Пространство и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, реферат

Краткое описание

Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получения объективной информации об окружающем мире.
В связи с этим целью данного реферата является рассмотрение и изучение развития представлений о пространстве и времени.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития представлений о пространстве и времени;
- выявить характерные черты отдельно взятых этапов развития представлений о пространстве и времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Представления о пространстве
1.1. Эволюция базовых понятий пространства…………………………… 4
1.2. Теория пространства…………………………………………………… 5
2. Представления о времени
2.1. История развития представлений о времени………………………… 6
2.2. Физическая теория времени…………………………………………… 7
Заключение…………………………………………………………………... 9
Список литературы…………………………………………………………. 11

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

     Изменчивость  наблюдателя (психологическое время) служит фоном, на который проецируется время наблюдаемого объекта. Это перекликается с представлениями И.Канта о том; что время  - внутренняя форма, привносимая в мир наблюдателем. Наблюдатель в некоторой степени конструирует исследуемые временные процессы. В результате перед нами предстает сложная временная структура описания мира, фундаментом (или архетипом всего класса материальных объектов) которого выступает физическое время, которое интерпретируется специфическим образом относительно конкретных материальных систем. Эта интерпретация связана с наблюдателем и особенностью наблюдаемых процессов, т.е. она объективирована конкретной предметной областью и достигает лишь той степени объективности (в общем смысле), которую позволяет само качество объекта.

     Одновременно, поскольку наблюдатель может  оказаться внутри исследуемых взаимодействий (внутри соответствующего времени), последние оказывают влияние и на конструируемое время. В результате некоторых взаимодействий индивидуальное время может вообще исчезнуть, как исчезает время жертвы при ее предании хищником. 

     2.4. Геолого-географическая теория о времени.

       В современной науке ставится  также вопрос о выделении особого  геолого-географического представления  о времени и пространстве. Здесь,  прежде всего речь идет опять  же о пространственно-временном  континууме, в рамках которого происходит эволюция Земли. «Геологические серии напластований оказались психологически слиты с движением времени, стрела которого направлена в нормально залегающих слоях снизу вверх. Географы внесли в науку представление о ценности времени, а также об эмоциональном моменте, связанном с оценкой длительностей и давностей. Поскольку, физические представления о времени выступают в качестве фундаментальных в естественных науках, то в геологии это привело к своеобразной двойственности в понимании геологического времени.

     Геологический процесс реализуется одновременно внутри физического времени, безотносительно  к специфике данных объектов, и  внутри «реального геологического времени», которое, напротив, зависит от специфики  данной развивающейся системы. Поэтому относительно геологических процессов вводится понятие «характерного времени», которое отражает специфичность и относительность скорости протекания процессов.

Заключение 

     Понятия пространства и времени всегда оказывались  в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Однако указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода.

     В научной модели мира, начиная с  Ньютона и Галилея, время и  пространство рассматриваются как  особого рода сущности, как некоторые  не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности (Субстанциальная концепция).

     Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит, а этой целью серию опытов («опыты Майкельсона— Морли»). Результат оказался негативным (Реляционная концепция).

     В современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и  гравитационные взаимодействия связываются  между собой и рассматриваются  как своеобразные расщепления глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Таким образом, пространство и время-это, всеобщие формы существования, координации объектов.

     Однако  пространство и время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий. Как показывает лингвистический анализ, представители разных культур даже воспринимают время по-разному.

     Различия  в понимании пространства и времени  существенно влияют не только на специфику  их восприятия, но и на специфику  их использования даже в физике. Культура, которая выражается через  язык, детерминирует образы и представления о мире, в том числе и научные, окрашивает науку в национальные цвета. В отличие от мифопоэтического представления мир в физической картине стал бессмысленным, измеряемым и ограниченным пространством и временем. То же самое и со временем. Разные понимания времени порождают и различные понимания мира. И здесь действительно стоит задуматься, а не был ли прав И. Кант, говоря о пространстве и времени как об априорных формах нашего рассудка, который интерпретирует мир соответствующим образом. Таким образом, пространство и время различаются в культурном смысле «по горизонтали», т.е. в разных одновременных культурах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М., 2003.

3. Карпенков С.Х. Концепции  современного естествознания: Учеб. для    вузов, 6-е  изд., М.: Высш. шк., 2003.

4. Концепция современного естествознания: Под ред. профессора С.И. Самыгина. Изд. третье. Ростов н/Д: «Феникс», 2004

5. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. М., 2002

6.  Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М., 2001.

7. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 2000.

8.  Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 2002.

9.  Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 2002.

10.  Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2002.

Информация о работе Пространство и время