Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:49, реферат
В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.
Введение 3
1. История происхождения казаков 4
2. Этимология слова «казак» 8
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Министерство образования и науки
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный
(ФГАОУ ВПО ЮФУ)
Исторический факультет
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История Донского казачества»
на тему
«Этимология слова «казак»
Ростов-на-Дону
2013
Введение 3
1. История происхождения казаков 4
2. Этимология слова «казак» 8
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
В тысячелетней
истории Российского
Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях. Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.
Однако, история происхождения донских казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.
Таким образом, цель настоящего реферата заключается в том, чтобы на основании литературных источников и исторических документов исследовать истоки зарождения донского казачества и в частности рассмотреть этимологию слова «казак».
При написании
реферата были использованы различные
по характеру и содержанию источники,
в том числе статьи периодических
изданий, специальные исторические
источники, научные работы, исторические
документы (А.А. Гордеева, А. Железного,
Е. Савельева и других).
Среди различных частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи области, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны. В условиях строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключение, пользовались известной автономией и управлялись на основе «Особого Уложения об Управлении Войска Донского», распространявшегося и на другие казачьи области.
В составе
Российской Империи было двенадцать
казачьих областей, восемь из которых
были созданы в целях
О времени
возникновения донских казаков
до сих пор среди историков
нет единой точки зрения. Так Н.С.Коршиков
и В.Н.Королёв считают, что «кроме
широко распространённой точки зрения
о происхождении казаков от русских
беглых людей и промышленников, существуют
в качестве гипотез и иные точки
зрения. По мнению Р.Г.Скрынникова, например,
первоначальные казачьи общины, состояли
из татар, к которым присоединялись
затем русские элементы. Л.Н.Гумилёв
предлагал вести донских
Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ Хутора Пухляковский школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы Л.Т.Агаркова. Тогда, в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Чёлн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина около 4 метров, диаметр – 80 см. и высота – 45 см2.
В настоящее время чёлн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества и продатирован XVII веком. Однако А.И.Потапенко по обломку амфоры найденном в носовой части челна датирует его XI-XIII веками, периодом проживания на Дону «бродников»3.
Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.
Подьячий Посольского приказа Григорий Катошихин в конце XVI века так написал о донских казаках: «…А люди они, породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу…». Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти.
Казаки, разъезжая по «Дикому Полю» – так стало называться с XV века пустынное место, образовавшееся после разорения монголо-татарами южно-русских княжеств, постоянного места жительства не имели. Убежищем им служили вырытые в земле ямы, покрытые хворостом или камышовые шалаши-шиши. Первое время женатых среди них не было. Основным источником существования являлась военная добыча.
Природа щедро одарила донских казаков, они говорили: «Кормит нас молодцев Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели, кто станет пахать землю, того нещадно сечь розгами». Таким образом, первые казаки ревностно следили за тем, чтобы ничего не отвлекало от главного их занятия – военной службы.
В XV веке распалась Золотая Орда, и на её месте образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Малая и Большая Ногайская орды, руками которых Османская империя стремилась задушить молодое Российское государство. Ханства продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На южных её рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские казаки.
В конце XV –
начале XVI веках на южных рубежах
России начала создаваться единая система
пограничной обороны – «
К середине XVI века начинается более активно процесс заселения русскими людьми просторов «Дикого Поля». К этому времени относятся известия о появлении постоянных казачьих поселений – городков.
Казачьи городки служили опорой для русских царей, в их стратегии продвижения к Азовскому и Чёрному морям. Учитывая выгоды расположения городков, уже вскоре после их возникновения прежний путь сношения с Турцией, шедший вдоль Днепра в Крым, был заменён на путь по Дону в Азов, как более надёжный и быстрый.
Первое письменное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году. Ногайский князь Юсуф жаловался царю Иоанну IV (Грозному): «Холопи твои, некто Сары-Азман словёт, на Дону в трёх и в четырёх местах городы поделали… да наших послов …и людей стерегут, да разбивают…»4.
Где находились эти городки и был ли среди них Раздорский у историков нет единого мнения. Одни считают, что на Нижнем Дону. Об этом свидетельствуют исторические факты, так в 1551 году казаки «с Азова оброк емлют»5. Чтобы это сделать, надо было иметь большую воинскую силу и организацию. Из верховых городков это сделать было бы очень трудно. Реально это было для низовых казачьих городков. И.Ф.Быкадоров ссылаясь на некие «старинные иностранные карты и другие исторические данные», согласно которым до похода турок на Астрахань 1569 года будто бы существовали городки Атаманский, Красный Яр и Раздоры Нижние6.
Таким образом, к концу 40-х годов XVI века донские казаки постепенно овладели Нижним Доном и стали представлять угрозу для турецкого Азова.
Как считает
Н.А.Мининков: «Выходцы из русско-татарской
Мещёры, Рязанской и Северской
земель поставили на Дону свои первые
поселения. Располагались они у
Переволоки. Есть основания предполагать,
что имелись они и ниже по Дону,
на ближних подступах к Азову,
откуда можно было угрожать этой турецкой
крепости, например, в Донецких Раздорах.
Источники, правда, не сообщают о наличии
там на рубеже 40-50-х годов XVI века
каких-либо казачьих поселений. Однако
исключить вероятность
В грамоте, подписанной царём Иоанном IV (Грозным) 3 января 1570 года и посланной на Дон с боярином Новосильцовым, казакам и их атаманам Мамину и Яковлеву предписывалось слушаться Новосильцова во всех государевых делах, «… тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим». За службу по охране царского посла впервые всему казачьему войску было обещано жалование.
Эта грамота
– первый официальный документ о
признании московским царём донских
казаков и считается отправной
точкой в дальнейшей истории служения
казаков российскому
Происхождение слова казак и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучию, давало основание для того и другого предположения.
Слово казак существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в своих записках писал, что среди Кавказских народов живет народ, носящий название «к а з а к и». Существует много племенных названий по созвучию близких к слову казак.
Но под названием казак у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. У персов под словом казак разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по персидски «газа» и отсюда «газак». У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По–монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж.
Но под словом казак у многих народов существовали различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей.
Различные понятия,
связанные со словом к а з а
к, приводили историков к
В числе разнообразных
определений понятия «казак», —
наиболее верно отражает его смысл
— это «вольный» человек. Происхождение
слова к а з а к, или вольный
человек, возникло в глубокой древности,
и относится к эпохе