Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:39, реферат
Самое лаконичное и удачное определение ма¬тематики дает Николай Бурбаки (коллективное имя группы французских математиков). Он определяет современную матема¬тику как науку о структурах, «единственными математически¬ми объектами становятся, собственно говоря, математические структуры». В данном случае под структурой имеет¬ся в виду определенным образом упорядоченное многообразие ма-тематических элементов (чисел, функций и т.п.).
Введение
1. Предмет и специфика математики
2. Эффективность математики для естествознания
Заключение
Список использованной литературы
Но имеют ли воображаемые математические миры операциональное значение для естествознания? Не подобны ли они миражам? На этот счет история науки свидетельствует неопровержимым образом: воображаемые математические миры имеют для естествознания (и гуманитаристики) возможностное операциональное значение. Сохраняя свою относительную самостоятельность, математика не только не изолирована от естествознания, но и находится с ним в непрекращающихся союзных отношениях, что, кстати, свидетельствует об органической целостности и единстве науки, взаимосопряженности ее составных частей.
Математика имеет для всей науки в целом непреходящее операциональное значение. Почему это возможно? Потому что критерий непротиворечивости характерен не только для математики, но и для всей науки. Выражаясь несколько метафорически, можно сказать, что математическое знание перекачивается в естествознание (и гуманитаристику) по каналам непротиворечивости. В плане образцов непротиворечивости математика столь многообразна и богата, что всегда готова удовлетворить запросы своих «клиентов» из области естествознания (и гуманитаристики). И вот здесь начинается самое удивительное. Математическое знание столь детально, а порой необычно по форме, что оно часто вызывает у естествоиспытателей (и гуманитариев) не только чувство восхищения, но и известное недоумение. Обращение к арсеналу математических идей сплошь и рядом вынуждает естествоиспытателя не без удивления обнаружить, что упорядоченность изучаемых им феноменов намного больше, чем это казалось ему до своего математического прозрения. Весьма показательны в этом отношении успехи, связанные с использованием в естествознании, например, дифференциального и интегрального исчисления, так называемого математического анализа.
На первый взгляд, специалисты в области математического анализа занимаются довольно странными манипуляциями с бесконечно малыми величинами, производными, интегралами, изучают функции, находят их экстремальные значения и все это под эгидой понятия предела, развитого благодаря усилиям таких великолепных математиков, как К. Вейерштрасс и О. Коши. И вдруг выясняется, что в тиши кабинетов, вдали от физических и биологических лабораторий сотворено нечто такое, что имеет и для физики, и для биологии (и для различных разделов гуманитарного знания) непреходящее значение.
Допустим, у физика в распоряжении имеется уравнение, описывающее некоторые физические явления, например состояние движения. «Обрушив» на это уравнение всю мощь математического анализа, обнаружится множество регулярностей, упорядоченностей. Предположим, речь идет о равноускоренном движении:
S = Vot + at2/2, где S — путь, Vo — начальная скорость, а — ускорение, t — время движения. Необходимо определить формулу скорости:
d S
V = — = Vo + at.
dt
Формула скорости найдена легко и не без изящества.
Приведенный пример весьма прост, но и он дает некоторое представление о возможностях математики в естествознании. Умудренный в математике естествоиспытатель из знания уравнения, описывающего изучаемые явления, извлечет важную информацию. Что касается самого этого уравнения, то его поиск обычно ведется с опорой на экспериментальные данные, но в контексте известных исследователю математических знаний они постоянно встают перед взором исследователя. Современная наука — далеко не простое мероприятие, она требует изощренности ума и воображения, высокой компетентности в области различных разделов математики, каковых достаточно много и которые не поддаются унификации, в том числе и на основе теории множеств, главного, но не единственного оплота современной математики.
Математика, поскольку в ней не используется критерий подтверждаемости, отличается от естествознания, но вместе с тем используется в нем. Единство математики и естествознания, опора на математику в экспериментальных науках приводит к тому, что она порой причисляется к естествознанию. Часто говорят, что есть «чистая» математика и прикладная математика. Утверждается также, что математика изучает объекты реального мира, но абстрагируется от их конкретного содержания. Споры вокруг статуса математики продолжаются, и им не видно конца.
Математика — относительно самостоятельная часть науки, которая обладает такой спецификой, которая делает несостоятельной ее зачисление в область то ли естествознания, то ли гуманитаристики (где она также широко используется). Математике чужды семантический критерий подтверждаемости и прагматический критерий эффективности. Несмотря на принципиальное различие математики, естествознания и гуманитаристики между ними существует некоторая синтаксическая общность (простой пример: у=х2 встречается в любой науке, но при этом под у и х понимаются специфические вещи, понятия, ценности, параметры).
Между математикой и гуманитаристикой существует некоторая синтаксическая общность, но лишь частичная. Синтаксические достоинства математики намного богаче синтаксических реалий естествознания, равно как и гуманитаристики. Наличие общности между математикой и естествознанием не является достаточным основанием для их отождествления (если А и В имеют нечто общее, то отсюда не следует, что А есть В).
Выражение «использование математики в естествознании» нельзя отнести к числу ясных по своему смыслу. Упомянутое «использование» фактически является установлением взаимно однозначного соответствия между математическими и естественнонаучными структурами. При этом каждый тип структур сохраняет свою специфику.
Заключение
Математика
изучает многообразие
Математика — это не семантическое и не прагматическое, а синтаксическое знание. В основном математика оперирует формально-символическими записями. Главный интерес математика — детальное определение черт упорядоченности изучаемых (и изобретаемых) им многообразий математических конструктов.
Математика
имеет дело с воображаемыми
структурами.
Математика — торжество творчес
Между математикой и естествознанием существует известная синтаксическая общность. В силу этого обстоятельства возможно установление взаимно однозначного соответствия между математикой и естествознанием. Использование математики в естествознании позволяет наиболее эффективным путем выявлять многие черты упорядоченности последнего.
Список использованной литературы
1.Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. - СПб.,2001.
2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.,2003.
3. Рузавин Г.И. Концепции
4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
5. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М., 2002.
Информация о работе Роль математики в современном естествознании