Заключение
Современное естествознание представляет
собой обширный развивающийся комплекс
наук о природе, характеризующийся одновременно
идущими процессами научной дифференциации
и создания синтетических дисциплин и
ориентированный на интеграцию научных
знаний.
Естествознание является основой для
формирования научной картины мира.
Под научной картиной мира понимают целостную
систему представлений о мире, его общих
свойствах и закономерностях, возникающую
в результате обобщения основных естественнонаучных
теорий.
Научная картина мира находится в постоянном
развитии. В ходе научных революций в ней
происходят качественные преобразования,
старая картина мира сменяется новой.
Каждая историческая эпоха формирует
свою научную картину мира.
Начиная со второй половины
XX в. Естествознание вступает в новый этап
развития — постнеклассический, характеризующийся
рядом фундаментальных принципов и форм
организации. В качестве таких принципов
выделяют эволюционизм, космизм, экологизм,
антропный принцип, холизм и гуманизм.
Эти принципы ориентируют современное
естествознание на полезность для общества
и каждого человека. Главным показателем
при этом становится не экономическая
целесообразность, а улучшение среды обитания
людей, рост их материального и духовного
благосостояния. Современное естествознание
имеет преимущественно проблемную, междисциплинарную
направленность вместо доминировавшей
ранее узкодисциплинарной ориентированности
естественно-научных исследований. Сегодня
принципиально важно при решении сложных
комплексных проблем использовать возможности
разных естественных наук в их сочетании
применительно к каждому конкретному
случаю исследования.
Исследователи науки отмечают,
что современное естествознание органически
срастается с производством, техникой
и бытом людей, превращаясь в важнейший
фактор прогресса всей нашей цивилизации.
Оно уже не ограничивается исследованиями
отдельных кабинетных ученых, а включает
в свою орбиту комплексные коллективы
исследователей самых разных научных
направлений. В процессе своей исследовательской
деятельности представители.
Среди множества концепций
современного естествознания можно выделить
те, которые составляют методологическую
основу исследовательского аппарата практически
всех наук. К ним относятся: общая теория
систем, теория самоорганизации систем
и теория управления (или организации).
Это сравнительно молодые концепции. Они
были разработаны в середине ХХ столетия
и составили ядро постнеклассической
науки. Одним из основоположников
общей теории систем считается австрийский,
а позднее американский, биолог Л. фон
Берталанфи (1901 — 1972), который выдвинул
обобщенную системную концепцию, сделал
многое для ее математического оформления,
ввел понятие открытой системы, построил
системную картину мира.
Основы теории самоорганизации (синергетика)
были разработаны в трудах химиков, получивших
мировое признание — И. Пригожина, Д. Николиса,
Г. Хакена в семидесятых годах ХХ столетия.
Отцом синергетики по праву называют И.
Пригожина (1917-2002) — лауреата Нобелевской
премии, основателя и руководителя брюссельской
научной школы химиков. Сегодня в мире
функционирует свыше четырехсот научных
институтов, основанных И. Пригожиным
и занимающихся изучением проблем самоорганизации
самых разнообразных систем. Весомый вклад
в становление идей синергетики внесли
российские ученые: химик А. П. Руденко,
физик Ю. Л. Климонтович, математики А.
Н. Колмогоров, Я. Г. Синая и многие другие.
Основы науки об оптимальном управлении
сложными системами (кибернетика) были
заложены в сороковых годах прошлого века
Н. Винером (1894— 1964). Большой вклад в развитие
этого направления внесли наши соотечественники
академики А. И. Берг, А. Н. Колмогоров и
многие другие.
Список использованных
источников
1 Крюков Р.В. Концепции современного
естествознания. Конспект лекций. – М.:
А-Приор, 2009. – с. 84
2 Рузавин Г.И. Концепции современного
естествознания. Учебное пособие. – М.:
Гардарики, 2009. – с. 162
3 Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.
Концепции современного естествознания.
– М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 423
4 Садохин А.П. Концепции современного
естествознания. – М.: Юнити-Дана, 2008. –
с. 154
5 Карпенков С.Х. Концепции современного
естествознания. Практикум. – М.: Высшая
школа, 2009. – с. 129
6 Рыбалов Л.Б., Садохин А.П. Концепции
современного естествознания. – М.: Юнити-Дана,
2009. – с. 215
7 В.А.Игнатова Концепции
современного естествознания: Учебное
по-
собие для дистанционного
обучения. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2005. –
с. 118
8 Философский
словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.:
Политиздат, 1981. — 445 с.
9 Гуд Г.-Х., Макол Р.-Э. Системотехника. Введение
в проектирование больших систем / Пер.
с англ.— М.: Советское радио, 1962.
10 Виноградов В. А.,
Гинзбург Е.Л. Система, её актуализация
и описание. В кн.: Системные исследования.
Ежегодник. — М.: «Наука», 1971, 280с.
11 Берталанфи Л. фон. Общая теория
систем — критический обзор. В кн.: Исследования
по общей теории систем. Сборник переводов.
М.: «Прогресс», 1969, 232c.
12 Хакен Г. Информация
и самоорганизация: Макроскопический
подход к сложным системам. – М., 1983
13 Блехман И.И. Синхронизация
в природе и технике. – М: Наука, 1981. – С.7
14 Николис Г., Пригожин
И. Самоорганизация в неравновесных системах.
– М.: Мир, 1979. – С. 463
15 Kasper, H. Die Handhabung des
Neuen in organisierten Sozialsystemen, Springer-Verlag, Berlin-Heidelberg-New
York, 1990 – С 73
16 Бесекерский В. А.,
Попов, Е. П. Теория систем автоматического
регулирования. — СПб.: Профессия, 2004. —
749 с
17 Мирошник И. В., Никифоров,
В. О., Фрадков, А. Л. Нелинейное и адаптивное
управление сложными динамическими системами. — СПб.:
Наука, 2000. — 548 с
18 Новиков Д. А. Теория управления организационными
системами. 2-е изд. — М.: Физматлит, 2007. —
584 с.