Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:50, доклад
Следствием Смутного времени явилась жестокая хозяйственная разруха. Современники называли ее «великим Московским разорением». Понадобилось несколько десятилетий, чтобы восстановить хозяйство. Продолжительный характер восстановления производственных сил в сельском хозяйстве объяснялся низким плодородием земли, слабой сопротивляемостью крестьянского хозяйства природным условиям.
13 вопрос
XVII век - начало нового периода российской истории. Новые явления в экономике, социальной, политической и духовной жизни.
Следствием Смутного времени явилась
жестокая хозяйственная разруха. Современники
называли ее «великим Московским разорением».
Понадобилось несколько десятилетий,
чтобы восстановить хозяйство. Продолжительный
характер восстановления производственных
сил в сельском хозяйстве объяснялся
низким плодородием земли, слабой сопротивляемостью
крестьянского хозяйства
Вопрос 14
Церковные реформы патриарха Никона и их последствия.
Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитиеправославия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.
После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.
Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.
Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.
Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.
Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы(имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.
Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.
Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».
15. Реформы Петра I: предпосылки, цели, основные направления, итоги. Цивилизационный раскол общества. Дискуссии о роли Петра I в российской истории.
Эпоха правления Петра I была периодом укрепления и развития абсолютной монархии. Вывести страну на путь модернизации и европеизации при ограниченных материальных ресурсах страны мог только абсолютизм. Это потребовало реформирования и предельной централизации всей системы государственного управлении, его высших, центральных и местных органов. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений, верховным судьей, главнокомандующим армии. Именно в петровскую эпоху монарх стал также юридическим главой церкви. В Сенат 1721 г. провозгласил Петра I императором, что означало дальнейшее усиление его власти.
Только простой перечень всех преобразований Петра занял бы не одну страницу. Вот лишь главнейшие из его реформ.
Военная реформа:
создание постоянной армии на основе
рекрутского набора, от которого освобождались
только гражданские чиновники, духовенство
и некоторые категории
Создание военно-морского флота.
Административная реформа: деление России на 8 губерний — Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую (позже их число увеличилось). Губернаторы отвечали за все управление губернией, под их началом было судопроизводство, сбор податей и набор рекрутов. Губернии, в свою очередь, дробились на провинции (около 50) во главе с воеводами. Петр не успел закончить реформу, и система приняла окончательный вид при Екатерине И.
Реформа государственного аппарата: отстранение от реальной власти Боярской думы и создание личной администрации— Ближней канцелярии. В 1711 году она была преобразована в Сенат - высший административный и судебный орган. Первоначально Сенат должен был заменять царя во время его отсутствия, но фактически он стал постоянным учреждением. В 1704 году Петр предпринял реформу исполнительной власти, создав Консилию министров — совет начапьников важнейших приказов. В 1718 году вместо множества приказов было учреждено 12 коллегий.
Социальные реформы коснулись всех сословий российского общества. Общей их тенденцией стало подавление личной свободы подданных и подчинение их деятельности интересам государства.
Дворянство
сохранило привилегированное
В 1722 году Табель о рангах установила 14 классов военной, гражданской и придворной службы, каждому из которых соответствовал определенный чин. Выслужившийся недворянин мог вознестись выше плохо служившего дворянина. Выслуга давала людям из низших сословий право на офицерский чин, а офицерский чин -право на потомственное дворянство. Эта система с некоторыми изменениями дожила до 1917 года.
Дополнительный удар по противоречиям между высшими сословиями нанесла реформа землевладения. Разница между вотчиной и поместьем была окончательно стерта — они стали личной собственностью землевладельца, которая могла перейти по наследству лишь к одному из сыновей. Тем самым Петр надеялся предотвратить разорение крестьян, почти неизбежное в мелких владениях, и заставить безземельных дворян искать себе занятие.
Закон о единонаследии был встречен враждебно и отменен при Анне Иоанновне. Не встретили понимания и другие нововведения — особенно ненавистно было принуждение к службе: по закону 1714 года уклонившегося от службы лишали имения в пользу доносчика (хотя бы и его собственного холопа), а по закону 1722 года объявляли вне закона.
Крестьянство при Петре окончательно утратило личную свободу. Уже в конце XVII века положение крестьян (формально свободных людей, плативших подати) ничем не отличалось от положения холопов (рабов, податей не плативших). В 1695 году государство обложило податями и холопов. В 1705 году холопы стали призываться в армию по рекрутскому набору, и разница исчезла вовсе. Юридически Петр ликвидировал ее, когда была введена подушная подать (1718-1722). Ответственность за уплату податей была возложена на помещика, а потому крестьяне оказались в полной его власти.
Финансовые
и экономические меры Петра были
многообразны, но в основном сводились
к стремлению собрать с населения
деньги на содержание армии. В его
правление в России начали чеканить
золотые, серебряные и медные монеты,
причем жалованье в армии
Правительство всячески поощряло развитие промышленности, предоставляя владельцам заводов и фабрик всевозможные льготы. В 1716 году для управления горнорудной промышленностью была учреждена Берг-коллегия. Государство объявило полезные ископаемые собственностью короны, но не вмешивалось в дела заводов. В 1721 году право владеть населенными землями было распространено на лиц из купеческого сословия. Это обеспечило заводчиков рабочей силой. При Петре в России началось создание современной системы путей сообщения: прокладывались мощеные дороги, строились каналы.