- КМОП-матрица (она же
CMOS) – для её производства применяются
комплементарные металло-оксидные полупроводниковые
материалы;
- FOVEON-матрица работает
по принципу трехслойных датчиков: за
счёт дисперсных свойств кремний способен
поглощать синие, зелёные и красные лучи
на разной глубине фотодиода (по такому
же трёхслойному принципу устроены и цветные
фотопленки);
В видеокамерах с высоким
качеством изображения может
быть применена 3CCD-схема, где
световой пучок после объектива попадает
на светоделительные призмы, которые делят
его на три пучка – синий, зелёный и красный,
каждый из которых попадает на свою матрицу.
- АЦП преобразует аналоговый сигнал, поступающий с матрицы, в цифровой
код, который записывается на карту памяти
Вид шестилепестковой
диафрагмы
при разных её значениях
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Фазы срабатывания центрального пятилепесткового
затвора
А) затвор закрыт; Б) стадия открытия;
В) полное открытие
затвора; Г) стадия закрытия; Д) затвор
закрыт.
Шторно-щелевой ламельный затвор
Визирное устройство относится
уже к вспомогательным устройствам
фотоаппарата, которые не влияют на
качество изображения, а только сокращает
время подготовки к съёмке. Визир служит
для определения границ кадра
Схема фотографического процесса на
галогенсеребряных слоях.
Существует огромное
количество химических соединений
и веществ, способных под воздействием
света претерпевать какие-либо изменения.
Но в фотографии нашли применение только
несколько, относящихся к галогенидам
серебра – бромистое серебро (AgBr), йодистое
серебро (AgI) и хлористое серебро (AgCl). Они
чувствительны только к коротковолновой
– сине-фиолетовой – области видимого
спектра и называются несенсибилизированными. Расширение
спектральной светочувствительности
фотографических слоёв для всей зоны видимого
света осуществляется за счет применения
определённых красителей - сенсибилизаторов. Фотоматериалы,
«чувствующие» кроме сине-фиолетовых
ещё и зелёно-желтые лучи, называются ортохроматическими, панхроматические фотоматериалы
чувствительны ко всем лучам видимого
спектра. Но их чувствительность слегка
понижается для лучей, расположенных на
границах зон видимого спектра – зелёно-голубой
и оранжевой. К материалам, в спектральной
чувствительности которых нет «провалов»
в указанных зонах, добавляется приставка «изо» - изоортохроматические и изопанхроматические.
Для регистрации ультрафиолетовых лучей применяют
фотоматериалы, эмульсионный слой которых
содержит очень мало желатина, поглащающего
эти самые лучи. Для аэрофотосъемки и космической
фотографии применяются инфрахроматические фотоматериалы
(причём, совместно с красным фильтром),
их спектральная чувствительность расширена
до инфракрасной зоны спектра, невидимой
глазом (так же, как и УФ).
Схему фотографического
процесса можно разбить на
следующие этапы:
- подготовительный этап включает
в себя подготовку к съёмке,
выбор фотоаппаратуры, фото-объективов,
фотоматериалов и принадлежностей в зависимости
от назначения снимка и его жанровой принадлежности;
- собственно фотосъёмка, в процессе
которой происходит экспонирование
фотоматериала: объектив строит
на поверхности светочувствительного
слоя изображение объекта съёмки, причём,
более ярким участкам объекта съёмки соответствуют
участки изображения с большей освещенностью.
Следовательно, именно на этих, более освещённых
участках, галогенидами серебра поглащается
больше света. Участки, где освещённость
была ниже, и поглотили света меньше, чем
предыдущие - они соответствуют предметам
со средними значениями яркости. Тёмные
и теневые детали предметного пространства
создают минимальную освещенность на
светочувствительном слое и поэтому фотослоем
не поглащаются или поглащается незначительно.
Таким образом, именно поглащенная эмульсионным
слоем энергия солнечных лучей вызывает
в этом слое необратимые изменения, несущие
в себе так называемое скрытое изображение.
- химико-фотографическая обработка
фотоматериала, несущего в себе скрытое
изображение, приводит к тому, что изображение
становится видимым.
Первым шагом обработки
является проявление – окислительно-восстановительная
реакция, в процессе которой
проэкспонированные галогениды
серебра восстанавливаются до металлического
серебра. Непроэкспонированные галогениды
серебра не изменяют своих свойств в процессе
проявления – они могут быть вновь подвергнуты
воздействию света и вновь обработаны.
Вторым шагом обработки
является промывка в проточной воде,
которая прерывает процесс восстановления.
Фиксирование (оно же
– закрепление изображения) является
третьим шагом обработки. На
этой стадии все оставшиеся
в слое галогениды серебра
удаляются раствором тиосульфата
натрия (гипосульфитом).
Окончательная промывка
– четвёртый шаг обработки
– вымывает из слоя остатки
гипо-сульфита.
Сушка – последний,
пятый, шаг обработки фотоматериала.
Таким образом мы получили негатив – изображение, самые тёмные
участки которого соответствуют самым
светлым, самым ярким деталям снимаемого
объекта, его же прозрачные участки соответствуют
самым тёмным деталям объекта.
Негативные фотоматериалы
обрабатываются в полной темноте,
поскольку они имеют изопан-хроматическую
сенсибилизацию, т. е. чувствительны
ко всем лучам видимого спектра. Поэтому
контроль качества изображения осуществляется
по времени проявления.
Позитивный процесс ещё называют
печатью фотографий и он некоторым образом
повторяет все предыдущие этапы.
Существует два способа
фотографической печати с негатива:
- контактный способ
печати;
- проекционный способ
печати.
При контактном способе
печати негатив укладывается
на фотобумагу эмульсионным слоем
к эмульсионному слою бумаги,
прижимается стеклом и подвергается
засветке со стороны негатива. При проекционном
способе негатив устанавливается в негативную
рамку фотоувели-чителя, его изображение
проецируется в плоскость эмульсионного
слоя фотобумаги с каким-то увеличением.
Экспозиция и в первом, и во втором случаях
подбирается экспериментально. Далее
фотобумага подвергается химико-фотографической
обработке: проявление, промежуточ-ная
промывка, фиксирование, окончательная
промывка, сушка или глянцевание отпечатка.
Эмульсионный слой фотобумаги несенсибилизирован
(т. е. лучи от жёлто-зелёных до тёмно-красных
не поглащаются этим слоем) и поэтому все
операции при печати можно осуществлять
при свете фонаря красного света.
- окончательная обработка отпечатков
- ретушь (при необходимости), обрезка,
клейка на паспарту, установка
в раму.
Строение чёрно-белых
фотоматериалов.
Современная основа для
кино и фотоплёнок изготавливается
из диацетата или триацетата
целлюлозы (толщиной 0,1 – 0,15 мм) и,
в отличие от нитроцеллюлозы,
является негорючей. Некоторые
типы плёнки изготавливаются на лавсановой,
ещё более прочной основе. Понятно, что
основой для изготовления фотобумаг, является
бумага различной толщины (0,2 - 0,8 мм)
и плотности. В некоторых производствах
(например, в микроэлектронике) используются
фотопластины на стеклянной основе. Основой
для позитивной печати может служить ткань,
пластмасса, керамика и даже металл. Между
прозрачной основой и эмульсионным слоем
всегда наносится противоореольный слой,
поглощающий переотражения внутри основы.
На основу наносится эмульсионный слой,
его толщина от 3 до 30 мкм, представляющий
из себя желатин, внутри которого во взвешенном
состоянии находятся микрокристаллы (размером
0,03 – 3 мкм) галогенидов серебра, равномерно
распределенных по всему объёму слоя.
У кристаллов с большей светочувствительностью
размер больше. Форма пластинчатых кристаллов
может быть самой разной – от правильных
шестигранников, тетраэдров – иногда
усеченных, до квадратов и других фигур,
причём, большая сторона кристаллов параллельна
поверхности основы.
Для лучшего сцепления эмульсионного
слоя с основой на поверхность
бумаги вначале наносится подслой
и баритовый слой, который в
свою очередь придаёт фотобумаге
белизну.
Поверх эмульсионного слоя на всех
материалах наносится ещё и защитный
слой.