в конце 17 века.

Границы русского государства 18-го века существенно отличались от современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру, включала земли, расположенные чуть западнее Смоленска, и далее тянулась вдоль Днепра.

   На южной оконечности  страны находилась Астрахань. От  нее пограничная линия тянулась  к столице Донского войска -  Черкасску, расположенному севернее  устья Дона, и затем поднималась  на северо-запад до излучины  Днепра в районе современного Днепропетровска.

   Как видим, Россия в те  времена занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана  от морских берегов, от возможности  широкого использования дешевых  путей сообщения. Между тем в  средние века и даже в новое  время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем – Англия, Голландия, Испания и др. У  России такие возможности  были крайне ограничены. На востоке ее границы омывал Тихий океан, но выгод из этого извлечь было нельзя, так как Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край не имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море. Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле  с восточными странами не только для России, но и для Западной Европы. Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам, оно обеспечивало морские связи с Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти Средней Азией.

   Роль единственных морских  ворот России в страны Европы  выполнял Архангельск. Но расположение этого города представляло ряд серьезных неудобств. Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние, которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск: товары, предназначавшиеся на экспорт, к зиме сосредотачивались в Ярославле, оттуда санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и  Двине в Архангельск. Во-вторых, путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее, чем путь через Балтийское море. Наконец, в-третьих, морской путь через северные моря таил неизмеримо больше опасностей, чем путь через Балтийское море, где кораблям не грозили айсберги, обледенения и суровые условия плавания.

   Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход к этим  морям запирали две турецкие крепости, стоявшие в устье Дона и Днепра: Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить армию для похода в Крым, и в этом же году стотысячная армия под командованием главы правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг, но не дойдя до Крыма вернулась обратно, понеся большие потери от болезней. Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход, достиг Перекопа, но, не предприняв активных действий возвратился в Москву. Эти походы подорвали авторитет Софьи и  ослабили ее шансы в борьбе за власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вступление на престол Петра 1 .

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства. Более всего юного царя влекло морское дело. Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, живя в Преображенском, никогда не видев не только моря, но и большого озера, так пристрастился к морскому делу, что оно оттенило на второй план все прочие увлечения. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет «дедушкой русского флота», состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра.

   Обучение плаванию проходило  на Яузе, узенькой речушке, в берега  которой судно то и дело  упиралось. Поиски большой воды, где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком, привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд, а затем и на Переяславское озеро. Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах – так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере. В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал «баталии» на Переяславском озере. Впрочем, размеры озера не удовлетворяли царя, его тянуло к настоящему морю,  и в 1693 году он отправляется в Архангельск - единственный торговый порт на Белом море, связывающий Россию со странами Западной Европы. Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли, доставляющие в Россию сукно, галантерею, краски. В их трюмы грузили меха, пеньку, черную икру, а на палубы укладывали мачтовый лес. На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие .

   В это время в Архангельске  окончилась погрузка нескольких  английских и голландских купеческих  судов, и они готовились отправиться  в обратный путь. Их провожал  настоящий голландский военный корабль. Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание, четвертого августа снялись с якоря, но при слабом ветре еле добрались до устья Двины, где при совершенном безветрии простояли целый день. Царь в это время изучил оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна. Шестого августа подул южный ветер, и корабли вышли в море. Время для царя летело так  быстро, что он не заметил, что отъехал от Архангельска более чем на триста верст. У Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте «Петр».

   Наконец восемнадцатого  сентября Петр объявляет о  своем решении покинуть Архангельск. Перед отъездом царь закладывает  в городе сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить  в Голландии амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.

   По пути домой, на заводе  в Олонце, Петр сам отлил пушки  и выточил такелажные блоки  для заложенного корабля. В течение  Великого поста в Архангельск  было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .

   В самый конец распутицы  следующего лета (1694 год) Петр снова спешит в Архангельск и двадцатого мая спускает на воду «Святой Павел» – пожалуй первый русский корабль, получивший «проездную грамоту» на право заграничной торговли.

   Пребывание русского царя  на Белом море – уникальная  страница истории. Самое главное, дождавшись купленного в Голландии торгового корабля «Святое пророчество», Петр поднял на нем трехцветный «штандарт царя московского» и в сопровождении

«Святого Петра», «Святого Павла» и эскорта из восьми английских и голландских торговых и военных  судов отправился на выход из Белого моря. Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания, Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда,  до этого Петр совершил рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с голландцами было для царя «морским ликбезом». Государь интересовался всем: от подачи пива капитану до уборки парусов. Обучение дало отличные результаты, тем более, что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно, 1694 год был переломным в истории русского флота. Царь понял: потешные игрища – лишь начало... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить «образцовую» 32-весельную галеру с тем, чтобы по прибытии ее в разобранном виде в  Архангельск тотчас же отправить в Москву. По пути на пир, устроенный им для английских и голландских капитанов, Петр неожиданно прыгнул в реку. Нарядно одетые гости, наслышанные о крутом нраве царя, не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр,  страдавший водобоязнью, так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом.

   В это время назревает  план похода на турецкую  крепость  Азов. Русское командование преследовало цели: обезопасить южные границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов, захваченный турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье.

   План похода был утвержден, оставалось ждать прибытия «образцовой» галеры, чтобы приступить к строительству флота. Франц Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: «Меня непременно хотят сделать адмиралом, я отказываюсь, но их Величество того желают. Это доставит мне большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено командовать всеми судами».

   Но пока доставят «образцовую»  галеру, пройдет не меньше года, поэтому пылкий нрав царя взял  верх над осторожностью, и Петр, не дождавшись начала строительства, объявляет о выступлении армии в поход.

 

 

  1. Первый Азовский поход.

   В марте 1695 года 150-тысячное  войско, из которого тридцать  тысяч должны были штурмовать  Азов, двинулось на юг.

   Походы на Крым предпринимались  не раз, но все они заканчивались  неудачно: русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной степи, и она, подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы, достигала Крыма столь обессиленной, что не рисковала вступить на полуостров и ни с чем возвращалась домой.

   На этот раз было решено  нанести удар не по Крымским татарам, находившимся в вассальной зависимости от Османской империи, а по Азову. Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со старым, нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том, что войска получали возможность двигаться не по «голодной»   степи, а по реке Дон, вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие, но и воду.

   Войско на судах дошло  до Царицына, оттуда пошло пешком до казачьего города Паншина на Дону. Этот переход был очень труден, потому что люди были изнурены продолжительной греблей, а тут, за недостатком лошадей,  им пришлось тащить на себе пушки, амуницию и провиант. В Паншине Петра ожидала новая невзгода: подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок. Однако, после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к Азову.

   Вновь прибывшее войско  установило батареи и в первых  числах июля началась осада. Город непрерывно обстреливался.  Петр собственноручно начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем       сам написал в своей книжке: «Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода». Из-за отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря, а наши войска нуждались даже в съестных припасах. Поводе продовольствие подвезти было нельзя, т.к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи, между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами, чтобы восстановить сообщение со складами. В армии объявили, что солдаты, добровольно идущие на штурм этих башен, получат по десять рублей каждый. Охотники нашлись и одну каланчу взяли. Теперь плавание по Дону стало свободным. Вскоре осажденные отомстили за эту потерю: на сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен. Он рассказал о слабых местах русской армии, и сообщил, что осаждающие спят днем во время зноя, а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю. На вопрос часового: «Кто идет?» отвечал один из астраханских раскольников, находившихся в Азове, что идут казаки. Турки стремительно ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку, но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные осадные орудия. Зато гарнизон второй каланчи, опасаясь нападения, оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов. Петр обрадовался и решил, что раз путь по Дону совершенно свободен, то и сам Азов долго не продержится. Но надежды царя не сбылись: турки отстреливались с еще большей яростью, осада и подкопы результатов не давали, войска таяли.  

Информация о работе Эпоха Петра I: рождение русского флота