Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:39, курс лекций
Под визуальными коммуникациями следует понимать как передачу информации посредством визуального языка (изображений – статических и динамических, образов, знаков и т. д.), так и её визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия). Технологии помогают нам с помощью технических средств и творческих приёмов осуществить и передачу, и зачастую помочь принять эту самую информацию.
Всю окружающую действительность человек познаёт с помощью своих органов чувств – зрения, слуха, вкуса и осязания. Информация, получаемая человеком посредством каждого органа (канала, регистрирующего каждый вид информации), обобщается мозгом, давая явное представление о том или ином предмете или явлении.
Курс лекций
По предмету «Технологии визуальных коммуникаций.
Лекция 1.
Введение.
Под визуальными коммуникациями следует понимать как передачу информации посредством визуального языка (изображений – статических и динамических, образов, знаков и т. д.), так и её визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия). Технологии помогают нам с помощью технических средств и творческих приёмов осуществить и передачу, и зачастую помочь принять эту самую информацию.
Всю окружающую
Собственно, и «человека разумного», по мнению психологов, принято делить на четыре основные группы:
- визуалов, для которых основным каналом получения информации является зрение – «лучше один раз увидеть…» - это о них;
- аудиалов, воспринимающих окружающую действительность на слух, они любят и умеют и слушать, и говорить;
- кинестиков, воспринимающих мир
по запаху, вкусу и тактильным
ощущениям – при разговоре
пытаются дотронуться до
- дискретов, воспринимающих информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Исходя и этого, можно предположить, что и методы обобщения информации, полученной через различные каналы, будут различными для этих основных групп:
- если совокупность чувственных данных, поставляемых одной сферой реальности, связывается между собой в соответствии с объектом, принадлежащим совершенно другой сфере, то обобщение происходит благодаря сближению этих двух сфер (созвездия на небосклоне ассоциируются со знаками Зодиака);
- если предметы на изображении или явления вызывают у нас определённое настроение, т. е. производят впечатление, то все частности, все отдельные элементы суммируются и не осознаются в своей отдельности;
- если воспринимающий способен
в наблюдении соединить в
Логика в названиях объектов различает две группы:
- имена предметные (или конкретные);
- имена абстрактные (или отвлеченные).
Имя конкретное обозначает предмет или вещь, а имя отвлечённое – только признак (атрибут) той или иной вещи, предмета.
(Пока ещё не закончено!)
Зарождение фотографии.
Днем рождения фотографии считается 7 января 1839 года – день, когда физик и астроном Доменик Франсуа Араго (1786-1853) (будучи ещё и секретарём Академии) на заседании Парижской Академии наук доложил её членам об изобретённом художником Дагером способе получения стойкого изображения в камере-обскуре на плоской поверхности медной пластинки, покрытой светочувствительным слоем йодистого серебра. Доклад сопровождался показом видов Парижа, выполненных дагерротипом, и заявлением, что значение данного изобретения для науки трудно оценить, сравнивая его с микроскопом и телескопом. В средине июня того же года Гей Люссак убедил пэров о значимости этого изобретения и Французская Палата депутатов одобрила закон о приобретении его в собственность государства. А уже в конце июля этот закон был утверждён и королём Луи Филиппом. 14 августа 1839 года Дагер получил патент на своё изобретение, 19 августа этот способ получения изображения c помощью света был обнаро-дован.
Но работы по получению изображения в камере-обскуре были начаты ещё в начале XIX века в Англии Томасом Веджвудом (1771-1805) и Гемфри Дэви (1778-1829), которые подвергали засветке в камере обычную бумагу или кожу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли. И на такой подложке, среди волокон которой образовывался хлорид серебра, можно было получать изображение различных фигур, гербариев, плоских силуэтов. Но поскольку экспонирование длилось часами, а изображение получалось малоконтрастным и при попытке оценить его качество на свету, исчезало полностью в течение короткого времени. Ответ на вопрос, как зафиксировать это изображение, оставался открытым…
Но и эти опыты начинались не на пустом месте. Ещё в 1727 году немецкий физик и врач Йоган Генрих Шульце (1687-1744) обратил внимание, а позже и неоднократно подтвердил, что меловая суспензия в прозрачном сосуде с добавлением солей серебра под воздействием солнечного света изменяет свою окраску до тёмно-пурпурной. И в то же время, как такой же сосуд с той же суспензией, но без солей серебра, остается неизменным. Чуть позже он использовал эти свойства для получения изображений (регистрации, записи), устанавливая перед сосудом с суспензией, содержащей соли серебра, с солнечной стороны различные трафареты, изображения которых чётко отпечатывались на стенке сосуда. Изображения пропадали при взбалтывании раствора в сосуде. Таким образом, Шульце установил изменение свойств солей серебра под воздействием солнечного света.
Полвека спустя, в 1777 году, шведский химик Карл Вильгельм Шееле (1742-1786) провёл исследования, которые подтвердили, что солнечные лучи различных зон спектра оказывают на бумагу с осажденным на её поверхность хлористым серебром различное воздействие: места, на которые воздействовали сине-фиолетовые лучи, становились на бумаге более тёмными, чем участки, которые подвергались воздействию жёлтых или оранжевых лучей (спектральная избирательность). В ходе экспериментов он выяснил, что действие аммиака на изображение делает его нестираемым.
В 1801 году Риттером были открыты невидимые глазом ультрафиолетовые лучи, способные вызывать потемнение хлорсеребряной бумаги при проецировании на неё спектра солнечного света; он же заметил противоположное воздействие ультрафиолетовых и красных лучей.
Француз Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) начал свои исследования по получению изображения на светочувствительных слоях через полтора с небольшим десятка лет. Первое время он начал работать с солями серебра: помещая серебряную пластинку в пары испаряемого при возгонке чистого кристаллического йода, на поверхности пластинки получал слой светочувствительного йодистого серебра. Но при экспонировании такой пластинки в камере-обскуре изображение получалось малоконтрастным и вялым, и Ньепс пришел к выводу, что йод не может дать требуемого результата.
Второй метод исследования Ньепса заключался в следующем: на гладкую поверхность металлической пластины (медной, цинковой или оловянной) наносился тонкий слой раствора асфальта в лавандовом масле – асфальтовый лак. После чего на эту поверхность накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и выставляли на длительное время на свет, под действием которого асфальт задубливался в прозрачных местах, пропускающих свет к асфальту, теряя свою способность растворяться в лавандовом масле. Лавандовое масло, в сосуд с которым после многочасового экспонирования переносили пластинку, растворяло те участки асфальта, которые были скрыты от воздействия света непрозрачными штрихами рисунка. Затем пластинка травилась азотной кислотой на определенную глубину. Таким образом, получался рельефный рисунок, который можно было использовать как типографское клише для получения большого количества копий (собственно, копированием гравюр и зарабатывали на жизнь оба брата – Жозеф и Клод). Для получения изображений по этой же технологии Ньепс применял и камеру-обскуру: то изображение, которое принято считать первым удачным в исследованиях Ньепса, - вид из окна его имения на крыши соседних домов – было получено с её помощью. Камера-обскура с очковой линзой (собирающий мениска) строила изображение на цинковой пластинке, покрытой тонким слоем того самого асфальтового лака. Этот способ получения изображения был назван гелиографией, он не нашел практического применения для получения первичного изображения в камере-обскуре из-за слишком продолжительных выдержек, но именно этот множительный принцип был в дальнейшем использован для изготовления типографских клише. И, применив камеру-обскуру, Ж.-Н. Ньепс тем самым во многом сократил время и облегчил дальнейшие исследования Дагеру.
Луи-Жак Манде Дагер (1787-1851), художник-декоратор, владел в Париже одним из самых зрелищных аттракционов – диорамой. Она представляла собой ряд картин-пейзажей, написанных на ленте-холсте очень больших размеров, закреплённых по краям на двух вертикальных валах. Перематывая эту ленту с одного вала на другой, автор демонстрировал зрителям свои картины, применяя при этом разные приёмы освещения. Несколько пожаров в диораме требовали больших усилий на её восстановление и заставляли искать способы, которые позволили бы сократить время для рисования таких картин. В оптической мастерской г-на Шевалье в Париже, которого однажды посетил Дагер, он узнал об опытах Ж.-Н. Ньепса, пытавшего зарегистрировать разного рода изображения на светочувствительных слоях.
В 1827 году Ньепс и Дагер встретились и на протяжении двух лет поддерживали связь перепиской. В октябре 1829 года они заключили договор о дальнейшем сотрудничестве (подписав контракт сроком на 10 лет в декабре месяце), согласно которого они оба обязались делиться результатами своих экспериментов. В 1833 году Ньепс умер. Согласно этого договора, всё оборудование и все результаты экспериментов были переданы сыном Нисефора Ньепса Исидором Дагеру. Повторяя опыты с солями серебра в камере-обскуре, Дагер получил на пластинке – скорее случайно - отчётливое и хорошо видимое позитивное изображение объекта съёмки. Процесс во многом повторял предыдущие опыты Ньепса, но и был дополнен существенными операциями. Медная пластинка, покрытая тонким слоем серебра и тщательно отполированная, помещалась в ящик под верхней крышкой зеркальной поверхностью вниз. На днище ящика располагался керамический сосуд с кристаллами йода, который при подогреве испарялся. Пары йода при возгонке вступали в реакцию с серебром, образуя на поверхности светочувствительный слой йодистого серебра. Такая пластинка экспонировалась в камере-обскуре с объективом Волластона – очковой линзой – несколько десятков минут, после чего её помещали в тот же ящик. Только теперь в керамической чашке находилась ртуть, которая при нагреве испарялась, оседая на тех участках, которые были подвергнуты воздействию света, давая при этом отчётливое позитивное изображение (процесс проявления - превращения скрытого изображения в видимое). Но сути этого процесса сам Дагер не смог объяснить. После этого пластина переносилась на несколько часов в горячий раствор поваренной соли, в котором не подверженное свету йодистое серебро растворялось. Этот этап, который был назван закреплением (или фиксированием) изображения, в дальнейшем удалось существенно сократить, применив вместо поваренной соли тиосульфат натрия (гипосульфит), предложенный Гершелем ещё в 1839 году. Процесс получения изображения был назван дагеротипией, а изображения – дагеротипами.
В день, когда Французская палата депутатов одобрила закон о приобретении изобретения в собственность государства, изобретателю Дагеру была назначена пожизненная пенсия в сумме 6000 франков в год; не была забыта и семья Нисефора Ньепса – его сыну Исидору государство выплачивало 4000 франков.
Л.-Ж. М. Дагер рекомендовал применять свой метод для съёмки портретов, в котором даже при ярком солнечном освещении при низкой светочувствительности йодистого серебра выдержки составляли около 15 минут. Чтобы сократить время экспонирования, работы в дальнейшем шли по двум направлениям. Первое – увеличение освещенности изображения на светочувствительном слое за счет повышения светосилы объектива и одновременном снижения аберраций. Через год с небольшим после обнародования изобретения (в 1840 г.) профессор Венского университета И. Петцваль разработал метод расчёта фотографических объективов; чуть позже им был рассчитан первый портретный объектив, который вскоре был изготовлен немецким оптиком П.Ф. Фохтлендером. Второе – увеличение светочувствительности слоя: в том же 1840 году эти работы проводил английский исследователь Джон Фредерик Годар (1795-1866), применяя для очувствления не чистый йод, а смесь йода с небольшим добавлением брома, что дало возможность сократить время экспонирования до 3-х минут.
Недостатки дагерротипов:
- изображение видно хорошо, если рассматривать его под определенным углом;
- для получения изображения нужна довольно дорогая посеребренная пластина;
- из-за малой
- для визуализации изображения
при проявлении применялись
- изображение не могло сохраняться достаточно долго, так как слой серебра – амальгама – постепенно разлагалась с выделением той же ртути;
- изображение на пластинке получалось зеркально обращённым и не могло быть размноженным – существовало только в одном экземпляре.
В дальнейшем дорогие посеребрённые пластинки были заменены на стеклянные с нанесённым на одну из поверхностей тонким слоем металлического серебра – это ещё более удешевило процесс и дало возможность просуществовать ему до 1853 года.
Одновременно с работами Ньепса и Дагера и независимо от них в Англии вопросами получения фотографического изображения занимался видный учёный Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). Взяв за основу способ, предложенный Т. Веджвудом и Г. Дэви, Фокс Тальбот заметил, что изменив последовательность пропитывания бумаги – вначале в растворе поваренной соли, а потом – в растворе азотнокислого серебра, существенно повышается светочувствительность. Для удаления оставшегося не проэкспонированным хлористого серебра – закрепления полученного изображения – Фокс Тальбот обрабатывал его в растворе той же поваренной соли, что делало изображение устойчивым при дальнейшем воздействии света. Этот процесс был разработан Тальботом ещё в августе 1835 года, когда он в камере-обскуре со светосильной линзой получил первое изображение негатива размером 25х25 мм, и назван фотогенным или фотогеничным рисованием.
Информация о работе Лекции по "Технологиям визуальных коммуникаций"