Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, лекция
Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения.
32. Пара- и экстралингвистические
особенности невербальной
К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, делающим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука.
Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, вздохи, плач, заикание и т.п.
Громкость голоса — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна низкая громкость голоса, а для гнева — увеличенная. Если повышение тона превышает допустимый уровень для конкретного партнера, то это принимается как покушение на личное достоинство.
Темп речи. Средние статистические характеристики темпа речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Быстрый темп речи может свидетельствовать об уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность.
Течение речи. Сбивчивая, прерывистая речь указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается за попытку обмануть партнера.
Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность деть собой, привлечь или переключить внимание.
Смех рассматривается как универсальное средство для напряжения в общении. Открытый, естественный смех демонстрирует радость, удовольствие.
Вздохи, покашливания также представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится к выражению определенных состояний (безысходности терпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.
Интонация - все явления, звуковые средства языка, которые не требуют концентрации внимания на содержании.
Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоциями радости.
Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый и т.п. Важнейшей особенностью эстетической информации является образность и метафоричность, использование не только акустических определений (звонкий — глухой, высокий — низкий), но и зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) и даже вкусовых (сладкий, сочный).
Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего. Они указывают как на нарушение работы голосового аппарата, так и на общее болезненное состояние органов.
Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушающему. Интересным психологическим феноменом является называемый эффект вечеринки. Он наблюдается в тех случаях, когда рядом со слушающим находится много говорящих; при этом слушающий способен избирательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, одновременно подавляя (игнорируя) речь других людей.
Социально-психологическая информация отражает национальные и иерархически-статусные невербальные акустические особенности говорящего. Национальность проявляется в акценте, интонации речи.
Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик. Попытки диагностировать по голосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, общительность, интеллект, неискренность и др., предпринимались неоднократно.
33. Мимика и взгляд.
Мимика - координированные движения мышц лица, отражающее стояние, чувства, эмоции. К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и такие процессы, как покраснение или побледнение. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что мимику лица можно проанализировать, опираясь на следующие основания:
-непроизвольные движения, обусловленные эмоция (сведение бровей, прищуренность глаз и т.д.);
-произвольные движения - подмигивание, гримасы и т.д.);
-физиологические параметры (тонус, сила, динамика, амплитуда, асимметрия),
-социальные особенности (выражения лица).
Сложные мимические признаки являются постоянными, необходимыми для выражения определенного эмоционального состояния, но в то же время они могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим основным индикатором психических состояний выступает комплекс признаков мимики.
Выделяют три типа сигналов лица:
стабильные — цвет кожи, форма, конструкция лица;
относительно стабильные — внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица
нестабильные — кратковременные изменения движения мышц лица.
Эмоции, выражаемые с помощью мимики: удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев.
Фундаментальные эмоции считаются межкультурными феноменами, но все же социокультурные факторы играют значительную роль в определении экспрессии. Каждая культура обладает своими «правилами проявления» эмоций, которые могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и частого проявления других. Так, представители западной цивилизации Могут улыбаться, переживая неприятности, а японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе. Культурные различия определяют ситуации, в которых надо смеяться и в которых надо плакать. Аналогично правилам проявления эмоций в разных культурах различаются и социальные установки по отношению к эмоциональным переживаниям.
Многочисленные эксперименты показали, что верхняя часть лица контролируется человеком больше, чем нижняя. По нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. По средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх.
Интерпретируя мимические конфигурации как выражение эмоций, следует учитывать, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны лица могут отражать эмоции не одинаково. Объясняют это тем, что левая и правая стороны находятся под контролем разных полушарий мозга.
Целостность и динамичность мимики являются главными элементами экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла.
Большинство исследователей невербального поведения считает, что женщины более точны, чем мужчины, как в восприятии чувств других, так и в передаче собственных чувств. Например, женщины более успешно распознают выражения боли, тревоги, страдания; они чаще, чем мужчины, склонны видеть в воспринимаемых лицах возмущение и обиду.
Классик психологической науки У. Джемс утверждал, что эмоция является не столько причиной, сколько следствием определенных действий: мы сначала убегаем, потом пугаемся, сначала плачем, потом испытываем скорбь и т.п. Для того чтобы вызвать у себя эмоцию, нужно принять выражение лица, соответствующее этой эмоции. Если сконцентрироваться, то постепенно эмоция придет. Хотя экспериментально это положение почти не подтверждено, аутогенная тренировка в какой-то степени говорит о его правомерности.
Таким образом, экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо человека — самый мощный передатчик информации, поскольку лицевые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека, создавая изменчивые по структуре выражения, которые в то же время отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мимики являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.
34. Жесты как невербальная коммуникация.
Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».
Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
В соответствии с классификацией известного исследователя вербального поведения А. Штангля выделяются: жесты рук, жесты кистей рук, «игры рук», жесты пальцев, рукопожатие.
Вариативность и многофункциональность жестов связаны же с различиями культур, в которых они функционируют, один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения.
Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве.
Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взгляд на рукопожатие у представителей разных культур. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты; прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например японцы считают, что касаться собеседника может человек при полной потере самоконтроля либо для выражения своего дружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.
У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека.
Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной групповой принадлежности.
35. Организация
пространства и времени
Проксемика - область изучения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Это понятие ввел американский антрополог Э. Холл в начале 1960-х гг.
Партнеры в процессе коммуникации неосознанно регулируют свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.) и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).
Важная роль в коммуникации принадлежит временным характеристикам, выражающимся в нормативах общения, присущим различным субкультурам. Так, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу свидетельствуют об отношении к партнеру.
Наиболее изучено в проксемике влияние на контакт организации пространства, соответствующего определенному типу взаимоотношений. Экспериментальным путем Э. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре. Он выделил следующие зоны в деловой коммуникации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых соответствует особым ситуациям общения:
Интимная зона соответствует тому пространству, в рамках которого человек чувствует себя в безопасности. Границы интимной зоны находятся на расстоянии примерно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Человек добровольно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичны негромкий голос, доверительный разговор.
Персональная зона— пространство, в котором проходит обыденная беседа со знакомыми. Персональная дистанция характерна для различных форм делового общения и предполагает визуальный контакт между партнерами.
Социальная зона обычно наблюдается в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, где собираются люди не очень хорошо или вовсе не знакомые друг с другом. Расстояние 120—400 см принято при ведении дискуссии, семинара, пресс-конференции.
Публичная зона подразумевает общение с большой толпой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстояние между общающимися таково, что детали лица, мелкие движения не улавливаются. Поэтому голос говорящего должен быть громче, слова следует более тщательно выбирать.
Персональное
пространство у каждого человека
имеет свои меры. Чем оно больше,
тем больший эмоциональный