Роль и функции математики в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Естествознание — неотъемлемый компонент культуры, определяющий мировоззрение человека[1]. Научное мировоззрение обеспечивает восприятие достижений науки обществом и устойчивость к манипуляциям общественным сознанием. Рациональный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Он существенно дополняет художественный метод познания действительности.
В своем реферате я бы хотела рассмотреть математику как метод научного познания и применение математических методов в естествознании, а также подробнее остановится на истории ее развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
История развития. Зарождение счета в системе первобытного общества…………...3
Развитие математических знаний в эпоху классообразования и цивилизаций
Древнего Востока………………………………………………………………………...7
Мир как число. Пифагорейский союз и его естественно-научные достижения…………………………………………………………………………...9
Математические открытия средневековой арабской культуры…………….13
Математическая и научная программа……………………………………………… 15
Методы научного познания. Применение математических методов в естествознании………………………………………………………………………….17
Заключение……...………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью современного естествознания является также то, что методы исследования все в  большей степени влияют на его  результат (так называемая «проблема  прибора» в квантовой механике).

    После триумфа классической механики Ньютона химия в лице Лавуазье, положившего начало систематическому применению весов, встала на количественный путь, а вслед за ней и другие естественные науки. «Таково первое основание, по которому физик не может обойтись без математики; она дает ему единственный язык, на котором он в состоянии изъясняться[12].

Дифференциальное и интегральное исчисление хорошо подходит для описания изменения скоростей движений, а  вероятностные методы—для необратимости и создания нового. Все можно описать количественно, и тем не менее остается проблемой отношение математики к реальности. По мнению одних методологов, чистая математика и логика используют доказательства, но не дают нам никакой информации о мире (почему А. Пуанкаре и считал, что законы природы конвенциальны), а только разрабатывают средства его описания. Однако еще Аристотель писал, что число есть промежуточное между частным предметом и идеей, а Галилей полагал, что Книга Природы написана языком математики.

Не имея непосредственного  отношения к реальности, математика не только описывает эту реальность, но и позволяет, как в уравнениях Максвелла, делать новые интересные и неожиданные выводы о реальности из теории, которая представлена в  математической форме. Как же объяснить  непостижимую истинность математики и  ее пригодность для естествознания? Может все дело в том, что «механизм математического творчества, например, не отличается существенно от механизма какого бы то ни было иного творчества»[13]? Или более пригодны более сложные, системные объяснения?

По мнению некоторых методологов, законы природы не сводятся к написанным на бумаге математическим соотношениям. Их надо понимать как любой вид  организованности идеальных прообразов вещей, или пси-функций. Есть три  вида организованности: простейший —  числовые соотношения; более сложный  — ритмика 1-го порядка, изучаемая  математической теорией групп; самый  сложный — ритмика 2-го порядка  — «слово». Два первых вида организованности наполняют Вселенную мерой и  гармонией, третий — смыслом. В рамках этого объяснения математика занимает свое особое место в познании[14].

 

Заключение:

Без знания современной науки, без освоения ее идей, языка и  методов невозможно принятие ответственных  решений, которые требуются для  управляемого развития. Как-то Станислав  Лем подчеркнул, что «общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе и в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих»[15].

Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший  нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и  техники, а из-за недостаточного распространения  знания и культуры, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами или юристами, должны понимать естественно-научную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий. Сказанные ранее слова А. Эйнштейна дополняют эту мысль: «Ограничение области знания лишь небольшой группой людей ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию»[16].

Общество ответственно за формирование реальных ценностей развития науки и техники, за воспитание нравственных устоев будущего человечества. Сейчас важно, чтобы научные разработки были восприняты обществом и востребованы им. Создание научной общественности должно быть одной из важнейших задач  в обучении молодежи, поскольку восприятие достижений науки зависит от сознания общества больше, чем от самих достижений. Это особенно актуально в наше время, когда в условиях свободы  слова средства массовой информации обеспечивают нас сенсациями на любой  вкус. Только общественность, умеющая  правильно оценить достижение и  отличить его от ложного успеха, может помочь науке развиваться  по правильному пути.

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.6-е изд. Москва, 2006(стр.3);
    2. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974 (239с.);
    3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Москва, 1999 (стр.26-31);
    4. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. М.; Л., 1950. Т.1. (стр.141);
    5. Вандер ванн дер Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: ГИФМЛ, 1959 (460 с.);
    6. Рыбников К.А. История математики. 2-е изд. М., 1974 (455 с.);
    7. Дитмар А.Б. География в античное время. (Очерк развития физико-географических идей.) М., 1980 (149 с.);
    8. Рыбников К.А. История математики. М., 1974 (стр. 99);
    9. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.6-е изд. Москва, 2006(стр. 31-33);
    10. А. Пуанкаре. Цит. соч. (стр.291);
    11. А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики.- М., 1965 (стр.231);
    12. А. Пуанкаре. Цит. соч. (стр.220);
    13. А. Пуанкаре. Цит. соч. (стр.285);
    14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Москва, 1997(стр. 21-23);
    15. Коптюг В.А. Наука спасет человечество. Новосибирск, 1997 (стр.243)
    16. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.6-е изд. Москва, 2006(стр.600);

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль и функции математики в естествознании