Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:20, доклад
формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальная форма осмысления реальности. Основная проблема языка культуры – это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как «по вертикали», т.е. диалога между культурами разных эпох, так и «по горизонтали», т.е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.
Изучением культурных объектов
с точки зрения выражаемого ими смысла,
значения занимается культурная семантика.
Культурные объекты рассматриваются в
культурной семантике как средства трансляции
культурно—значимой информации – смысла
за каким—то объектом, который выступает
как знак (заместитель данной информации)
и понимание (осмысление информации, транслируемой
с помощью знака).
Понимание является наиболее важным моментом
функционирования языка культуры. При
коммуникации (обмене знаками) неизбежно
присутствуют определенная неадекватность
понимания, момент интерпретации, искажающий
исходный смысл.
Культура выражает себя и через мир символов
– знаков, не имеющих предметного значения,
но через которые открывается смысл самого
объекта. С помощью символов информация
передается средствами, превосходящими
возможности языка (эти средства – гербы,
эмблемы, символика цвета, жестов и др.).
Особое значение имеют символы в религии,
искусстве. Каждый вид искусства имеет
свой образно—символический язык (есть
язык музыки, танца, живописи, кино, театра
и т. п.).
Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы».
Язык – грамматическая система, виртуально существующая у каждого в мозгу, точнее, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в коллективе. Ожегов трактует язык, как систему звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующую работу мышления и являющуюся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; речь, способность говорить; систему знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. А.Г. Шейкин выделяет язык культуры – совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). Язык культуры формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языка культуры – основное коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение языка культуры – ключевой элемент социализации, аккультурации. Каждому языку культуры соответствует, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определённых смыслах, а также собственно знаковая система – выразительность, средство языка. Язык культуры можно дифференцировать по отнесенности к определённой области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики); по принадлежности определённой (этнической, профессиональной, историко-типологической и т.д.) субкультуре, языковому сообществу (английский язык, язык хиппи); по знаковой представленности, её типам (вербальный, жестовый, графический, иконический, образный, формализованный языки) и видам – определённым культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на определённый способ восприятия (рациональное познание, интуитивное понимание); по специфике внутренних грамматических, синтаксических и семантических правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.); по ориентации на определённые коммуникативные и трансляционные ситуации (язык полит, речей, язык офиц. документов); с т. зрения приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализированной форме, в той или иной субкультуре.
Слово «символ» одно из самых многозначныхв системе семиотических наук. Выражение «символическое значение» широко употребляется как простой синоним знаковости. Символ – знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. По Ожегову символ-то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. В искусственных формализованных языках символ – понятие, тождественное знаку. В эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении. В социокультурных науках – материальный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является аналогом значения иного объекта. Важное (но не необходимое) свойство символа – его репрезентативность, эстетическая привлекательность, которая подчеркивает важность и общезначимость символа, но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления символа в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности символа оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми). Символ может функционировать как общекультурный, в рамках субкультуры (этнической, языковой, профессиональной и т.д.), быть специфичным для того или иного уровня или формы культуры.
Другим не менее важным понятием в семиотике является понятие кода. Код – система условных обозначений или сигналов. Социологи определяют код как дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Кравченко А.И. определил код, как совокупность знаков (символов) и систему определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулирующие код, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Код представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила её функционирования. При передаче какого-либо сообщения от одного лица другому, код задаёт соответствие означаемых и означающих, т.е. задаёт набор знаков. Код должен быть выбран так, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их означаемые и принимает сообщение.
Далее в ходе выявления особенностей языка и символов молодёжных субкультур будут использованы следующие определяющие содержания понятий знак, символ, язык, код: определение знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его; символ – знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной; язык – система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию; код – совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания).
Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез.
Культура – динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:
Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв второй половины XX века. На индивидуальном уровне культурная адаптация связана с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой переменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация).
Культурная ассимиляция – процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры на белорусскую.
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации, испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.
Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные войны.
Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).
Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.
Антропогенез - процесс порождения человека
Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем "царь птиц". Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo - человек) - "человечьих". Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - человека разумного, Homo sapiens - и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).
Социогенез
Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:
1. отношения к природе,
важнейшие из которых
2. отношения по поводу
производства этих
Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.
Культурогенез
Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами. Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор.
Закономерности развития культуры, традиции и инновации.
Законы развития культуры одной из основополагающих проблемкультурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.
1 Культура обладает
2 Культура есть результат
сплетения множества различных
факторов, одни из которых в
определенные моменты