Гипотезы об эволюции вселенной. Модели Вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Вселенная - это опоясывающая нас часть материального мира. Астрономические данные свидетельствуют на то, что Вселенная расширяться: галактики удаляются от нас со скоростями, примерно пропорциональными расстояниям между объектами. Возраст Вселенной, то есть время расширения от начального состояния - Большого взрыва, - приблизительно 10-20 млрд. лет, радиус Вселенной - примерно 10-20 млрд. световых лет. Интересно, что выдвинуты гипотезы о существовании других Вселенных.

Вложенные файлы: 1 файл

ксе.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она  включает в себя широкий спектр конкретно-научных  разработок, послуживших толчком  к возникновению такого нового направления  научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских  рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни - все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так  же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Практические рекомендации учитываются при прогнозировании  социально-экономического развития отдельных  стран, отраслей промышленности, корпораций и фирм.

Метод глобального моделирования  состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с  помощью математических моделей  и компьютерной техники. Очевидно, что  возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать  характер отдаленных последствий тех  процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

3.2 Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом - представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель  и экономист Аурелио Печчеи (1908-1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария - убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с  его возвышения над средой в принцип  гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно  обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические - невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические - отбросы, отрава, мусор, биологические - нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной. Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, - пишет А. Печчеи, - и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

3.3 Решение глобальных  проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования  у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаечных ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба  основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества - наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед  современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению  к менее развитым. Не секрет, что  и в наши дни международная  торговля так перераспределяет всемирные  ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее  развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих  стран, как захоронение опасных  отходов химической и ядерной  промышленности на их территории в  обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных  глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно  точно знать, что обществу запрещено  природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут  жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта  цивилизация - реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как  и все живое на Земле, неотделим  от ее биосферы. Биосфера - необходимые  естественные провесы существования  человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и  воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и  воспроизводство самой природной  среды, сознательное управление естественными  процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены  любые нарушения основных процессов  в экосистеме. С этой целью уже  сейчас предлагается создавать замкнутые  производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что  происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком  социального протеста против всех несообразностей  в проведении государственной природоохранной  политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

- от концепции неисчерпаемости  следует перейти к концепции  конечности природных ресурсов;

- темпы развития природы  в общества должны быть сопоставимы;

- люди должны ориентироваться  не на искусственные, а на  естественные условия своего  существования.

4. Влияние человеческих  отношений на решение глобальных  проблем

Наиболее сложно решаются в современном мире глобальные проблемы системы «человек-общество» Одной  из таких труднорешаемых проблем является одиночество, которое часто называют социальным бедствием, поскольку оно становится всепроникающим явлением в обществе «Ярко выраженное одиночество, - пишут американские ученые, - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного духовного благополучия» Наивно думать, что одиночеству подвержены лишь люди, склонные к философствованию. Ни богатство, ни должность, ни внешне благополучное существование личности не в силах отвратить от нее рано или поздно наступающее одиночество. Недуг одиночества всепроникающ и многолик. Многие люди испытывают это мучительное состояние не в физической изолированности, а как раз в группе, в кругу семьи, и даже в обществе близких друзей. Состояние одиночества довольно часто воспринимается человеком негативно и порождает страдание.

Ученые видят причины  одиночества в дефиците социальных связей личности, а также в субъективном состоянии человека, которое не всегда совпадает с объективной социальной изолированностью. Однако следует подчеркнуть, что и дефицит связей (общения) человека и состояние его личностного  самосознания обусловлены отчуждением  людей в обществе, утратой веры и надежды.

5. Концепции дальнейшей  судьбы человечества

Прообраз глобального  сознания в ряде аспектов просматривается  в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и  философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский  ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее запланированный  свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни». На этапе «мысли» появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий «ноосферу», персонализирующий мир. «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию «большой монады». Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ) С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.

П.А. Сорокин считает, что  деморализация и ее губительные  последствия в обществе могут  быть остановлены лишь посредством  увеличения производства и аккумуляции  неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная  историческая миссия человечества состоит  в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты  и Добра в самой природе  человека, в человеческом уме и  поведении, в общественной жизни  и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и  она является подлинным мерилом  человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих  себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма  в обществе. П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может  положить конец агрессивности людей  в отношении друг друга, поскольку  любовь порождает любовь Неэгоистическая  и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная  сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха Такая любовь - эффективное  средство для просвещения и морального облагораживания человечества.

Информация о работе Гипотезы об эволюции вселенной. Модели Вселенной