Этимология слова «казак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.

Содержание

Введение 3
1. История происхождения казаков 4
2. Этимология слова «казак» 8
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИДК.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южный федеральный университет»

(ФГАОУ ВПО ЮФУ)

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История Донского казачества»

на тему

 «Этимология слова «казак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Введение           3

1. История  происхождения казаков      4

2. Этимология  слова «казак»       8

Заключение          15

Список используемой литературы      16

 

 

  
Введение

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа  Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена и забыта отчаянным  бесстыдством коммунистической эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились  заслоном на пути  вторжения ее врагов.

Казаки-первопроходцы  осваивали и завоевывали новые  земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые  Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные  и ответственные участки в  боях и сражениях. Будучи в подавляющем  большинстве сословием русских  людей, казаки несли в своем характере  те черты русской нации, которые  обеспечивали   им роль создателей Великой Российской империи, из которых  важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение  к другим народам и государствам.

Однако, история  происхождения донских казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.

Таким образом, цель настоящего реферата заключается  в том, чтобы на основании литературных источников и исторических документов исследовать истоки зарождения донского казачества и в частности рассмотреть  этимологию слова «казак».

При написании  реферата были использованы различные  по характеру и содержанию источники, в том числе статьи периодических  изданий, специальные исторические источники, научные работы, исторические документы (А.А. Гордеева, А. Железного, Е. Савельева и других). 

Среди различных  частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи  области, внутренний быт которых  отличался от бытовых условий  населения других частей страны. В  условиях строго централизованной системы  государственного управления казачьи  области составляли исключение, пользовались известной автономией и управлялись  на основе «Особого Уложения об Управлении Войска Донского», распространявшегося  и на другие казачьи области.

В составе  Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из которых  были созданы в целях государственной  обороны искусственными средствами правительства. Население их составила  часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом  и охотниками. Только четыре области  сложились исторически, без вмешательства  государственной власти. Это области  донских, гребенских или терских, Яицких, или, переименованных после Пугачевского бунта, в уральских и днепровских  казаков. Последнее — днепровское  войско прекратило существование при  Петре I, и части его впоследствии, были использованы для организации  кубанского войска, но это было время, когда все войска входили в  состав Империи, в царствование Екатерины  И. Время зарождения казаков уходят в глубокую древность, и до настоящего времени для истории составляют нерешенный вопрос.

О времени  возникновения донских казаков  до сих пор среди историков  нет единой точки зрения. Так Н.С.Коршиков и В.Н.Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских  беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки  зрения. По мнению Р.Г.Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н.Гумилёв  предлагал вести донских казаков  от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все  больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует  видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим  открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII – ХV в.в.»1.

Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна найденного в  марте 1955 года в протоке у острова  близ Хутора Пухляковский школьниками  под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы Л.Т.Агаркова. Тогда, в результате строительства  Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Чёлн был выдолблен из огромного  дубового ствола. Его длина около  4 метров, диаметр – 80 см. и высота – 45 см2.

В настоящее  время чёлн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества и продатирован XVII веком. Однако А.И.Потапенко  по обломку амфоры найденном в  носовой части челна датирует его XI-XIII веками, периодом проживания на Дону «бродников»3.

Казаками  становились не только русские и  украинцы, но и выходцы из среды  местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Подьячий  Посольского приказа Григорий Катошихин  в конце XVI века так написал о  донских казаках: «…А люди они, породою  москвичи и иных городов, и новокрещённые  татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них  московских бояр, и торговые люди, и  крестьяне. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают и судятся  во всяких делах по своей воле, а  не по царскому указу…». Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти.

Казаки, разъезжая  по «Дикому Полю» – так стало  называться с XV века пустынное место, образовавшееся после разорения  монголо-татарами южно-русских княжеств, постоянного места жительства не имели. Убежищем им служили вырытые  в земле ямы, покрытые хворостом  или камышовые шалаши-шиши. Первое время женатых среди них не было. Основным источником существования  являлась военная добыча.

Природа щедро  одарила донских казаков, они  говорили: «Кормит нас молодцев Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели, кто станет пахать землю, того нещадно сечь розгами». Таким  образом, первые казаки ревностно следили  за тем, чтобы ничего не отвлекало  от главного их занятия – военной  службы.

В XV веке распалась  Золотая Орда, и на её месте образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Малая и Большая Ногайская  орды, руками которых Османская империя  стремилась задушить молодое Российское государство. Ханства продолжали совершать  опустошительные набеги на Русь. На южных её рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские  казаки.

В конце XV –  начале XVI веках на южных рубежах  России начала создаваться единая система  пограничной обороны – «засечные  линии» из лесных завалов, валов, городов-острогов и постоянных гарнизонов.

К середине XVI века начинается более активно  процесс заселения русскими людьми просторов «Дикого Поля». К этому  времени относятся известия о  появлении постоянных казачьих поселений  – городков.

Казачьи городки  служили опорой для русских царей, в их стратегии продвижения к  Азовскому и Чёрному морям. Учитывая выгоды расположения городков, уже  вскоре после их возникновения прежний  путь сношения с Турцией, шедший вдоль  Днепра в Крым, был заменён на путь по Дону в Азов, как более  надёжный и быстрый.

Первое письменное упоминание о казачьих городках относится  к 1549 году. Ногайский князь Юсуф жаловался  царю Иоанну IV (Грозному): «Холопи твои, некто Сары-Азман словёт, на Дону в трёх и в четырёх местах городы поделали… да наших послов …и людей  стерегут, да разбивают…»4.

Где находились эти городки и был ли среди  них Раздорский у историков нет  единого мнения. Одни считают, что  на Нижнем Дону. Об этом свидетельствуют  исторические факты, так в 1551 году казаки «с Азова оброк емлют»5. Чтобы это сделать, надо было иметь большую воинскую силу и организацию. Из верховых городков это сделать было бы очень трудно. Реально это было для низовых казачьих городков. И.Ф.Быкадоров ссылаясь на некие «старинные иностранные карты и другие исторические данные», согласно которым до похода турок на Астрахань 1569 года будто бы существовали городки Атаманский, Красный Яр и Раздоры Нижние6.

Таким образом, к концу 40-х годов XVI века донские  казаки постепенно овладели Нижним Доном  и стали представлять угрозу для  турецкого Азова.

Как считает  Н.А.Мининков: «Выходцы из русско-татарской  Мещёры, Рязанской и Северской  земель поставили на Дону свои первые поселения. Располагались они у  Переволоки. Есть основания предполагать, что имелись они и ниже по Дону, на ближних подступах к Азову, откуда можно было угрожать этой турецкой крепости, например, в Донецких Раздорах. Источники, правда, не сообщают о наличии  там на рубеже 40-50-х годов XVI века каких-либо казачьих поселений. Однако исключить вероятность появления  в тех местах казаков не приходится. Во-первых, потому, что «раздорина»  Донца при впадении его в Дон  была местом, где двигавшиеся вниз по Донцу севрюки встречались  со спускавшимися по Дону рязанцами. Во-вторых, в этом месте, покрытом густым пойменным лесом, с многочисленными  речными протоками, легко было укрываться от врагов. В третьих, оно располагалось  довольно близко к Азову. И, наконец, известно, что Раздоры Донецкие являлись во второй половине XVI века одним из самых известных казачьих поселений. Именно там, как доносил в 1570 году царский посол Иван Новосильцов  «от Азова за три днища» находились «ближние зимовища атаманские»7.

В грамоте, подписанной  царём Иоанном IV (Грозным) 3 января 1570 года и посланной на Дон с боярином Новосильцовым, казакам и их атаманам Мамину и Яковлеву предписывалось слушаться  Новосильцова во всех государевых делах, «… тем бы есте нам послужили, а  мы вас за вашу службу жаловати хотим». За службу по охране царского посла  впервые всему казачьему войску было обещано жалование.

Эта грамота  – первый официальный документ о  признании московским царём донских  казаков и считается отправной  точкой в дальнейшей истории служения казаков российскому государству. Поэтому, 3 января 1570 года является датой  создания Всевеликого войска Донского.

Происхождение слова казак и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при  решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое  происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически  сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого  слова, наличие народов, носящих  название казак или близкое к  нему по созвучию, давало основание  для того и другого предположения.

Слово казак  существовало в языках всех народов  Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в  своих записках писал, что среди  Кавказских народов живет народ, носящий название «к а з а к  и». Существует много племенных названий по созвучию близких к слову казак.

Но под  названием казак у разных народов  существовали самые разнообразные  по форме и содержанию понятия. У  персов под словом казак разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по персидски «газа» и отсюда «газак». У арабов слово казак  означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По–монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно  в палатке, или, по другому понятию  — броня, щит и крепкий оплот  по охране границ, или военный страж.

Но под  словом казак у многих народов  существовали различные предметы домашнего  обихода, а также название птиц и  зверей.

Различные понятия, связанные со словом к а з а  к, приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями.

В числе разнообразных  определений понятия «казак», —  наиболее верно отражает его смысл  — это «вольный» человек. Происхождение  слова к а з а к, или вольный  человек, возникло в глубокой древности, и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жестокой и беспросветной казалась действительность. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем, уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни. Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений, и среди других народов получали название «к а з а к и», или «свободные люди».

Информация о работе Этимология слова «казак»