Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:39, курс лекций
Под визуальными коммуникациями следует понимать как передачу информации посредством визуального языка (изображений – статических и динамических, образов, знаков и т. д.), так и её визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия). Технологии помогают нам с помощью технических средств и творческих приёмов осуществить и передачу, и зачастую помочь принять эту самую информацию.
Всю окружающую действительность человек познаёт с помощью своих органов чувств – зрения, слуха, вкуса и осязания. Информация, получаемая человеком посредством каждого органа (канала, регистрирующего каждый вид информации), обобщается мозгом, давая явное представление о том или ином предмете или явлении.
Однако в сферу первичных интересов Тальбота - учёного эти эксперименты не входили. И он не придавал им значения. Но появившиеся в прессе сообщения об изобретении Дагера заставили Тальбота вернуться к этой теме, но уже на качественно ином уровне. 31 января 1839 года этот способ был изложен Тальботом в его первом официальном сообщении Королевскому обществу.
Обычная бумага окуналась на некоторое время в раствор йодистого калия, а затем – в раствор азотнокислого серебра. Светочувствительность такой бумаги была существенно выше пластинок Дагера, что позволяло сократить время экспонирования до одной минуты! Уже после экспонирования в камере-обскуре (Тальбот называл их мышеловками) было видно слабое негативное изображение, которое после обработки в растворе галловой кислоты существенно усиливалось. После полной обработки в химических растворах негатив на бумаге пропитывался воском, что делало его полупрозрачным и давало возможность контактным способом получать с одного негатива бесконечное количество позитивных копий на такой же бумаге и назван калотипией (калос – красивый), а впоследствии - тальботипией. Таким образом, Тальбот впервые разделил процесс получения изображения на две стадии – негативную и позитивную.
Получив патент на
своё изобретение в 1841 года, Тальбот
тем самым сильно ограничил
распространение этого
В 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) предложил новый, более совершенный метод, который позволял получать изображения очень высокого качества - как по резкости, так и по светочувствительности – мокрый коллодионный процесс. Неоспоримые достоинства этого метода позволяют применять его в полиграфии и в технологии изготовления сеток и шкал и по сей день.
В основу этого процесса было положено применение коллодия – раствора коллоксилина (особого сорта нитроклетчатки) в смеси спирта и эфира, в который затем добавляют хорошо растворимые в спирте соли йода и брома. Затем этим раствором поливается чистая поверхность стеклянной пластинки. Эфир испаряется быстрее, чем спирт, который сохраняет способность студенистого слоя пластины впитывать водные растворы. Перед экспонированием такую пластинку помещали при неактиничном освещении (свет от такого источника не поглащался студенистым слоем, а потому и не вызывал в нём никаких изменений) в раствор азотнокислого серебра, после чего в слое в результате реакции образовывались кристаллы йодистого и бромистого серебра, чувствительных к лучам коротковолновой области видимого спектра (фиолетовым, синим, голубым). Сразу после экспонирования пластинку проявляли в водном растворе пирогалловой кислоты, фиксировали в растворе тиосульфата натрия, промывали и подвергали вольной сушке. С полученного таким образом негатива можно было получать беско-нечное множество позитивных отпечатков – вначале контактным, а затем и проекционным (с помощью «волшебного фонаря» - предшественника фотоувеличителя) способом.
Бумагу для позитивных отпечатков изготавливали вначале по технологии Тальбота, а чуть позже стали применять альбуминовую – на основе яичного белка с добавлением нитратов серебра. Этот тип бумаги был предложен Луи Августом Бланкар-Эрваром (1802-1872) в 1850 году, её качество настолько устраивало фотографов, что она служила им до конца XIX в.
Уже на следующий год,
в 1851 году Густав Ле Гре (1820-1862)
предложил применять восковые
негативы вместо калотипов.
Вскоре был предложен и сухой коллодионный процесс, отличающийся от мокрого лишь тем, что в состав коллодия вводились соли лития и магния, которые в силу своей гигроскопичности давали возможность проникать растворам и в сухие слои. Но светочувствительность таких слоёв, как впрочем, и резкость изображения стали существенно ниже, потому широкого применения этот способ не нашёл.
В 1855 -1861 годы английский физик Максвелл разработал теорию трёхцветной фотографии.
В 1871 году английский врач Ричард Лич Меддокс (1816-1902) в своей заметке поделился результатами опытов, в которых он в качестве «светочувствительной жидкости» использовал желатин – белок животного происхождения, получаемый из костей и кожи крупного, в том числе и домашнего, скота. Желатин набухает в холодной воде и становится проницаемым для водных растворов, начинает плавиться при температуре около 42ОС, а при охлаждении вновь студенится. Вводя в подогретый желатиновый раствор азотнокислое серебро, а затем добавляя бромистый или йодистый калий, Меддокс обнаружил, что светочувствительность микрокристаллов галогенидов серебра значительно выше, чем во всех предыдущих случаях. Кроме того, если раствор полученного желатина некоторое время выдержать при повышенной температуре, то светочувствительность кристаллов увеличивается в сотни и даже тысячи раз. Именно эта технология стала основной для получения всех современных фотоматериалов - сухих бромсеребряных желатиновых слоёв, наносимых на любую основу – стекло, бумагу или гибкую прозрачную целлулоидную или ацетатную плёнку.
В 1873 году немецкий химик Герман Вильгельм Фогель обнаружил, что введение в гало-генсеребряную эмульсию некоторых красителей (в частности, коралина) вызывает расширение спектральной чувствительности микрокристаллов - от фиолетово-синей коротковолновой области до оранжево-красной длинноволновой - всего видимого спектра. Это явление получило название оптической или спектральной сенсибилизации и послужило толчком для развития цветной фотографии. Но только к концу первой четверти ХХ века фотопромышленность массово стала выпускать фотоматериалы с изопанхроматической сенсибилизацией, т. е. чувствительных ко всем лучам видимого спектра.
Все негативные материалы изготавливались на стеклянной подложке, но уже к концу 1880-х фирма «Кодак» освоила выпуск фотоплёнок на гибкой и прозрачной целлулоидной основе.
Новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле, создал еще в 1855 году британец Александр Паркер, которому он дал название «паркезин». В 1870 году Джоном Уэсли Хайатом (в некоторой литературе – Хайтом) была создана твёрдая смесь нитроцеллюлозы и камфоры, которая и была зарегистрирована под торговой маркой «целлулоид». Основным недостатком этой плёнки была её горючесть, причём, потушить её было невозможно. И при горении выделялась синильная кислота, оказывающая вред здоровью. Такая плёнка продержалась в кинопрокате до 70-х годов ХХ века, пока постепенно не была заменена на негорючую, основу которых составляли диацетат или триацетат целлюлозы.
Русским изобретателем и фотографом Болдыревым И. В. в 1880 году была предложена гибкая и негорючая плёнка (названная «смоловидной пластиной») как основа для производства фотопластинок; через два года негативы на этой плёнке были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Но её производство так и не началось…
Зарождение и становление фотографии в России.
Самостоятельно
(М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, Ю. Ф. Фрицше, А. Ф. Греков, С. Л. Левицкий, И. Ф. Александ-ровский, Д. П. Езучевский, И. В. Болдырев,Л. В. Варнике, … )
Появление кинематографа
28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок братья Люмьер – Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя – организовали первый публичный киносеанс. О том, что у их изобретения может быть яркое будущее, братья скорее всего и не думали, а преследовали свои интересы – сеанс был платным. И уже в течение следующего года производство кинофильмов распространилось по всему миру.
Конечно, кинематограф
появился не на пустом месте
– этому предшествовало
- притча Платона о пещере в его трактате «Государство», в которой довольно подробно описывается «что-то», напоминающее современный кинопоказ с помощью «волшебного фонаря»;
- зарождение фотографии, которая на момент появления кинематографа уже приобрела современные формы;
- работы Мэйбриджа и Марея, в которых движение было «заморожено» в отдельных его фазах;
- «оптический театр» Э. Рейно, в котором на экран проецировались движущиеся изображения;
- «ящики Эдисона», в которых возможно было просматривать движущиеся изображения;
- работы по изучению свойств зрения человека, а именно – способности сетчатки глаза сохранять изображение в течение некоторого непродолжительного времени (понятие «критическая частота мельканий» появилось позже).
К этому времени промышленность освоила производство плёнки на целлулоидной основе, появился киноаппарат – прообраз современных кинокамер – с механизмом прерывистого движения - как для съёмки, так и для воспроизведения (кинопроектор) отснятых сюжетов. Развивалась промышленность – фотохимическая, оптическая, механическая.
Джордж Истмен, основатель фирмы «Кодак», начал выпуск роликовой плёнки на целлулоидной горючей основе только в 1889 году. Ширина выпускаемой плёнки составляла около 60 мм (формат 120 или 220 имеет ширину рулона 61,5 мм) и 70 мм. Томас Эдисон для своего кинетоскопа использовал плёнку шириной 35 мм, разрезая кодаковскую 70-ти миллиметровую на две равноширокие полосы и вырубив перфорационные отверстия по обе стороны плёнки по четыре на каждый кадр (как это и сохранилось до наших дней) для перемещения плёнки, как во время съёмки, так и во время проекции кино на экран зрительного зала. Братья Люмьер для своих первых фильмов использовали плёнку такой же ширины – 35 мм, но с односторонней перфорацией круглой формы.
Кинетоскоп Эдисона позволял рассматривать короткие фрагменты движущихся изображений только одному зрителю. Но популярность этих зрелищ была настолько высока, что производители проекционных аппаратов приняли эту ширину плёнки – 35 мм! – в качестве стандарта. Тот же Эдисон разработал и систему синхронизации изображения своего кинетоскопа и изобретённого им же фонографа – попытался «озвучить» изображение.
В числе первых создавших
аппараты для проекции на
Почти за два месяца
до братьев Люмьер, а именно 1 ноября
1895 года, М. Складновский в Берлине
продемонстрировал свой «
Частота киносъёмки первых фильмов была равна 16 кадров в секунду, при проекции эта частота удваивалась применением двухлопастного обтюратора. В момент, когда лопасть обтюратора перекрывала световой поток, происходила смена кадра – плёнка механизмом прерывистого движения протягивалась ровно на один кадр. Перекрытие светового потока при проекции фильма на экран второй лопастью обтюратора осуществляется только для того, чтобы сделать менее заметными для глаза мелькания изображения на экране. Современная нормальная частота киносъёмки равна 24 кадрам в секунду, частота проекции – 48 кадрам в секунду. Чтобы показать при проекции некоторые процессы в замедленном темпе, при киносъёмке этих процессов применяют более высокую частоту и наоборот, чтобы ускорить процесс, например, прорастания и всхода растений, нужно применить замедленную или цейтраферную съёмку.
Попытки озвучить кино
предпринимались одновременно
Наибольшее распространение получила так называемая «оптическая фонограмма», когда звуковая дорожка располагалась на плёнке между изображением и перфорацией с одной стороны. Широкоформатное кино, использующее 70 мм киноплёнку, имеет (потому что находит применениеи по сей день!) шесть магнитных дорожек по обе стороны от изображения (по три с каждой стороны плёнки) и шесть каналов звучания. Пять основных каналов воспроизводят звук и голоса происходящего на экране действа, причем звук от заэкранных громкоговорителей перемещается вдоль экрана вместе с героями, а шестой канал принято называть фоновым и его колонки располагаются по периметру зала.
Особенности и преимущества
фотографических способов
Эти особенности и преимущества приводятся в сравнении с визуальным способом восприятия.
изображённого. Зрительные ощущения сохраняются глазом около 1/7 – 1/10 сек, исчезая по истечении этого времени. Изображение на фотографии способно сохраняться неопределённо долго – при соблюдении технологии обработки.
Информация о работе Лекции по "Технологиям визуальных коммуникаций"