Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 19:33, реферат
Гуманитарное знание – это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений. Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
1. Задание 1 (5). Теоретические методы познания.
2. Задание 2 (5). Особенности мира элементарных частиц
3. Задание 3 (5). ДНК как носитель генетической информации
4. Задание 4 (5). Самоорганизация в неживой природе
5. Задачи
6. Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный
технический университет
Контрольная работа
по дисциплине «Концепции современного
естествознания»
Выполнил
Студент: Валеев Д.И.
Вариант № 6
Проверил: Легушс Э. Ф.
Уфа
2012
Содержание
1. Задание 1 (5). Теоретические методы познания……………….3 стр.
2. Задание 2 (5). Особенности мира элементарных частиц……...9 стр.
3. Задание 3 (5). ДНК как носитель генетической информации…16 стр.
4. Задание 4 (5). Самоорганизация в неживой природе…………..20 стр.
5. Задачи……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………30 стр.
Задание 1 Гуманитарное знание. Методы гуманитарных наук
Гуманитарное знание – это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.
Особенности гуманитарного
знания: понимание; обращение к текстам
писем и публичных выступлений,
дневников и программных
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации. Существует две основные функции науки: объяснительная и предсказательная, но перед тем как приступить к выявлению каких-либо причинно-следственных связей, необходимо упорядочить имеющиеся факты, чтобы устранить их хаотичность.
Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Методы познания классифицируются по многим признакам, но самые основные деления: общенаучные/специальные, эмпирические/теоретические.
1. Определение понятия «метод».
Понятие «метод» означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.
Существует целая область
знания, которая специально занимается
изучением методов и которую
принято именовать
2. Классификация методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщие методы в истории познания делятся на две группы: диалектические и метафизические. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки.
Классификация общенаучных
методов тесно связана с
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие обобщения научных фактов – возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Выделяя в научном исследовании
указанные два различных
Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т.п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.
3. Общенаучные методы теоретического познания.
Идеализация.
Представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов.
Целесообразность
· идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического анализа.
· идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов.
· применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.
Основное положительное значение идеализации как методе научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления.
Формализация.
Под формализацией понимается
особый подход в научном познании,
который заключается в
Для построения любой формализованной системы необходимо: а) задание алфавита, то есть определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.
Важным достоинством данной
системы является возможность проведения
в ее рамках исследования какого-либо
объекта чисто формальным путем
без непосредственного
Другое достоинство
4. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и
Анализ и синтез.
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могу быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т.п. Синтез - процесс, в результате которого производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.
Анализ и синтез с успехом используются в сфере мыслительной деятельности человека, то есть в теоретическом познании.
Моделирование.
Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и заменяющего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал.
В зависимости от характера
используемых в научном исследовании
Мысленное. К этому виду относятся самые различные мыслительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.
Физическое. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу.
Символическое. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта – оригинала (графики, схемы).
Численное моделирование на ЭВМ. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.
Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.
Заключение.
Таким образом, можно утверждать, что характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутренняя рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов и т.д. На основе теоретических объяснений осуществляется предсказание, предвидение будущего.
Вопросы по тексту.
1. Что означает понятие «метод»?
2. Какие уровни научного познания существуют?
3. Связаны ли между
собой эмпирический и
4. Каково основное положительное
значение идеализации как
5. Какие общенаучные методы,
применяются как на
6. Какие виды моделирования различают ?
2. Задание 2 (5). Особенности мира элементарных частиц
План
Введение
1. Фундаментальные физические взаимодействия
2. .Классификация элементарных частиц
3. Характеристики субатомных частиц
Заключение
Вопросы по теме
Введение
В середине и второй половине
ХХ века в тех разделах физики, которые
заняты изучением фундаментальной
структуры материи, были открыты
целое множество новых
Мир субатомных частиц поистине многообразен. К ним относятся протоны и нейтроны, составляющие атомные ядра, а также обращающиеся вокруг ядер электроны.
1.Фундаментальные физические взаимодействия
Миру субатомных частиц присущ
глубокий и рациональный порядок. В
основе этого порядка –
Как выяснилось в результате
развития теоретического естествознания,
все действующие в природе
силы можно свести всего лишь к
четырем фундаментальным
Гравитация
В истории физики гравитация
(тяготение) стала первым из четырех
фундаментальных взаимодействий предметом
научного исследования. Гравитация обладает
рядом особенностей, отличающих ее
от других фундаментальных
· малая интенсивность. Величина гравитационного взаимодействия между компонентами атома водорода составляет 10n , где n = - 39, от силы взаимодействия электрических зарядов.
· универсальность. Каждая частица испытывает на себе действие гравитации и сама является источником гравитации. Поскольку каждая частица вещества вызывает гравитационное притяжение, гравитация возрастает по мере образования все больших скоплений вещества.
Гравитация –