Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 09:58, реферат
Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественно-научной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли, а Аристотель — первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил научно-исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.
Введение
1. Биография Аристотеля
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
2.1. Бытие
2.2. Акт и потенция
2.3. Бог как перводвигатель
2.4. Идея души
2.5. Теория познания и логика
3. Физика и космология Аристотеля
3.1. Категории философии
3.2. Учение о движении
3.3. Физика элементов
4. Геоцентрическая система
5.Человек
5.1. Внутренний конфликт
6. Биологические воззрения
7. Учение о государстве
8. Экономические воззрения
9. Работы Аристотеля
Заключение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ
ВПО «АмГУ»)
Кафедра ФМ и ЛТ
РЕФЕРАТ
на тему: «Вклад Аристотеля
в естествознание»
по дисциплине: «Концепции
современного естествознания»
Исполнитель
Студентка группы 063___________________________
Проверил
Преподаватель по дисциплине____________________
Благовещенск
2010
Содержание:
Введение
1. Биография Аристотеля
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
2.1. Бытие
2.2. Акт и потенция
2.3. Бог как перводвигатель
2.4. Идея души
2.5. Теория познания и логика
3. Физика и космология Аристотеля
3.1. Категории философии
3.2. Учение о движении
3.3. Физика элементов
4. Геоцентрическая система
5.Человек
5.1. Внутренний конфликт
6. Биологические воззрения
7. Учение о государстве
8. Экономические воззрения
9. Работы Аристотеля
Заключение
1
Введение
Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественно-научной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли, а Аристотель — первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил научно-исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.
Аристотель положил основание и истории науки. В его «Метафизике» мы находим мысли о возникновении науки и искусства, обзор и критический анализ результатов работ его предшественников. О многих античных ученых мы знаем только по сведениям, приводимым Аристотелем. Преемник Аристотеля по руководству Лицеем Теофраст (феофраст) был автором исторического сочинения «Мнения физиков», а другой ученик Аристотеля — Евдем Родосский был первым историком математики.
Пожалуй,
ни один ученый не оказывал такого длительного
и глубокого влияния на развитие человеческой
мысли, как Аристотель. Его воззрения принимались
за истину в течение ряда столетий. В средневековых
европейских университетах естествознание
излагалось, по Аристотелю, которого называли
предтечей Христа в истолковании природы.
Последователей Аристотеля именовали
перипатетиками, которые продолжали разрабатывать
его идеи. Более полная информация о идеях
Аристотеля приводится ниже.
2
1.Биография
Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году — в Афины, где прожил целых 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.
Спустя некоторое время, македонский царь Филипп призвал его к своему двору и вверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра. С каким уменьем Аристотель выполнил свою задачу — об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам и, наконец, его стремления связать победу греческой культуры с успехами своего оружия. И если мы примем во внимание, что прямое влияние Аристотеля на Александра могло продолжаться не более трёх или четырёх лет, что до того и после того молодой наследник был окружён двором, где грубость нравов, придворные интриги, доходившие до заговоров и убийств, и весь строй жизни, чуждый всякой человечности, служили непроницаемым оплотом против всякой живой мысли и свободного проявления человеческих чувств, то мы поймём, до чего животворно и благодетельно было влияние великого философа.
Отец и сын достойно наградили заслуги Аристотеля. Филипп восстановил разрушенную Стагиру, жители которой в знак благодарности ежегодно праздновали память Аристотеля. (праздник был известен под именем Аристотелии), и много помогал Аристотелю в его естественно-научных исследованиях. С той же целью Александр подарил ему сумму в 800 000 талантов и, по рассказу Плиния, отдал в его полное распоряжение несколько тысяч человек для приискания образцов животных, послуживших материалом для его знаменитой «Истории животных». Дружественные отношения Аристотеля к его знаменитому ученику расстроились, по-видимому, после казни Каллисфена, племянника философа, навлёкшего на себя гнев царя жестоким порицанием его недостойного поведения и павшего жертвою несправедливо взведённого на него обвинения в покушении на жизнь Александра, в которое недруги А. постарались замешать и его имя.
Ещё раньше этого, в 334 г., Аристотель снова переехал в Афины и основал там свою школу в лицее, единственной гимназии, которая оставалась для него свободна, потому что академия была занята Ксенократом, а Киносарг — циниками. Школа его получила название перипатетической, оттого ли, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперёд (греч. περιπατεῖν) или от тенистых аллей, окружавших
3
место, где он учил. Его чтения были двоякого рода: утро он посвящал строго-научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические или акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции).
Но с этой тихой и мирной жизнью, отданной науке, он принуждён был расстаться благодаря политическим страстям афинян, для которых Аристотель стал подозрителен по своим прежним отношениям к Александру и вообще по своим македонским симпатиям. Партия греческой независимости не могла не воспользоваться смертью Александра, чтобы ещё раз поднять знамя восстания против своих повелителей, и она весьма естественно видела опасность для свободы в том уважении, которым Аристотель пользовался среди окружавшей его молодёжи. Обвинение в безбожии, вечно повторяемое против людей мысли их противниками, потому что оно доступно невежественной массе и всегда находит себе в нём сочувствие, было предъявлено и против Аристотеля. Понимая, что дело идёт не о правом суде, а о партийной ненависти, и что судьба его решена уже заранее, 62-летний Аристотель покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до н. э.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школою и свою богатую библиотеку.
Аристотель
был малого роста, сухощав,
близорук и картав; на губах
его играла язвительная улыбка;
он был холоден и насмешлив.
Противники страшились его
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие
4
субстанции. Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, существующее само в себе, но не в чем-либо ином. Субстанция никогда не может выступать в суждении, как его атрибут, но только как его субъект.
Так как общее есть общее, для множества предметов, то субстанцией оно быть не может. Поэтому субстанцией по мнению Аристотеля может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле слова.
Для понимания дальнейшего аристотелевского развития учения о единичном (субстацианальном) бытии необходимо помнить, что, ведя свой анализ независимого объективного бытия, Аристотель имеет в виду бытие как предмет познания, протекающего в познаниях. То есть, он полагает, что существующее само по себе (и совсем не зависимое от сознания человека) бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и есть в этом смысле уже бытие как предмет познания.
2.1. Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.