Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:16, доклад
Древнейший хоз.-культурный тип – общ-ва охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый Север Восточной Европы. В рез-те возникновения оленеводства на основе древн.типа таежных охотников сложился новый хоз.-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.
К IX в. расширилась территория, населенная восточными славянами. Они расселились в землях финно-угров (Приладожье, Верхняя Волга), колонизировали черноземные степи до прихода в X в. песенегов. В это время восточные славяне успешно освоили торговый путь «из варяг в греки»: через Западную Двину и Волхов суда волоком перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее вдоль берега до Византии.
3.Образование древнерусского государства и его судьба.
862г – год основания гос-ва России.
Возникновение
Киевской Руси большинство
Однако процесс интегрирования в европейскую цивилизацию для Киевской Руси был затруднен. Во-первых, европейские гос-ва возникли не на пустом месте. Они унаследовали богатый исторический опыт предшественников в гос-ом строительстве. (Греция, Римская империя, империя Карла великого и т.д.). Во-вторых, территория расселения восточных славян была значительно обширней и не имела естественно-географич. преград. В-третьих, восточные славяне, в отличие от европейских народов, подверглись большему воздействию со стороны восточных племен-кочевников и тюрских гос.
Единствен. сохран-мся источником, дающим летописную версию начального периода гос-ого образования у восточ. славян, явл. «Повесть временных лет», которая сообщает о том как славяне пришли к Рюрику (норман) просить, что бы он начал правит ими. Пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а др., Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске.
Основы норманнской теории заложили приглашенные в 18в. в Россию нем. ученые Г. Миллер, И. Байер и А. Шлецер. Основные ее положения:
- гос-сть на Русь была принесена викингами, которых в Запод. Европе называли норманнами, а на Руси-варягами;
- название «Русь»- скандинавского происхождения;
- 1-я династия – «рюриковичи»-
Антинорманская теория утверждает (родоночальник-М. В. ломоносов, а сторонник-Б.А.Рыбаков):
- гос-сть Киевской Руси зародилась на славянской основе;
- слово «Русь»связано с названием притока Днепр и племенем, обитавшим на его берегах;
- 1-ой княжеской династией была династия Кия.
Совр. исследователи отстаивают скандинавское происхождение слова «Русь», а 1-м правителем Киевской Руси считают родственник Рюрика- князя Олега, который, согласно летописным сообщениям, в 882 г. захватил Киев, объединив тем самым сев. и южные земли вост. славян.
В своем развитии Др.русское гос-во проходит несколько этапов: 1. Начало 9в-882г.-начальный период развития Др.русского гос-ва до Киева Олегом. 2. 882-912 гг. – правление Олега. 3. 912-1054 гг. –сущ-ние единого гос-ва. 4. 1054 – 1093 гг. период усобиц. 5. 1093-1132 гг. – империя Мономаха и мстислава.
Во внешней и внутренней политике первых киевских князей отчетливо выделяются 2 направления - Степь и Византия. В 907г Олег собрал разноплеменное войско(древляне, северяне, радимичи) и предпринял поход на Царьград.(вынудили греков заплатить огромную дань в обмен на мир, договор 912г ).
В 912г. Олег умер и на престол вступил Игорь (912-945). Он продолжал объединительную политику предшественника, покорив угличей и древлян. 2 неудачных похода на Царьград завершились мирным договором 945г.
После гибели Игоря в 945г., великой княгиней стала его вдова Ольга (945-957). Она правила за сына Святослава. Наказав древлян за смерть мужа, она установила размер и место сбора дани, посетила Царьград и крестилась там в православную веру.
Сын Ольги Святослав (957-972) явл. выдающимся полководцем. Он подчинил вятичей, нанес тяжелые поражения хазарам, победил волжских булгар, совершил ряд походов на печенегов, в одном из которых был убит.
После смерти Святослава на Руси началась первая усобица, победителем которой вышел Владимир (980-1015). В период его княжения шел интенсивный процесс гос-ого строительства Киевской Руси. Владимир объединил практически все земли восточных славян, принял решительные меры по укреплению границ. В 981г. завоевал восточную Галицию. При Владимире под властью древней Руси оказались литовское племя ятвягов, волжские булгары.
При Владимире шел
интенсивный процесс
Важная роль в полит. системе древнерус. гос-ва принадлежала княжеской дружине, которая явл. не только военной силой, но и непосредственно участвовала в управлении гос-ом. В 11в. значительно возрос международный авторитет Киевской Руси, власть великого князя. С середины 11в. князья стали самостоятельно назначать митрополита, пренебрегая мнением Византии; к великому князю стал применяться титул «царь».
Внутренне устройство Древнерус. гос-ва, его соц.-эконом. структарадо сих пор в вызывает споры у историков. Однако, не смотря на ограниченность сведений, можнол говорить а том что в 11-12в. Киевская Русь была наделена основными атрибутами гос-ва. Важную роль в древнерусском общ-ве играла вотчина. Центром вотчины был княжеский или боярский двор. Во главе управления вотчиной стоял «огнищанин». На земле вотчины работали в разной степени зависимые крестьяне. Основную массу сельского населения составляли смерды, разорившиеся или обедневшие крестьяне – закупы. Они брали в долг и феодалов част урожая, скот, деньги и работали на него до возвращения долга. Холопы и челядь были низшей категорией зависимого населения. Они фактически находились на положении рабов (пополнялись из числа пленников).
Соц. структура общ-ва, состояние товарно-денежных отношений, высокий уровень развития культуры Древнерусского гос-ва опровергают господствовавший долгое вр. тезис о том, что Русь с момента зарождения значительно отставала в своем развитии от Зап. Европы. Однако, наряду с наличием общих тенденций с Европой, Древн. Русь имела ряд особенностей: 1.в древней Руси слабее шел процесс соц-классовой дифференциации. Крупные частные хоз-ва – вотчины были основаны на труде рабов и полусвободных и не играли ведущей роли в эконом. страны. 2. Основной ячейкой общ-го устройства была община. 3. Широкое развитие получило коллективное общинной управление. Гос-во строилось на принципе общ-го договора князя с народом. 4. В Древней Руси было много городов, но в отличие от Европы, где город был центром торговли, ремесла и культуры, у нас город явл. полит. центорм. 5. Всеобщее вооружение народа.
Со второй половины 11в намечаются признаки феодальной раздробленности, а после смерти Ярослава Мудрого в 1054 начинается период усобиц. Однако внешняя угроза-набеги половцев- способствовала сохранению единства при правлении Владимира Монамаха (1113-1125), который правил Русью «от края до края». Единство Руси сохранялось и при его сыне Мстиславе (1125-1132). Однако после смерти (1132) княжества вышли из повиновения Киеву и начался новый этап истории нашего Отечества. Однако с исторической точки зрения судьбу Киев.ской Руси не стоит рассматривать как трагедию. Она стала колыбелью российской государственности и культуры, дала жизнь десяткам княжеств, которых в середине 12в. было 15, в начале 13в. – около 50, а в 16в. – 250.
4. Христианизация
Руси и ее социально-
При Владимире со всей очевидностью стала необходимость укрепления великокняжеской власти. Идеологической основой нового общества явилось христианство. Вместе с выполнением полит. функции христианство пропагандировало необходимые общ-ву и гос-ву моральные нормы, а так же способствовало развитию культуры.
В воде Владимир крестил свою дружину. Поначалу мы были ед. страной где не было религии. С точки зрения менталитета, образа жизни мы были ближе к исламу. Но когда он начал читать ислам и увидел запрет, что нельзя пить, он выбрал Восточное христианство.
Христианство стало распространяться за долго до официального крещения при Владимире. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. 1-я религиозная реформа Владимира предполагала упорядочить языческие представления Древ. Руси при помощи создания единого пантеона богов во главе с Перуном. Однако эта реформа не увенчалась успехом. Христианскими державами языческая Русь воспринималось как варварское гос. интересы единства страны и признания Западом требовали общей мировой религии. Летопись содержит сведения о визитах в Киев масульманских, иудейских, православных, католических проповедников. Решающую же роль сыграли прочные связи с Византией, и в 988г. Владимир принял христианство в православном его варианте. С этого момента православие стало официальной гос-ой религией.
Крещение Руси стало важным и во много переломным рубежом. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общ-ва, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Принятие христианства начало включение Руст в европейский христианский мир. Однако то, что христианство было принято в восточном, византийском варианте, имело значительные последствия для Руси. Русское православие ориентировало чел. на духовное преображение, но при этом не давало стимула для соц. и общ-го прогресса.
Принятие христианства
способствовало отторжению
5. Удельный период
в истории России и его
Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине XII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер.
Раздроблению государства способствовала борьба за киевский “стол”. Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть, - постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено передавать свой удел по наследству. Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком. Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси.
В 1111г. Владимир Мономах осуществил поход на половцев и уничтожил их.
На некоторое время усобицы удалось остановить благодаря деятельности князя Владимира Мономаха (умирая он разделил гос-во и разделил между сыновьями, далее сын умирая делит свое гос-во и т.д.). На киевский престол он взошел, когда в 1113 г. умер великий князь Святополк. При жизни Святополк не был любим киевлянами, и его смерть подняла их на восстание. Напуганные бояре обратились с просьбой занять киевский “стол” к Владимиру Мономаху, поскольку он пользовался большой популярностью на Руси как руководитель многочисленных походов против половцев и активно выступал против усобиц. Время правления этого князя и его сына Мстислава было периодом восстановления единства Древнерусского государства. Однако единение было недолгим. Хронологически началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Русь опять погрузилась в междоусобные раздоры. Они разгорелись с еще большей силой, так как реально существовали причины феодальной раздробленности: борьба князей за лучшие княжения и территории; самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях; усиление экономического и политического могущества городов - центров княжеско-боярской власти и др.
Отсутствие внешних угроз – 1 фактор распада.
Складываются новые феодальные государства, к XIII в. возникают три заметных центра государственной жизни - Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
Галицко-Волынская земля
На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью. Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь феодального землевладения.
Раньше всех процесс обособления начался в Волынской земле с центром во Владимире Волынском. Множество князей сменилось здесь, пока в 1134 г. не утвердился внук Владимира Мономаха - Изяслав. Он стал родоначальником местной княжеской династии. Позднее обособилась Галицкая земля. Междоусобная борьба разделяла Галич до 1199 г., когда владимиро-волынский князь Роман Мстиславич был провозглашен галицким князем. Так было создано единое Галицко-Волынское княжество.
Владимиро-Суздальская земля
Северо-Восточная Русь была
далекой окраиной Древнерусского государства,
ее окружали труднопроходимые леса. В
XI—XII вв. активизируется миграция славян
из Юго-Западной Руси, из новгородских
земель в эти края. Столь массовое переселение
связывают с половецкими набегами и ростом
боярского вотчинного землевладения.
Этот процесс приводил не только к увеличению
числа сельских жителей, но и к появлению
новых городов.
Первоначальной столицей этой земли был
Ростов. Ярослав Мудрый основал Ярославль,
тогда же в летописях впервые упоминается
Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах основал
на реке Клязьме город Владимир. Этот город
был построен князем, поэтому вечевые
традиции здесь не были прочными. В большой
зависимости от воли князя были и бояре.
Все это способствовало установлению
во Владимиро-Суздальской земле сильной
княжеской власти.