Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:03, реферат
Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Причины начала и итоги Северной войны. Царствование Петра I, итоги и значение.
Введение.
1. Географическое положение России в конце 17 века.
2. Вступление на престол Петра I.
3. Первый Азовский поход.
4. «Консилия господ адмиралов».
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: «Морским судам быть...»
7. Великое посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже.
9. Начало Северной войны.
10. Гангут и Гренгам, окончание Северной войны.
11. Российский флот к 1725 году.
12. Завершение царствования Петра 1, его итоги и значение.
13. Список использованной литературы.
«Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь – но, слава Богу, все здоровы и марсовым плугом и в городе, и на стенах, и во рву все испахано и засеяно железом. Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его святого имени».
Но, несмотря на все надежды
и ожидания Петра поход 1695 года
окончился ничем. Два штурма не
удались и в конце сентября
было решено отступить от
4. «Консилия господ адмиралов».
Возвратившись из-под Азова,
Петр созывает совет, на котором
присутствовали Шереметьев, Гордон,
Зотов, Репнин, Лефорт, Головин и
конечно же «шутейный»
Флот решили строить в
Преображенском: 22 галеры по образцу
голландскому, 4 брандера, 3 фрегата
и 2 галеаса и везти их для
сборки в Воронеж ; на ближних
к Воронежу плотбищах – Козлове
Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра 1 – он умел извлекать уроки и не расхолаживался, а напротив, доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи, поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу.
Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам:
- в 1694 году Петр приезжал в
Воронеж и пришел в восторг
от
- вблизи находилась липецкая железная руда;
- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население, благодаря отправке «донских отпусков», уже имело опыт в строительстве речных судов.
Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину: «По возвращении от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер, для чего удобно мню, быть шхип-тиммерманам всех от Вас сюды...» Между тем Архангельск дождался груза из Голландии. В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в Преображенское. Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал: «Положения консилии начали исполняться. Преображенское обратилось в верфь, на ней к концу февраля были срублены члены 22 галер по образцу, доставленному из Архангельска, 4 брандеров. Галеры были длиной 38 метров, шириной 9 метров, с двумя мачтами и числом весел от 28 до 36. Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и Преображенского полков, а также нанятые купцом Гартманом голландцы. Главным сервайером был знаток «каторжного» дела
Ф. Тиммерман. Тихон Стернев отвечал за поставки леса и «имание» людей. А.Кревет – толмач Посольского приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части – дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов.
Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из Москвы в Воронеж. В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая. Он лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина. Работы велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря Воронежская верфь как бы раздваивалась. В конце марта в Воронеж приехал воевода А.С.Шеин, назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр. В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска, прибывали иностранцы: инженеры-кораблестроители и офицеры. Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000 человек. Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас «Апостол Петр».
И вот, наконец, флот готов. Весь флот состоял из трех караванов, возглавляемых тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала Лефорта на голландской галере. Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли «Святой Петр» и «Святой Павел». Петровскую галеру называли просто «Его Величество» или «Кумандера». Третьего мая Петр, покидая Воронеж, пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву: «Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли, где я от господина адмирала учинен есмь командором». Остальные караваны уходили по мере готовности, ведя достройку на ходу. В пути Петр лихорадочно сочинял «Указ по галерам о порядке морской службы» – первый российский военно-морской устав. Вот одна из его статей: «Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и всячески о том радеть. Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя, тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться».
Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья столица. Казаки, встретившие караван, преподнесли сюрприз: три десятка лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда, да борта у тех оказались слишком высокими...
Известие о первой стычке
казаков с турками было
Хотя два других каравана
были еще в пути, Петр решил
один из полков Гордона
Между тем казаки, оставшиеся
в засаде в камышовых зарослях,
продолжали наблюдение за
Это была единственная морская баталия в Азовской кампании, и она была проведена с казачьих лодок. Значит, первой победой на море русский флот обязан казакам. Поэтому, вероятно, Петр в донесении «кесарю» не смог не слукавить: «И того же дня (19 мая) мы, холопи твои, в малых судах, а казаки в лодках ударили на неприятеля, те вышеописанные суда разбили, из которых 9 сожгли, одно взяли ... с моря, май 31 дня. Петр. «В тот же день, к вечеру, казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и были встречены салютом. Через неделю салют повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса
А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта. Первый российский адмирал задержался не по своей воле: рана, полученная в прошлой кампании привела к тяжелой болезни. Корабли, не мешкая, прошли по протокам Каланча и Кутерьма и, наконец, вышли в море. Это случилось 27 мая 1696 года .
На беду разыгрался шторм. Уровень воды стремительно поднимался, и палатки с солдатами штурмового полка, высаженного на острова, стало затапливать. Солдаты пересели на лодки, но шквальный ветер разметал их, выкидывая целые суда на илистый, поросший камышом берег. Однако, корабли отстояли на якорях без происшествий. На следующий день «великая непогода» продолжалась.
Второго июня 1696 года к
флоту присоединился отряд
Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского флота. Молчаливое противостояние продолжалось две недели, но двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь окруженному Азову. Наши галеры тут же стали сниматься с якорей, чтобы сорвать высадку и ударить по кораблям. Турки, видя это, поспешно поставили паруса и ушли в море. В следующие дни, как отмечал историк Елагин «флот наш оставался в наблюдательном положении до взятия Азова войсками».
Тем временем русские
войска храбро сражались под
стенами Азова. Генерал Гордон
начал осуществлять
Турки быстро опомнились
от неожиданного натиска и
всеми силами ударили по
Три года спустя Петр
1 проводил до Керченского
Последствия Азовской победы
отозвались по всей России. Осенью
1696 года в Москве состоялась
пышная «триумфания» в честь
взятия турецкой крепости. У триумфальной
арки наряженный гением
- Генерал-адмирал, морских всех сил глава, пришел, узрел, победил прегордого врага ...
6. Решение Боярской Думы: «Морским судам быть...»
На двадцатое октября (по старому стилю) было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: «статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова». Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: «... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?» Дума приняла «Статьи удобные...». Вот более пространный отрывок из этого документа, чем широко известное троесловие: «октябрь, в двадцатый день приговорено: морским судам быть, а скольким, о том справится о числе крестьянских дворов, что за духовными изо всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав».
Азовская победа привела
ко многим переменам в России.
Возросло и национальное
7. Великое посольство 1697 - 1698 годов.