XVII век - начало нового периода российской истории. Новые явления в экономике, социальной, политической и духовной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:50, доклад

Краткое описание

Следствием Смутного времени явилась жестокая хозяйственная разруха. Современники называли ее «великим Московским разорением». Понадобилось несколько десятилетий, чтобы восстановить хозяйство. Продолжительный характер восстановления производственных сил в сельском хозяйстве объяснялся низким плодородием земли, слабой сопротивляемостью крестьянского хозяйства природным условиям.

Вложенные файлы: 1 файл

история 13-15 вопросы.docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

13 вопрос

XVII век - начало нового периода российской истории. Новые явления в экономике, социальной, политической и духовной жизни.

 
Следствием Смутного времени явилась  жестокая хозяйственная разруха. Современники называли ее «великим Московским разорением». Понадобилось несколько десятилетий, чтобы восстановить хозяйство. Продолжительный  характер восстановления производственных сил в сельском хозяйстве объяснялся низким плодородием земли, слабой сопротивляемостью  крестьянского хозяйства природным  условиям. Развитие  сельского хозяйства  носило преимущественно экстенсивный характер: в  хозяйственный  оборот вовлекалось большое количество  новых территорий. Быстрыми темпами  шла колонизация окраин: Сибирь, Поволжье, Башкирия. Широкое распространение  получила  домашняя промышленность: по  всей стране крестьяне производили  холсты, сермяжное сукно, веревки  и канаты, обувь валяную и кожаную, одежду, посуду и др. Развитие различных  промыслов способствовало росту  изделий  ремесла. Развитие ремесел  и торговли привело  к росту  городов. К середине XVII в. их насчитывалось 254. Самым крупным городом была Москва. Дальнейшее развитие внутреннего рынка создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Начало мануфактурному  производству было положено  в 1632 г. Работа на мануфактурах производилась в основном ручным способом;  лишь некоторые процессы были механизированы с помощью водяных двигателей. Развитие товарного производства, рост годов и введение мануфактур приводят к росту торговых связей и развитию торговли в стране. Иногда ремесленники и крестьяне сами выезжали на рынок для продажи своих товаров. Но  если рынок был далеко от  их места жительства,  это вызывало неудобства, тогда появились посредники - люди,  которые только скупали и продавали товар. Так появились торговые посредники - купцы. Процесс общественного и территориального разделения труда приводил к хозяйственной специализации районов.  На этой основе стали складываться областные рынки. Межобластные связи цементировали ярмарки всероссийского  значения. Расширение торговых связей, возрастающая роль  торгового капитала знаменовали начало длительного процесса складывания всероссийского рынка. Этот процесс способствовал экономическому объединению страны.     Развитие товарно-денежных отношений, рост внутренней торговли привели к увеличению внешней торговли. Особенности развития России в XVII в. сказывались и на  эволюции ее государственного строя. В послесмутное время было уже невозможно управлять страной по-старому. Смуты царская власть при решении общегосударственных  задач  вынуждена   была  опираться  на  сословно-представительные структуры - Земские соборы и Боярскую думу. Со второй воловины XVII в.  политический строй страны  эволюционировал, к абсолютизму. Усиление  самодержавия нашло отражение в титуле монарха. В новом  титуле были отмечены два момента: идея  божественного происхождения власти и её самодержавный характер. Усиление самодержавия находило  своё  выражение в резком увеличении количества именных указов, то есть указов, принятых без участия думы,  волей царя. Другим свидетельством усиления самодержавии было значение значения Земских соборов. Постепенно роль Боярской думы также уменьшается. Наряду с ней при царе Алексее Михайловиче существует так называемая «ближняя» или «тайная дума», учреждение состоявшее из  узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимее на заседания Боярской думы. Наряду с Боярской думой стержнем политической системы государства являлись центральные административные учреждения  - приказы. К концу XVII в.  общее число приказов превысило 80, из  них постоянно функционировавших насчитывалось до 40. Постоянно действовавшие приказы делились на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. Система приказов страдала рядом недостатков, которые со временем становились все более значительными. Изменения в организации местного управления, прошедшие во второй  половине XVII в. тоже отражали тенденцию к централизации и ведение выборного начала Власть в уездах,  которые были основной территориально-административной единицей,  сосредотачивалась в руках воевод. В организации вооруженных сил также проявлялась тенденция к усилению централизации. XVII в. стал переломным в развитии русской культуры. Новым явление в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщением. Оно выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе. Одним их проявлений обмирщения культуры было усиление внимания к человеческой личности. Это нашло отражение в общественно-политической мысли и литературе. Общественно-политическая мысль пыталась осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. Сюжетная историч. повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись.  Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства.  XVII в. отмечен замечательными бытовыми и сатирическими повестями неизвестных авторов: «Повесть о Горе-Злосчастии». В XVII в. наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор слал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, госуд. аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с др. странами в России происходило накопление географический знаний.  Обмирщение в архитектуре выражалось, прежде всего, в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Во второй половине XVII в. было положено начало 2-м светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оживленные связи России с Западом во 2-й половине 17 в. способствовали появлению в Москве придворного театра. Первым драматическим представлением на его сцене была русская комедия «Баба-Яга Костяная Нога». Развитие культуры 17 в. отразило процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждении «мирских» светских начал в дух. культуре.

 

 

 

 

 

Вопрос 14

Церковные реформы  патриарха Никона и их последствия.

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитиеправославия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена  на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.

Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в  государственном плане у них  не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней  формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования  старообрядчества количество сжегших  себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.

Патриарх Никон  попытался утвердить приоритет  духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Последствия церковной реформы Никона


Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы(имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.

Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».

 

15. Реформы Петра I: предпосылки, цели, основные направления, итоги. Цивилизационный раскол общества. Дискуссии о роли Петра I в российской истории.

 

Эпоха правления Петра I была периодом укрепления и развития абсолютной монархии. Вывести страну на путь модернизации и европеизации при ограниченных материальных ресурсах страны мог только абсолютизм. Это потребовало реформирования и предельной централизации всей системы государственного управлении, его высших, центральных и местных  органов. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений, верховным  судьей, главнокомандующим армии. Именно в петровскую эпоху монарх стал также  юридическим главой церкви. В Сенат 1721 г. провозгласил Петра I императором, что означало дальнейшее усиление его  власти.

Реформы Петра Великого

Только простой  перечень всех преобразований Петра  занял бы не одну страницу. Вот лишь главнейшие из его реформ.

Военная реформа: создание постоянной армии на основе рекрутского набора, от которого освобождались  только гражданские чиновники, духовенство  и некоторые категории крестьян.

Создание военно-морского флота.

Административная  реформа: деление России на 8 губерний — Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую (позже  их число увеличилось). Губернаторы отвечали за все управление губернией, под их началом было судопроизводство, сбор податей и набор рекрутов. Губернии, в свою очередь, дробились на провинции (около 50) во главе с воеводами. Петр не успел закончить реформу, и система приняла окончательный вид при Екатерине И.

Реформа государственного аппарата: отстранение от реальной власти Боярской думы и создание личной администрации— Ближней канцелярии. В 1711 году она была преобразована в Сенат - высший административный и судебный орган. Первоначально Сенат должен был заменять царя во время его отсутствия, но фактически он стал постоянным учреждением. В 1704 году Петр предпринял реформу исполнительной власти, создав Консилию министров — совет начапьников важнейших приказов. В 1718 году вместо множества приказов было учреждено 12 коллегий.

Социальные  реформы коснулись всех сословий российского общества. Общей их тенденцией стало подавление личной свободы  подданных и подчинение их деятельности интересам государства.

Дворянство  сохранило привилегированное положение, но обязано было служить пожизненно, начиная службу со звания рядового (в драгунском полку Меншикова  было 300 солдат из княжеских фамилий). Кроме того, все дворяне обязаны  были получить школьное образование  — без этого они не имели  права вступать в брак.

В 1722 году Табель о рангах установила 14 классов военной, гражданской и придворной службы, каждому из которых соответствовал определенный чин. Выслужившийся недворянин мог вознестись выше плохо служившего дворянина. Выслуга давала людям из низших сословий право на офицерский чин, а офицерский чин -право на потомственное дворянство. Эта система с некоторыми изменениями дожила до 1917 года.

Дополнительный  удар по противоречиям между высшими  сословиями нанесла реформа землевладения. Разница между вотчиной и поместьем  была окончательно стерта — они  стали личной собственностью землевладельца, которая могла перейти по наследству лишь к одному из сыновей. Тем самым  Петр надеялся предотвратить разорение  крестьян, почти неизбежное в мелких владениях, и заставить безземельных дворян искать себе занятие.

Закон о единонаследии  был встречен враждебно и отменен  при Анне Иоанновне. Не встретили  понимания и другие нововведения — особенно ненавистно было принуждение  к службе: по закону 1714 года уклонившегося  от службы лишали имения в пользу доносчика (хотя бы и его собственного холопа), а по закону 1722 года объявляли вне  закона.

Крестьянство  при Петре окончательно утратило личную свободу. Уже в конце XVII века положение крестьян (формально свободных  людей, плативших подати) ничем не отличалось от положения холопов (рабов, податей не плативших). В 1695 году государство обложило податями и холопов. В 1705 году холопы стали призываться в армию по рекрутскому набору, и разница исчезла вовсе. Юридически Петр ликвидировал ее, когда была введена подушная подать (1718-1722). Ответственность за уплату податей была возложена на помещика, а потому крестьяне оказались в полной его власти.

Финансовые  и экономические меры Петра были многообразны, но в основном сводились  к стремлению собрать с населения  деньги на содержание армии. В его  правление в России начали чеканить золотые, серебряные и медные монеты, причем жалованье в армии выплачивалось  исключительно монетами из благородных  металлов.

Правительство всячески поощряло развитие промышленности, предоставляя владельцам заводов и  фабрик всевозможные льготы. В 1716 году для управления горнорудной промышленностью  была учреждена Берг-коллегия. Государство  объявило полезные ископаемые собственностью короны, но не вмешивалось в дела заводов. В 1721 году право владеть населенными землями было распространено на лиц из купеческого сословия. Это обеспечило заводчиков рабочей силой. При Петре в России началось создание современной системы путей сообщения: прокладывались мощеные дороги, строились каналы.

Информация о работе XVII век - начало нового периода российской истории. Новые явления в экономике, социальной, политической и духовной жизни