Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:59, курсовая работа
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между
собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако
общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие
коллективов, общества нет, хотя имеются многочисленные исследования по
вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Введение
1. Природа конфликта 4
1. Понятие конфликта 4
2. Типология конфликта 6
3. Причины конфликта 10
4. Последствия конфликта 11
2. Управление конфликтами 13
2.1. Методы разрешения конфликта 13
2.2. Линия поведения руководителя (менеджера) в конфликте 14
2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации 15
Заключение 23
от позиции группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема
продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения
цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению
прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы,
может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно
рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения
группы.
Межгупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и
неформальных групп. Дажев самых лучших орагнизациях между такими группами
могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что
руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и
попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример
межгруппового конфликта – конфликт между профсоюзом и администрацией.
Классификация конфликтов зависит от ряда факторов: способа их разрешения,
природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности,
колиества участников.
Антагонистические конфликты представляют собой разрешения противоречия в
виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон,
кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война
до победы, полное поражение противника в споре.
Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет
взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий
взаимодействия.
Например, заводу-изготовителю поставщик не доставляет заказанное изделие в
назначенный срок из-за отсутствия средств у последнего на транспортировку
груза. Завод вправе требовать выполнения графика поставок, но у смежника
изменились условия. Возможно, при взаимной заинтересованности, достичь
компромисса: изменить график поставки, помочь с кредитом, вступить в
переговоры.
Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем
власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных
взаимодействий. Вертикальные - предполагают распределение власти по
вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия
участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация –
предприятие,
малое предприятие –
предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или
иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты
между собой, поставщики - потребители.
Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением
оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется
нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта:
международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми,
социальными, этическими.
При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между
конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы
воздействия. Это происходит при условии, что один из участников
конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной
власти и сил для открытой борьбы.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем
составляют 70-80-% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для
руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и действие
руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого
конфликта. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы
между различными видами не существует и на практике возникают конфликты:
организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые
межгрупповые и т.п. Допустима классификация также оп характеру вызвавших
конфликт причин. Перечислять все причины возникновения конфликта не
представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л.
Кричевский в книге «Если Вы руководитель» следующими тремя группами причин,
обусловленными:
. трудовым процессом;
. психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их
симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,
действиями руководителя
плохой психологической
. личностным своеобразием членов группы, например неумения контролировать
свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью,
бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их
разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для
конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают
принцип цельности организации и ее членов и разрешение которых выводит
организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным
действиям, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или
организации.
1.3. Причины конфликта.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются
ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в
представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования
и т.п.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда
ограничены. Руководство может рушить, как распределить материалы, людей,
финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
Не имеет значения, чего конкретно касается это решение – люди всегда хотят
получить больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы
почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один
человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или
группы . Определенные типы организационных структур увеличивают возможность
конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре
организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.
Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как
организации становятся более специализированными и разбиваются на
подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами
формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем
достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на
производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей,
потому, что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта.
Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях
затраты – эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее
разнообразна.
Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации
зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы
объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды,
альтернативы и аспекты
группы или личных потребностей. Различия в ценностях – весьма
распространенная причина
что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как
руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение
только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему
говорят.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия могут увеличить
возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые
постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы
оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя
атмосферу, чреватую конфликтом.
Неудовлетворительные
как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как
катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять
ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может
донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с
производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить
прибыль компании и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут
отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные
проблемы передачи информации, вызывающие конфликт – неоднозначные критерии
качества, неспособность определить должностные обязанности и функции всех
сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за
неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных
точное описание должностных обязанностей.
1.4. Последствия конфликта.
Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий
конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена
таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут
больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. это, в свою
очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении
решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против
воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут
больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих
ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может уменьшить возможность группового мышления и
синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их
мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены
группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение
начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или
неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные
последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и
снижение производительности.
. Меньшая степень
. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с
другими группами в
. Представление о другой
как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
. Сворачивание взаимодействия
и общения между
. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения
взаимодействия и общения.
. Смещение акцента: придание
«победе» в конфликте
решению реальной проблемы.
II Управление конфликтами.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению
(минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения
участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их
можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою
область применения:
. внутриличностные, т.е. методы
воздействия на отдельную
. структурные, т.е. методы по
устранению организационных
. межличностные методы или
. переговоры;
. ответные агрессивные действия. эту группу методов применяют в крайних
случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
2.1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать
свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая
защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают
использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу
вашего отношения к
так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в
своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но