Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:17, реферат
Искусство общения знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек—человек" — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Введение..............................................................................................................3
1. Деловое общение: его виды и особенности.................................................5
2.Психологические аспекты делового общения..............................................9
3. Невербальные компоненты делового общения. Интерпретация поз и жестов........................................……………………………............................10
4. Взгляд..............................…………..……....................................................14
5. Психологические особенности работы в группе и команде. Особенности психологии группы...........................................................................................15
6. Групповые нормы.........................................................................................17
7. Личность и карьера. Успех..........................................................................18
8. Карьера..........................................................................................................20
9. Психологические особенности публичного выступления.......................21
Заключение.......................................................................................................23
Список использованных источников.............................................................24
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
Кафедра управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловые коммуникации»
на тему «Психологические аспекты делового общения»
Выполнил (а): Я.В.Шумкова, студентка 2-го курса
очно-заочной формы обучения, экономического
факультета,
группа 2321-В
Подпись_____________
Научный руководитель: О.В.Завьялова,
Старший преподаватель, к.э.н.
Оценка: ___________
Подпись___________
« » ____________ 2013 г.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение......................
1. Деловое общение: его виды
и особенности...................
2.Психологические аспекты делового
общения.......................
3. Невербальные компоненты
делового общения. Интерпретация поз и
жестов........................
4. Взгляд........................
5. Психологические особенности
работы в группе и команде. Особенности
психологии группы........................
6. Групповые нормы.........................
7. Личность
и карьера. Успех..............
8. Карьера.......................
9. Психологические
особенности публичного
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
Искусство общения знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек—человек" — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в наше время изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.
Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Целью данной работы является изучение психологии делового общения.
Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
У делового общения должен быть конкретный результат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Понятие «деловое общение» подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия. В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность - главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.
Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
Реальным пространством, в котором осуществляется деловое общение, выступает организация.
Организация - форма объединения людей, обладающая целями, функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей в ней взаимодействующих. Реальная социально-профессиональная структура общества существует как система организаций различного уровня и характера. Конечно, конкретная организация может быть создана людьми, собирающимися в ней работать (захотели и создали фирму). Суть в том, что сама организационная форма деятельности существует объективно, и, создав собственную фирму, дальше вы будете жить по законам организационного поведения, характерным для организации вообще.
Организация обладает не только целевым предназначением, но и собственным лицом и статусом в обществе, а так же корпоративной культурой: системой знаков, символов и ритуалов, позволяющим работникам идентифицировать себя как членов именно этой организации.
Место работы - одна из важнейших взаимосвязей между отдельным человеком и обществом. Внутренняя структура организации включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, которые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это система социальных ролей - начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.
Начальник (руководитель) - человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать.
Коллега - человек, находящийся
с другим в одном профессиональном
сообществе и близком социальном
и служебном статусе. Эта роль
предполагает отношения равноправия,
профессионального
Подчиненный - эта роль
требует способности исполнять,
Партнерские отношения означают осознание:
Отношения «Фирма - Клиент»
подчеркивают потребность и
Мотивы работников и участников делового общения сводятся к трем основным группам: 1) достижение конкретного результата; 2) получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы; 3) реализация в процессе совместной деятельности личных отношений - дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.
Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида: деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов.
Например, в деловом разговоре
принято обращаться друг к другу
официально независимо от характера
отношений партнеров вне
В обыденной речи люди часто
говорят: «это деловая встреча», «у
нас чисто деловые отношения»,
чтобы подчеркнуть приоритет
предмета общения и отсутствие субъективных
пристрастий, предубеждений, скрытых
мотивов. На самом деле исключить
личное отношение участников общения
из его контекста невозможно. То
есть в каждом конкретном случае эффективность
совместной деятельности усиливается
или ослабляется личными
Результативность общения существенно зависит от нашей способности оценить характер отношений и выбрать стиль поведения, позволяющий достичь цели. В совместном бизнесе, научной или преподавательской работе важно понять мотивы, интересы, потребности участников общения, соотношение формального и неформального в общении, степень приязни, неприязни, безразличия партнеров друг к другу.
Таким образом, деловое общение - один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего за пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение - общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.
В деловом общении возможности
выбора и изменения своей роли,
форм общения и партнера значительно
уже по сравнению с межличностным
или ритуальным общением. Деловое
общение происходит в определенном
социальном пространстве - времени. Деловое
общение реализуется в заданных
формах: разговор, беседа, переговоры,
совместная деятельность. Проблемы делового
общения: трудности, нарушения, барьеры,
конфликты, имеют свою специфику
и собственные способы
Что же изучает психология делового общения? Во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия - экстраверсия, характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения. Во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит, возникающих в процессе общения. В-третьих, социально-психологические факторы: потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения.
В-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Интерпретация поз и жестов
Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. « По одежке встречают...» - гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Еще не произнесено ни единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить ее впоследствии бывает трудно. Американские исследователи Л.Зунин и Н.Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие авторы отводят на формирование партнерам образов друг друга 120 секунд. В любом случае, две или четыре минуты - время довольно короткое. Итак, что же наиболее существенно в этот начальный момент общения?
Информация о работе Психологические аспекты делового общения