Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:12, реферат

Краткое описание

1.Расцвет науки, культуры, искусства в IX – XII вв.
2.Материальная и духовная культуры эпохи Темура и Темуридов (XIV – XV вв.)

Вложенные файлы: 1 файл

Epoha-vozrozhdeniya-renessansa-v-zhizni-narodov-Centralnoy-Azii-vklad-nashih-predkov-v-mirovuyu-civilizaciyu (1).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что в 960 году ислам принял тюркский народ, проживавший между Алтаем и озером Иссык-Куль, количеством в 200 тыс. шатров, ставших ядром караханидской династии. В том же Х веке ислам приняла и часть Огузов, живших по нижнему течению Сырдарьи. Чего не смогли добиться арабские военачальники - саманиды с помощью оружия, добились с помощью торговли.

Бухара стала духовной метрополией и была признана оплотом ислама. Здесь развивались богословские школы, где собирались лучшие теоретики ислама со всего халифата, открывались религиозные школы – медресе, где готовились проповедники для всего халифата, причем медресе существовали только в Хорасане и Мавераннахре. В Багдаде открывается медресе только  в XI веке. Проповедь мусульманской религии достигла в Средней Азии таких высот, на которые она не поднималась даже в самом халифате.

Исмаил Самани стремился увеличить экономическую мощь духовенства и с этой целью значительно увеличил вакуфное имущество мечетей. Все земли Афшаны были переданы мечети местной медресе, в селении Даштак земли были переданы соборной мечети. С ростом материальной базы возрастало и влияние мусульманского духовенства – носителя и хранителя мусульманского воинствующего фанатизма.

Влияние духовенства настолько возрастает, что при правителе Нухе ибн Насре (943 – 954 гг) власть фактически находилась в руках лидера духовенства Абу Фазле. Стремясь распространять и популяризировать ислам, Саманиды широко использовали индустриальное  миссионерство мистицизм, который начал широко распространятся в мусульманском мире в первый век ислама. При их поддержке появляются суфии, проповедовавшие очищение от ислама, от более поздних наслоений и возращение его к первозданному виду. Они призывали к упрощению жизни, прославляя бедность и простоту. Само название происходило от арабского слова “суф” (шерсть), так как носили они только шерстяное покрывало (власяницу). Они требовали неукоснительного соблюдения шариата и предания смерти всех отступников от него.

Цель суфиев – мистический экстаз, когда человек переставал ощущать свое тело и свое существование отдельно от бога. Набор действий для этого был широк: от самоуглубления и самосозерцания до истерических кризисов -  песен и плясок.

Выполнить свою задачу суфии могли только общими усилиями, и правоверные которые хотят найти путь к богу, должны были объединяться в группы, каждая из которых имела своего духовного наставника, называемого “пиром”. Считалось, что пир уже приблизился к богу, и получает от него указания, и потому все братство должно ему подчинятся, то есть стать его мюридами. Мюрид должен был безропотно подчинятся пиру, голос которого является божьим откровением. Он должен беспрекословно выполнять все приказания пира и не должен думать ни о будущем, ни о прошлом, а жить настоящим днем.

Но, тем не менее, уровень науки и общественных наук Средней Азии был выше, чем в Западной Европе IX- XII вв. народы Средней Азии внесли большой вклад в сохранение и развитие наследия античных ученых, философов и писателей.

АРХИТЕКТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

В развитии архитектуры X – XI вв. большую роль сыграло появление обожженного кирпича. Первоначально в композиции строящихся зданий продолжали сохраняться старые традиции. Таков мавзолей Исмаила Самани в Бухаре – простое купольное сооружение. Одинаково воспринимаемое со всех сторон. Его монументальность достигнута разумным выбором пропорций, а красота состоит в конструктивной оправданности всех форм. Внешняя и внутренняя отделка заключается в фигуральной кладке кирпича. Мавзолей Самани считается одним из совершеннейших произведений мировой архитектуры. Он как бы впитал в себя достижения зодчества предшествующего времени. В деталях постройки и ее украшениях находят сходство с более ранней архитектурой Согда. Вместе с тем жженый кирпич открыл перед зодчим новые возможности, которые и были использованы с величайшим мастерством.

В архитектуру начинает внедряться монументальный стиль, сначала преимущественно в строительстве соборных мечетей, мавзолеев и усыпальниц. О высоком мастерстве и тонком художественном вкусе строителей и архитекторов этого периода свидетельствует мавзолей Саманидов, построенный на рубеже IX- X вв., как говорит легенда, Исмаилом Саманидом для своего отца Ахмада ибн Асада. Позднее мавзолей стал усыпальницей Саманидов. Здесь похоронены Исмаил и его внук Исмаил, правивший с 914 по 943 гг. Из других архитектурных памятников этого времени выделяется мавзолей в Тиме над могилой одного из членов саманидской династии, мечеть Чор – Сутун в развалинах древнего Термеза и Магоки - Атари в Бухаре.

В X – XII вв. широкое распространение получило строительство минаретов, придавших городу величественность и красоту. Минарет Калян или большой Бухарский минарет, построенный в 1102 – 1130 гг. состоит из огромного круглого столбы, сужающегося к вверху. Внутри него винтовая лестница высотой более 46 метров. Минарет служил местом для созыва мусульман на молитву, и одновременно с него наблюдали во время войны за передвижением врага. По преданию, с минарета сбрасывали осужденных на смерть преступников, отсюда и происходит более позднее его название “Башня смерти”.

В XII веке появляется новый принцип строительства мечетей и мавзолеев: сильно увеличивается портал со стрельчатой аркой, загораживая от зрителя само здание. Все внимание строители уделяли отделке портала. Порталы облицовывались разноцветными резными изразцами, а купола – голубыми. Во внутренней отделке зданий широко применялась резьба по ганчу (алебастру).

К сожалению, до нашего времени сохранились лишь только некоторые архитектурные памятники IX – XII вв.

“История Бухары” сохранилась до настоящего времени и сегодня является источником ценнейших сведений. Особый интерес здесь представляет освещение арабского завоевания Средней Азии, восстание Абруя и Муканны, распространение ислама и вытеснение местной языческой религии.

Ученые в эпоху Саманидов пользовались большим почетом и, были освобождены от обязанности, целовать землю перед государем.

В период господства Саманидов происходят изменения и в градостроительстве. Точно очерчивается внутреннее городское поселение – шахристан, цитадель – диз предместья – рабад, окруженные внешней стороной города. Строительство новых городов не велось, зато основательно переделывались старые. Появляются здания, фасады которых были облицованы глазурованным кирпичом голубого, белого, фиолетового цвета. Улицы и боковые переулки были аккуратно вымощены каменными плитами и имели стоки для осадков и нечистот. Улицы содержались в чистоте.

2 вопрос

Во второй половине XIV – XV вв. в Средней Азии происходит подъем экономики, науки культуры. В годы своего правления Тимур вывозит в Мавераннахр не только материальные ценности, но и пленных специалистов – ремесленников, художников, архитекторов, ученых. В Самарканде можно было увидеть мастеров Хорезма, Исфагана, Шираба, Халеба и других городов Востока. Их техническое знание и творческое вдохновение использовались при строительстве дворцов, мечетей, мавзолеев, загородных домов.

Расцвет науки и искусства Мавераннахра приходится на правление Улугбека. В распоряжении Улугбека поступили сокровища, накопленные дедом, благоустроенные города. Здесь была целая армия ученых, художников, строителей, ремесленников, готовых продолжать свою созидательную и культурную работу. Улугбек не отличался талантом полководца. Заслуга его -  в огромной заботе о развитии культуры, а также в его научных трудах.

Постройка Улугбеком в Самарканде обсерватории, превратившейся в центр научной мысли, явилась важным событием в культурной жизни страны. В этот период в Самарканде жили и творили такие известные ученые, как Казы – Зде – Руми, Хорезми, Джамид ибн Масуди, Муйиддн и его сын Мансур Каши, Абу Али ибн Мухаммад Биржонди. Астрономические таблицы Улугбека получили всемирную известность и не потеряли своего значения до настоящего времени.

В культурной и научной жизни того времени видное место занимает ученик Улугбека Алауддин али ибн Мухаммад Кушчи Самарканди (1403 – 1474), которого называли Птолемеем своего времени. Автор трактата “Рисолаи дар фалакиет”. В трактате излагаются основы геометрических знаний, в области естественных наук. Трактат Али Кушчи написан на основе наблюдений, проводимых в обсерватории Улугбека. Подобно другим естествоиспытателям, Улугбек и его ученики, в том числе и али Кушчи, непоколебимо верили в то, что материальный мир существует вне сознания человека. Познавая явления природы, эти ученые стремились служить человечеству, добивались творческих успехов в науке, математике, геометрии, в особенности астрономии.

В Средней Азии в XV веке получила широкое распространение историческая мысль. Здесь жили и творили историки Хафизи Абру, Абдураззак Самарканди, Мирхонд, Хондемир, Исфизари, Даулет-шах и многие другие. Их труды являются ценнейшими источниками по истории тимуридского государства. Хафизи-Абру написал “Зубрдат Таварих”(Сливки летописей), где изложение заканчивается в 1427 г. Абдураззак Самарканди продолжил труд Хафизи Абру. В своем сочинении “Матла ас-са’дайн ва маджа ал-бахраети”(Место восхода двух счастливых созвездий и место слияния двух морей) он доводит изложение до 1471 года. Некоторые из своих трудов Мирхонд (“Раузат ас-сафи”) и Хондемир (“Хабиб ас-сийяр”) посвятил царствованию султана Хусейна. Исфизари написал историю Герата, а Даулет – шах посвятил свое сочинение “Тазкират ашиизара” Алишеру Навои.

В большинстве своем историки того времени были прежде всего компиляторами, большую часть своих трудов они отводили пересказу или даже просто переписке текстов своих предшественников. Наиболее ценные те части работ, в которых авторы описывают современные им события, однако эти описания требуют критического к ним подхода, ибо придворные историографы смотрели на все события глазами своих государей – покровителей.

После убийства Улугбека и восшествия на престол в Самарканде Абусаида в Мавераннахре восторжествовала феодально–клерикальная реакция. Абусаид крепко связал себя с реакционными кругами и, прежде всего с реакционным дервишизмом, во главе которого стоял Ходжа Убайдулла Ахрар. В этот период культурная жизнь в Самарканде постепенно угасает и сменяется засильем богословия. Представители культуры и науки переселяются из Самарканда в Герат к дворцу Хусейна. В это время Герат становится центром научной и культурной жизни Средней Азии. Герат при Шахрухе (1410-1411 гг.) представлял собой культурный город, однако все направление культурной жизни здесь было иное, чем в Самарканде. Гератская мало интересовалась точными науками. В Герате почти не занимались астрономией, математикой и другими близкими к ним науками. Исключение составляла только медицина. Но зато в противовес Самарканду, в Герате питали большой интерес к литературе, истории и поэзии. Сам Шахрух не бывший как известно яркой личностью время свое посвящал общению с представителями мусульманского богословия и проявлению показного благочестия, и слава Герата как литературного центра связана не с именем Шахруха, но в значительно большей мере с именем его талантливого сына Байсункара. При своем отце Байсункар занимал должность везира, и в силу своего положения располагал огромными возможностями для оказания покровительства писателям, поэтам, художникам. Ему обязаны своим существованием и развитием придворная китабхона (библиотека), в которой работали собранные отовсюду лучшие каллиграфы, миниатюристы, позолотчики, переплетчики и филологи. Тут производились не только переписка и украшение книг, но и подлинная научная текстологическая работа. Именно здесь в 20-х гг. XV в. был составлен сводный текст поэмы Фирдоуси “Шахнаме”. Из Гератской же библиотеки вышли великолепные экземпляры этой поэмы, украшенные замечательными миниатюрами.

Герат был также центром художественно-ремесленного производства. Здесь в специальных растах (торговых рядах) занятых палатками того или иного ремесленного цеха можно было найти художественные ткани, бронзовую посуду, инкрустированную золотом, серебром, медью, ювелирные изделия, глазурованную орнаментированную керамику и т.д.

В это же время Герат украсился и прекрасными памятниками архитектуры, чему содействовало и меценатство Гаухард Шад, энергичной жены Шахруха. Среди архитектурных памятников исключительное место занимал комплекс построек, известный под названием Мусалля, находившийся на северо-востоке от Герата. В этот комплекс входили медресе, мавзолей и большая мечеть. Здания эти возводились и украшались в течение 20 лет – с 1418 до 1437 г. под наблюдением мастера архитектора Каван-ад-Дина Ширази. Из всего комплекса Мусалля до наших дней сохранился лишь мавзолей.

При внимательном изучении источников XV в., рисующих годы правления султана Хусейна, нельзя пройти мимо того исключительного места, которое занял в политической, общественной и культурной жизни Хорасана, и в частности Герата, великий поэт Алишер Навои. Отношения между султаном Хусейном и Алишером Навои были весьма сложны, и все время, видоизменяясь, прошли через самые разнообразные фазы – от близкой дружбы до полного отчуждения. Высшего расцвета культурная жизнь Герата достигла во второй половине XV в. в годы царствования султана Хусейна. Захириддин Бабур писал в своих “Записках” о Герате: “Другого подобного города нет во всем населенном мире”. По его словам, “во время правления султана Хусейна блеск и красота Герата увеличились в десять и даже двадцать раз.” К этим словам можно добавить еще одно замечание из тех же “Записок”: “Хорасан, и особенно Герат были наполнены людьми выдающимися и несравненными; стремления и цель каждого, кто был занят каким-нибудь делом, были направлены к тому, чтобы довести это дело до совершенства.” В этих словах нельзя не усмотреть значительного преувеличения, учитывая популярность в XV в. тимуридской столицы и явную склонность к ее идеализации: тем не менее, неоспоримым остается тот факт, что в ту эпоху Герат был не только культурнейшим, но и одним из самых красивых городов Передней и Cредней Азии. Благоустроенные базары с крытыми улицами, сады в самом городе и за его пределами, большие хаузы, полные проточной воды, прекрасные здания мечетей, медресе, дворцов, бань – все это производило сильное впечатление на приезжих из других городов и чужих стран.

Во времена султана Хусейна праздники часто принимали общегородской народный характер, при самом деятельном участии в них городских ремесленников и их цехов. Праздники эти имели свои давние традиции; историческая и мемуарная литература XV в. (Клавихо, Низамаддин Шами, Шерефаддин али Иезди, Хафизи Абру, Абд ар-Руззак Самарканди, Мирхонд, Хондемир) оставила нам интереснейшие описания таких празднеств, устраиваемых по различным случаям по распоряжению правителей, начиная с Тимура в городах Мавераннахра и Хорасана ремесленниками разных цехов. На улицах и площадях городов развевались палатки, устанавливались киоски, где выставлялись напоказ лучшие произведения ремесла, отдельные цехи устраивали интересные процессии. Клавихо отмечает в своих записках, что участники этих процессий ходили с играми по улицам и забавляли народ.

Информация о работе Эпоха возрождения (ренессанса) в жизни народов Центральной Азии, вклад наших предков в мировую цивилизацию