Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:43, реферат
Целью данной работы является рассмотрение функционирование природных систем на грани хаоса и порядка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить, что такое природные системы, их происхождение и развитие;
2) Выделить основные закономерности развития природных систем, и их устойчивости;
3) Рассмотреть природные системы на грани хаоса и порядка.
Из четырех ведущих философских направлений наших дней - феноменологии, герменевтики, аналитической философии и постмодернизма - тема природы занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.
В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание интерпретируется на основе данных естественных наук. Природа - это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в ХХ веке по сравнению с Новым временем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.
Герменевтики рассматривают природу как включенную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять зов самой природы.
Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.
О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, химию, геологию, биологию, но и в философии. [2;142]
В конце ХХ века все большее развитие получает синергетика - наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается определенный порядок, который, однако, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До развития синергетики наука рассматривала отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой воде он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.
Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос - это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика как наука.
Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайности "вымирают", а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык - это шум, хаос, в котором есть порядок.
Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Поскольку система "забывает" свои прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.
Нам представляется ограниченной и односторонней трактовка хаоса как детерминистического, системообразующего начала природы. Так, утверждения о том, что "хаос приводит к включению стрелы времени в фундаментальное динамическое описание", что "хаос позволяет разрешить парадокс времени", исходят из мономатериализма, ибо ставят материю и хаос как способ ее проявления впереди времени и его стрелы. Как порождение хаоса рассматривается вероятность, а в конечном счете и порядок. Почему, спрашивается, хаосу придается такой универсализм и первопричинность по отношению к остальным фундаментальным явлениям? Прежде всего потому, что раз мир материален, а материя всеобъемлюща и фактически равна природе, то ее самодостаточность порождает и самодостаточность изначальной формы ее проявления.
В этом случае выход за пределы исходной замкнутости, вплоть до вселенной как метасистемы, нелогичен, что делает несовершенной всю предлагаемую конструкцию.
"Именно
квантовый хаос, а не акт наблюдения,
опосредствует наш доступ к
природе. Элементы, включающие в
себя хаос, стрелу времени и
решение квантового парадокса, приводят
нас к... единой концепции природы,
в которой становление и "события"
входят на всех уровнях
Трудность возникает при описании явлений того типа, которые мы можем связать с "рождением вселенной". Что такое сингулярность в "стандартной модели" космологии, или неустойчивость?
Большой Взрыв как сингулярность представляет собой космологическую модель, в условиях которой не существует выделенного направления времени. Расширение вселенной с равным успехом может быть заменено ее сжатием. В отличие от этого представление о неустойчивости, своего рода фазовом переходе, переводящем вселенную из одного состояния в другое, выдвигает на первый план необратимость. И вот как объясняется необратимость: "Что может быть более необратимым, чем возникновение материи из некоего предматериального "вакуума"?.. Вселенная не является замкнутой системой. Она погружена в квантовый вакуум. Его рождение следует не детерминистическому закону, а реализует некую "возможность".
"Все законы физики, - утверждается далее, - в конце концов относятся к возможностям... Реализация мира, каким мы его знаем, с генетическим кодом и человеческим разумом, является результатом этих возможностей. Но никакое теоретическое знание, будучи продуктом деятельности человеческого мозга, никогда не может выйти за рамки открытых вероятностных характеристик той истории, которые привели к ее созданию (выделено мной. - В. Е.).
Будущее при нашем подходе перестает быть данным; оно не заложено больше в настоящем".[4;32]
Несмотря на блестящий заключительный пассаж, выделенный в тексте, рассуждение о происхождении материи и вселенной из предматериального вакуума и превращении хаоса в творца не только порядка, но, по сути, и самой материальной субстанции и ее вещественного субстрата, представляет собой опирающуюся на последние достижения естествознания попытку втиснуть мир в прокрустово ложе мономатериализма. Но это так же бесперспективно, как и вековой давности попытка А. Эйнштейна совместить теорию относительности с материалистическим мировоззрением.
Если же исходить не из материальности мира, а предположить, что сущностные основы мира не могут быть сведены к материи, так как помимо ее существует антиматерия, а между ними так или иначе поддерживается определенное соотношение, которое не позволяет им аннигилировать, то возникает принципиально иная картина мира.
И так же, как материя, не является единственным исходным началом мира, так же не является единственным исходным миропроявлением хаос. Порядок исходно заложен в сущностных основах мира как изначальная упорядоченность. С чем это связано, нам также не дано (по крайней мере сегодня) знать, как и многое другое. Можно (и это логично в большей мере, чем выводить материю из "предматериального вакуума", а порядок из хаоса) предположить, что порядок (упорядоченность), как и хаос, есть свойство бесконечности мира. Порядок и беспорядок являются неотъемлемыми составными частями и продуктами эволюционных процессов.
Но если так, то как возникает тут одно из другого, например, порядок из хаоса? "Под названием "диссипативные структуры" принято понимать организованное (выделено мной. - В. Е.) поведение, которое может при этом возникнуть, знаменуя поразительную взаимосвязь двух противоположных аспектов равновесной термодинамики: диссипации, обусловленной порождающей энтропию активностью, и порядка, нарушаемого, согласно традиционным представлениям, этой самой диссипацией".
Если порядок противостоит диссипации, значит, она понимается как хаос. Диалектика хаоса и порядка прослеживается, таким образом, и на уровне диссипативных структур - главного открытия неравновесной термодинамики. А значит, эта контрпозиция еще дальше продвигается на исходный уровень.
Становление есть единство хаоса и порядка, интедерминированности и детерминированности природных процессов. В этом случае нет необходимости представлять будущее как абсолютную вероятность или случайность.
К этим процессам не сводится миропроявление, конструктивной составляющей которого является упорядоченность. Хаос изначально деструктивен, и попытки представить его конструктивным началом свидетельствуют о мировоззренческой беспомощности мономатериализма.
Пытаясь освободиться от "объективных", неизменных, действующих с фатальной неизбежностью законов природы и общества, мы впали в другую крайность, крайность отрицания очевидного - реальной упорядоченности, которая с позиций открытости мира всегда временна, ограниченна, но неизбежна и реальна.
В познании этого и состоит смысл науки и других способов постижения человеком мира. В этих, и именно в этих пределах есть место замкнутости, закрытости, системности, природной и общественной иерархии.
Анри Бергсон в "Творческой эволюции" почти век назад подчеркнул, что наука успешно развивалась тогда, когда ей удавалось "открыть" детерминистические законы природы и терпела неудачу, когда пыталась в качестве созидающего начала исходить из времени.[5;42]
По мнению Бергсона, "прожитое время" не противопоставляет нас миру; наоборот, оно выражает нашу погруженность в природу, наше единство с реальностью. Бергсон стремился показать, что целое имеет такую же природу, как и "Я", и что мы постигаем целое путем все более глубокого постижения "Я".
Смысл становления, его корни нужно в конечном счете искать в основании мира, а не исходить из анализа так или иначе случайно соотнесенных конкретных фактов микро-, макро- и мегауровней. И в этом случае становление не есть просто динамика в отличие от статики. Это реализация упорядоченности природных процессов как выражение исходной открытости мира.
Мир не материален и не идеален. Он многосущностен. Этот вывод коренным образом меняет представление о мире и месте в нем человека. Раньше для этого не было фактических оснований.
В настоящее время эти новые сущности (субстанции) мира представлены понятиями антивещества (антиматерии) и информации. Сегодня мы знаем о них не очень много, но и этого достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприемлемости сведения мира к единой сущности. Это связано с преодолением моноидеализма и мономатериализма и разработкой представления о мире как исходной равноположенности материального и идеального начал природы.